Menu

Цветные сплавы золота

Перевод статьи Cristian Cretu and Elma van der Lingen

Gold Bulletin 1999, 32(4)

С древних времен, золото используется в основном в декоративных целях и его цвет играет важную роль в этой области применения. Были разработаны различные методы для объективной оценки характеристик цвета. Эта статья описывает CIELAB систему, которая получила признание в качестве эффективного способа оценки цвета. Описаны различные цветные сплавы золота, известные на сегодняшний день, а также их взаимосвязь с металлургией процессов.

История золота идет рука об руку с развитием человеческой цивилизации и влияет на ее расширение и развитие с тех самых пор, когда первая золотая вещь была создана. Насыщенный желтый цвет золота всегда была привлекателен для человечества и золото использовали во всех частях мира еще с 3000 г. до н.э. [1, 2].

Золото и медь - единственные металлы, которые обладают цветом. Благодаря этому свойству можно предположить, что сплавы золота различных цветов могут быть сделаны путем варьирования легирующих добавок. В 862 г. до н.э. лидийцы использовали монеты, изготовленные из зеленого сплава золота и серебра - сплава, известного как «электра» и состоящего из 73 вес.% Au и 27 вес.% Ag. Красный золотой сплав с 70 мас.% Cu и 30 мас.% Au, был использован ювелирами империи Чиму (около 1300 н.э.). Сейчас это северная Перу [3]. В настоящее время разработаны различные цветные сплавы золота, которые дают возможность для создания уникальных украшений и декоративных элементов (рисунок 1).

В этой статье мы намереваемся кратко рассмотреть образование и оценку цветов металлов, а также различные цвета сплавов золота и их свойства.

Формирование цвета металла

Мы воспринимаем цвет, когда различные длины волн, составляющих белый свет, избирательно взаимодействуют с веществом путем поглощения, дифракции, отражения, преломления или рассеяния световых лучей или когда не белый свет излучается веществом [4]. Длина волны видимого света порядка 380-780 нм. Рисунок 2 показывает энергию в видимой части спектра.

Образование цвета в металлах и их сплавах можно объяснить с помощью зонной теории. Когда металл и свет взаимодействуют, электроны с поверхности металла, на энергетическом уровне, расположенном ниже или на уровне Ферми, поглощают фотоны и приходят в возбужденное состояние выше уровня Ферми [5]. Эффективность поглощения и вторичного излучения света зависит от атомных орбиталей атомов [4]. Белый отраженный свет получится в том случае, если различные цвета в белом свете отражаются одинаково хорошо. В случае золота и меди, эффективность падает с ростом энергии, в результате чего из-за уменьшения отражательной способности в синей части спектра они отражают лучи желтого и красноватого цвета.

Измерения, выполненные на золотых сплавах с различным содержанием серебра (рис 3), показывают высокую отражательную способность, демонстрируемую чистым золотом для нижней части энергии (ниже 2,3 эВ) видимого спектра [6] (рисунок 2). Это означает, что желтый цвет золота формируется путем селективного отражения красного-желтого диапазона длин волн. При увеличении содержания серебра, высокая отражательная способность начинает преобладать в высокой энергетической части видимого спектра. Серебро имеет очень похожую электронную структуру, но переход электронов над уровнем Ферми требует большей энергии, что сдвигает отражательную способность на конец фиолетового видимого спектра, в результате чего получается характерный белый металлический цвет [6].

Система измерения цвета

Для некоторых применений золота, в основном для ювелирных изделий и стоматологии, цвет играет важную роль. В течение очень долгого времени производители не оценивали цвет, но это уже не уместно, так как человеческий глаз является субъективным. Есть случаи, когда цвет является непременным условием, например, при выборе припоя для ремонта элементов украшения. Такие ремонты и массовое производство ювелирных изделий сегодня требуют объективного способа измерения цвета. Даже небольшие изменения в цвете подобных деталей - знак непрофессионализма и низкого качества, и может быть очень дорогостоящим для производителей ювелирных изделий.

Необходимость точного измерения цвета привело к созданию различных систем, предназначенных для оценки цвета. Система Munsell описывает цвет с помощью трех координат: «оттенок», «цветность» и «значение» [7]. «Оттенок» является названием цвета и описывается словами (красный, зеленый, синий, и т.д.), «цветность» обозначает интенсивность цвета, как расстояние от бело-серо-черный оси, и «значение» описывает положение на бело-серо-черной оси. Система Манселла по-прежнему опирается на человеческий глаз, и цвета описываются визуальным сравнением их по близости к ближайшему эталону.

Тем не менее, ювелирная промышленность требует более объективную систему, чтобы было единообразие между различными производителями. Система DIN использующаяся Европейским союзом, основана на сравнении физического цвета со стандартным цветом золота. Недостатком этой системы является то, что идентификационный цвет по-прежнему зависит от глаз, а низкокаратное золото может со временем обесцветиться из-за потускнения.

Manufacturing Jewellers & Silversmiths of America’s Committee для золотого цвета определила эталон, который основан на системе CIELAB [8, 9]. Эта система имеет то преимущество, описывает цвет математически, без вмешательства человеческого глаза, и является частью американского сообщества по стандартному испытанию материалов на цвет и внешний вид. CIELAB является международно признанной системой измерения цвета, разработанной CIE (Международная комиссия по освещению), и принятой в 1976 году.

Метод CIELAB выражает цвет в трехмерных координатах - L*, а* и b*, где L* - яркость [10]. Значение L*= 0 означает, что свет не отражается от образца, а L* = 100 означает, что весь падающий свет отражается. Координата а* - мера интенсивности зеленого (отрицательного) или красного (положительного) компонента спектра, в то время как b* - мера интенсивности синего (отрицательного) или желтого (положительного) компонента. Цвет образца может быть определен путем построения этих координат в качестве точки в трехмерном пространстве, изображенном на рис.4.

Значения L*, а* и b* образца получают в виде прямых показаний с помощью спектрофотометра, подключенного к компьютеру. Спектрофотометр имеет разрешающую способность в 5-10 раз выше, чем человеческий глаз [7, 10]. Так как цвет образца зависит от источника света, самого образец и наблюдателя, спектрофотометр использует искусственный источник света, который имитирует естественный свет, фотодиоды в качестве датчиков, и компьютер в качестве наблюдателя. Различные проблемы, связанные с измерения цвета, такие как объективность, точность и воспроизводимость решаются с помощью этой системы.

Измерения цвета

Рисунок 5 показывает а* b* координаты цвета различных цветных сплавов золота. Их составы представлены в таблице 1.


Таблица 1

Состав цветных сплавов золота, вес.%

Сплав Au Ag Cu Al Fe In Co
1N-14* (9) 58.5 26.5 15.0 - - - -
2N-18* (9) 75.0 16.0 9.0 - - - -
3N* (9) 75.0 12.5 12.5 - - - -
4N* (9) 75.0 9.0 16.0 - - - -
0N**(9) 58.5 34.0 7.5 - - - -
Красное золото 50.0 - 50.0 - - - -
Синее золото 75.0 - - - 25.0 - -
Синее золото 46.0 - - - - 54.0 -
Фиолетовое золото 80.0 - - 20.0 - - -
Черное золото 75.0 - - - - - 25.0

* Стандартный для Германии, Франции и Швейцарии

** Стандартный для Германии и Франции


Цветовая разница может быть мерой потускнения сплава. По вычислению расстояния между двумя точками в системе CIELAB разница в цвете может быть численно описана. Значение DE* [11] представляет это расстояние и может быть рассчитано по формуле:

Индексы 1 и 2 относятся к координатам начального и потускневшего образца соответственно; L*, а* и b* были определены выше как в CIELAB координаты соответствующих сплавов / образцов – (см. текст под рис.4). DE* описывает расстояние между двумя точками, представляющими цвет образцов в трехмерный системе CIELAB. Построив значение DE в зависимости от времени термообработки, можно определить изменения цвета (см. рис. 6). В этом случае потускнение золотого сплава может быть оценено при сравнении со стандартным цветом.

Цветные сплавы золота

Легирующие добавки к золоту и меди могут создавать различные цвета, в результате чего добиваются разнообразия ювелирных изделий. Сплавы золота могут иметь цвета, которые удивительно отличаются от обычных сплавов, например, синий, черный или фиолетовый (рис.7). В этой статье цветные сплавы золота классифицируются по следующим трем основным металлургическим категориям:

Система Au-Ag-Cu;

Интерметаллические соединения;

Оксидирование поверхности.

Au-Ag-Cu система

Система Au-Ag-Cu является основой наиболее распространенных ювелирных изделий из золота и стоматологических сплавов, используемых сегодня, и насчитывает несколько тысячелетий. Цветные вариации желтого, красного и зеленого могут быть получены различными соотношениями Аи- Ag- Cu. Рис. 8 иллюстрирует богатый, желтый цвет высококаратного золота. Белое золото разработано также на основе системы Au-Ag-Cu. Белый цвет является результатом легирования элементов, известных своими характеристиками отбеливания, таких как никель (Ni), палладий (Pd) и марганец (Mn). Легирующие добавки в тройной системе также используются для улучшения свойств, таких как литейные качества или твердость.

Желтое, зеленое и красное золото

Множество оттенков и цветов может быть получено в системе Au-Ag-Cu только путем изменения состава, как показано на тройной диаграмме на рис.9. Добавка меди дает красноватый оттенок сплава, а добавление серебра делает сплав зеленоватым. В соответствии с зонной теорией добавление серебра в сплав Au-Cu вызывает расширение энергетической щели, которую электроны должны преодолеть, чтобы достичь энергетического состояния над уровнем Ферми. Чем шире разрыв, тем больше энергии поглощается из падающего света, и, следовательно, отражательная способность увеличивается не только для красных и желтых областей спектра, но также и для зеленого [6].

Металлургия тройной системы Au-Ag-Cu, в том числе явлений порядок-беспорядок, была тщательно изучена и рассмотрены в глубине Prince и др [13], [14 Рэпсон, 15], и Ясуда [16]. Примеры зеленых золотых изделий показаны на рисунке 10.

Добавление цинка (Zn) до 15 мас% к сплавам системы Au-Ag-Cu может изменить красный цвет обогащенных медью сплавов до красновато-желтого или темно-желтого [17]. Эти сплавы характеризуются хорошей обрабатываемостью. Добавления цинка влияют как на систему Au-Cu, так и на масштаб двух фаз 1 + 2 области, и, следовательно, влияют на возрастные характеристики упрочнения сплавов [17, 18]. Разработано соотношение между составом и цветом в области 14 каратных сплавов, содержащих цинк [19]. После многих цветовых измерений был разработан индекс цвета, который может быть вычислен из массовых процентов серебра, меди и цинка, используя следующую формулу:

(Следует также отметить, что цинк быстро выгорает при любом плавлении или переплаве металла – Прим. переводчика)

Добавление кадмия (Cd) до 4 мас.% было также использовано для производства 18 каратных зеленых сплавов. 75Au-23Cu-2Cd - светло-зеленый сплав, состав 75Au-15Ag-6Cu-4Cd темно-зеленого цвета [20]. Кадмий, в основном, известен в качестве легирующей добавки, используемой для производства припоев.

Однако CdO считается очень токсичным, он раздражает дыхательную систему и наносит непоправимый ущерб почкам. Он классифицирован Международным агентством по изучению рака в качестве канцерогена [21 - 23].

Белое золото

Сплавы белого золота были первоначально разработаны в качестве заменителей платины и обычно используются в ювелирной промышленности для монтировки бриллиантов, для комбинированных, белых с желтым ювелирных изделий, и для застежек (иногда с гальваническим нанесением золота) на высококачественные колье вследствие высокой прочности этих сплавов (рисунок 11). В прошлом белое золото мало использовалось, но модные тенденции и рост цены на золото в 1972-1973 обусловили моду на серебряные украшения и белое золото [24]. В Европе новая тенденция в сторону белого золота стала очевидной.

Белые сплавы золота, используемые в ювелирной промышленности, в основном базируются на комбинациях Au-Cu-Ni-Zn и Au - Pd-Ag. Отбеливающий эффект никеля или палладия является результатом снижения отражательной способности сплава в низкой энергетической части видимого спектра. Процессы поглощения идут при энергиях значительно ниже, чем для чистого золота и отражательная способность снижается в красной и инфракрасной областях спектра [6]. Рисунок 12 показывает кривые отражательной способности для различных никель- и палладий-содержащих сплавов.

Никель традиционно используется для белых сплавов золота из-за его низкой стоимости и сильного эффекта отбеливания. В золото-медь-никель-цинковых сплавах никель является основным агентом отбеливания, а цинк используется в качестве вторичного отбеливателя для компенсации окрашивающего эффекта меди. Никель-содержащие сплавы белого золота характеризуются высокой твердостью непосредственно после литья, быстрым упрочнением и тенденцией к растрескиванию при нагревании. Коммерческие сплавы претерпевают разделение на обогащенные золотом (Au-Cu) и обогащенные никелем (Ni-Cu) фазы, которое приводит к повышению твердости [25]. Поскольку эти сплавы имеют низкую пластичность, в процессе изготовления изделий постоянно требуются промежуточные процедуры отжига [26]. Медь добавляется, чтобы улучшить пластичность и обрабатываемость сплава. Использование никель-содержащих сплавов золота в ювелирной промышленности стало менее популярным из-за аллергической реакции, вызванной никелем при контакте с кожей [27].

Сравнение свойств, преимуществ и недостатков никель- и палладий-содержащих сплавов белого золота получило значительное внимание в литературе [28 - 31]. Палладий-содержащие сплавы белого золота характеризуются низкой твердостью после литья, отличной пластичностью при холодной обработке, красивой цветовой гаммой при достаточном количестве палладия и отсутствием тенденции к растрескиванию при нагревании. Цвет сплавов Au-Pd в диапазоне от желтого до белого золота при содержании палладия выше 15 мас.%. Тем не менее, палладий-содержащие сплавы золота малопривлекательны из-за высокой температуры ликвидуса и высокой плотности и еще из-за увеличения стоимости сплава за счет стоимости палладия.

Требования к сплавам белого золота:

Подходящий белый цвет и высокая отражательная способность;

Разумная твердость в литом и отожженном состояниях (менее 200 VH);

Адекватная пластичность при холодной обработке (достаточно при удлинении > 25%);

Относительно низкая температура ликвидуса (менее 1100°С);

Экономичные легирующие элементы.

Был проделан большой объем работ по подбору легирующих элементов, которые дадут нужную комбинацию свойств, необходимых для идеального сплава белого золота. В таблице 2 приведены отбеливающие эффекты различных легирующих элементов.

Таблица 2

Потенциальные легирующие компоненты для сплавов белого золота (27 - 29, 32, 33).

Элемент Эффект Комментарии
Цвет Обрабатываемость
Ag Умеренный отбеливатель Великолепная Сера вызывает потемнение, отбеливает только низкокаратные сплавы
Сu Тоже красный (при содержании более 5% Улучшает обрабатываемость -
Сo Очень слабый отбеливатель (1,5%) Великолепная Повышает ликвидус, твердость. Аллерген
Сr Превосходный отбеливатель (13%) Невозможна 2% Cr не влияет на цвет; увеличивает температуру солидуса выше 1100oС
Fe Почти полное отбеливание (16%) От плохой до удовлетворительной Плохая коррозионная стойкость; увеличивает температуру солидуса в сочетании с 4-5вес.% Pd, при содержании выше 10% мас.вызывает чрезмерную твердость и окисляется при литье
In Умеренный отбеливатель (5,5%) Невозможна При концентрации менее 2% не имеет влияния на цвет, понижает твердость
Sn Умеренный отбеливатель (5%) Невозможна Охрупчивание
Zn Умеренный отбеливатель (6%) Хрупкое (более 6%) Летуч, непригоден для литья, увеличивает тенденцию к растрескиванию при нагревании, высокие пропорции могут вызвать чувствительность, меньше 2 мас% улучшает поведение при литье по выплавляемым моделям, но все еще без полностью удовлетворительных результатов
Al Очень слабое отбеливающее действие (1,5%) Плохая Сильное оксидообразование
Mn Отсутствует (1,5%) Плохая Сильное оксидообразование, высокая реакционная способность, при содержании более 10 мас.%, заметный отбеливающий эффект, особенно в сочетании с Pd,восприимчивость к коррозии под напряжением при значительных количествах
Pt Отбеливающий эффект похож на Pd - Дорогостоящий драгоценный металл
Ti Ощутимый (1,3%) Плохая Сильное оксидообразование
Nb - - Увеличивает ликвидус
Ta Ощутимымый (7%) Плохая Увеличивает ликвидус, высокая реакционная способность
V Сильный отбеливатель (25%) Невозможна Увеличивает ликвидус, токсичен, высокая реакционная способность

Интерметаллические соединения

Пурпурное золото

Интерметаллические соединения представляют собой особую группу материалов со свойствами, которые сильно отличаются от свойств составляющих их отдельных металлов. Интерметаллическое соединение определяется как промежуточная фаза в системе сплава, имеющая узкий диапазон однородности и относительно простое стехиометрическое соотношение. Они, как правило, хрупкие, что делает их использование в традиционных украшениях практически невозможным, но их можно гранить и использовать в качестве драгоценных камней или в виде вставок (рисунок 13).

Самое известное из этих соединений - AuAl2, которое образуется при 79вес.% Au и 21вес.% Al [34]. AuAl2 имеет более высокую температуру плавления, чем его компоненты, определяя термодинамическую стабильность соединения. Соединение характеризуется прекрасным пурпурным цветом.

Фиолетовое соединение золота привлекло внимание микроэлектронной промышленности. Так как связи между золотом и алюминием в электронных устройствах подвергаются нагреванию при температуре выше 250oС, разработаны пять золото-алюминиевых интерметаллических соединений (Au4Al, Au5Al2, Au2Al, AuAl и AuAl2) [15]. Исследования, проведенные на биметаллических системах показали, что Au2Al и Au5All2 образуют первую форму, и что AuAl2 является окончательной равновесной фазой [35, 36]. Дифференциальные скорости диффузии алюминия и золота приводят к появлению эффекта Киркендалла*, вызывают пористость и, в конечном счете, разрушение алюминиево-золотого соединения [37]. Это механическое разрушение прозвали "фиолетовой чумой». Тем не менее, несмотря на то что фиолетовое соединение золота хрупкое, оно устойчиво и не разрушается при термической обработке [38].

Диаграмма Au-Al (Рисунок 14) содержит ряд интерметаллических соединений, образующихся при сочетании областей, расположенных близко к богатому золотом концу диаграммы. AuAl2 имеет содержание золота, близкое к 18-каратного сплаву (75 процентов золота), что позволяет производить идентичный 18 каратному золоту фиолетовый сплав.

Микроструктура 18-каратного фиолетового золотого сплава (Au / 25 вес.% Al), показана на рисунке 15, где светло-серая фаза представляет фиолетовый цвет [38]. Как только состав отклоняется от AuAl2 к богатой алюминием стороне фазовой диаграммы, цвет приближается к алюминию. Объемный процент пурпурной интерметаллического фазы уменьшается с увеличением второй фазы, состоящей из твердого раствора, богатого алюминием. Когда состав отклоняется от AuAl2 к богатой золотом стороне фазовой диаграммы образуется новый интерметаллид AuAl. При 88вес.% Au он заменяет AuAl2, изменяя цвет сплава. Фиолетовый цвет сохраняется, до тех пор пока содержание алюминия ниже 15 мас% [40].

Кристаллическая структура AuAl2 была определена в 1934 году, это простая кубическая структура типа CaF2 (рисунок 16). Более поздние исследования [41] показали, что узлы алюминиевой решетки не полностью заняты и что фактический состав AuAl2 ближе к Al11Au6.

Синее золото

Два других интерметаллических соединения, которые, как известно, меняют цвет золотых сплавов, - AuIn2, который имеет четкий синий цвет, и AuGa2 [6], который имеет небольшой синеватый оттенок. Рисунки 17 и 18 показывают фазовые диаграммы Au-Au и Au-Ga. Золото-индий интерметаллид AuIn2 образуется при 46 вес.% Au, а AuGa2 при 58,5 вес.% Au. Оба имеют кристаллическую структуру аналогичную фиолетовому соединению золота, которая основана на прототипе CaF2.Синий цвет "разбавлен" аналогичным образом, что и фиолетовый.

Интерметаллические соединения ведут себя в некоторых отношениях как чистые металлы, что делает возможным рассчитать их зонную структуру. Отражательная способность падает в середине видимого спектра и снова поднимается к концу фиолетовой, давая определенный цвет в каждом случае [43]. Рисунок 19 показывает отражательную способность в зависимости от энергии падающего света для AuAl2, AuIn2 и AuGa2.

Spangold

Некоторые Au-Cu-Al сплавы образуют интересную текстуру поверхности, в результате получено новое семейство сплавов золота, известного как "Spangold” [44, 45]. Два разных цвета образуются этими интерметаллическими соединениями: желтый - 76Au - 19Cu - 5Al сплавом и розовый - 76Au - 18Cu - 6Al сплавом. Декоративный эффект spangling является результатом изменения кристаллической структуры, которая создает много небольших граней на ранее полированной поверхности (рисунок 20). Во время охлаждения из высокотемпературной фазы сплавы подвергаются квази-мартенситному превращению, который включает в себя упорядочение атомов и сдвиг. Наблюдаемое поведение может быть объяснено, если предположить, что существуют сплавы в двух структурах: высокотемпературной упорядоченной В2-типа фазы, которая является объемно-центрированной кубической и упорядоченной фазы, стабильной при более низких температурах, имеющую объемно-центрическую тетрагональную структуру [46].

При охлаждении ниже 20oС в материале высокотемпературная фаза преобразуется в структуру упорядоченной фазы независимо от скорости охлаждения. Spangling термообработку обычно проводят путем нагрева детали в ванне с горячим маслом при температуре от 150 до 200oС в течение 10 минут, а затем охлаждения до температуры ниже комнатной.

Оксидирование поверхности сплава

Цветные золотые материалы, описанные выше, имеют общий признак сохранения того же цвета в поперечном сечении. В поисках различных цветов используется также другой метод, заключающийся в образовании цветного оксидного слоя на сплаве при термообработке на воздухе. Так как золото не обесцвечивается на воздухе, легированный металл характеризуется высокой устойчивостью к окислению основного металла. Слой оксида располагается только на поверхности металла, имеет ограниченную толщину и может быть поврежден при износе изделия. Оксидирование поверхности выполняется в качестве финишной обработки после шлифовки и полировки.

Серная печень (сульфид калия) может быть использована для окраски золотого сплава, содержащего значительное количество меди (18 карат и ниже). Диапазон цветов, который может быть получен, варьируется от коричневого до черного [20].

В VA Blue Gold SA of Geneva в 1988 году запущен сплав, который превращается в богатый синий сапфир термообработкой при 1800o C [47, 48]. Золото с содержанием от 20 до 23 карат, сплавляется с рутением, родием и тремя другими легирующими элементами. Синий поверхностный слой составляет от 3 до 6 мкм в толщину. 18-каратный сплав золота состоит из 24,4 вес.% Fe и максимум 0,6 вес.% Ni [49] и образует синий слой оксида путем термообработки в атмосфере между 450 и 600oС (рис 21). Слой оксида превращается в сине-зеленый цвет с увеличением содержания золота до 85 вес.%.

Черное золото обычно содержит кобальт, который образует черный слой оксида кобальта на поверхности при термообработке между 700 и 950oС [50, 51] (рисунок 22). Другие легирующие элементы также известны для создания черноватого слоя окислов меди, железа и титана. Черные сплавы золота также содержат, по меньшей мере, один из металлов платиновой группы, серебро или никель.

Ван Graan и Ван-дер-Линген [52] улучшили износостойкость 18-каратного кобальтсодержащего золота путем введения хрома. Использовалось электролитическое упрочнение, такое как применяется после окраски нержавеющей стали [53]. Добавление хрома привело к образованию тонкого слоя оксида, состоящего, в основном, из Cr2O3 и имеющего оливково-зеленый оттенок. Износостойкость в Au с 15 вес.% Co и 10 вес.% Cr была значительно лучше, чем у бинарного Au 25вес.% Со сплава, хотя слой оксида была приблизительно в пять раз тоньше (рисунок 23). Микроструктура сплава на рис.23 состоит из фазы, богатой золотом и содержащей 94 вес.% Au и кобальта и фазы, содержащей 90 мас.% Co. Между слоем CoO и матрицей имеется зона обедненного кобальта, содержащая только 2,4 вес.% Со в результате сегрегации кобальта на поверхность в процессе окисления.

Будущее цветных сплавов

Золотые украшения зачаровывают людей на протяжении тысяч лет. Оттенки и цвета - только вариации их красоты и блеска. Золото всегда будет цениться из-за своего уникального желтого цвета, но потребность в разнообразии и оригинальности вызывает моду на некоторые из цветных сплавов золота. Новые проекты и идеи, безусловно, возникают, и на уровне современных знаний и технологий, связанных с созданием цветных сплавов золота, могут быть успешно решены.

Об авторах

Доктор Элма ван дер Линген получила степень доктора философии в 1998 году на кафедре металлургического машиностроения и материаловедения в университете Претории. Она была сотрудником Mintek в течение последних десяти лет и возглавляет группу драгоценных металлов в отделе металлургии.

Кристиан Крету получил степень магистра материаловедения в Политехническом университете Бухареста ( Румыния) в 1996 году и он начал работать в качестве инженера Mintek в 1997 году в отделе драгоценных металлов. Ранее он работал в Институте цветных и редких материалов в Бухаресте, в лаборатории порошковой металлургии.

ЛИТЕРАТУРА

1. S. Watanabe, in ‘Precious Metals Science and Technology’, eds. L.S. Benner, T. Suzuki, K. Meguro and S. Tanaka, International Precious Metals Institute, Allentown, 1991, 1

2. World Gold Council, Gold Jewellery in the 1990s, Internet, http://www.gold.org/ Ginfos/Gi5jew.htm, 1999

3. World Gold Council, The New World - Pizzaro and Atahualpa, Internet,

4. K. Nassau, Colour Res. and Appl., 1987, 12, 4

5. K. Yonemitsu, in ‘Precious Metals Science and Technology’, eds. L.S. Benner, T. Suzuki, K. Meguro and S. Tanaka, International Precious Metals Institute, Allentown, 1991, p.13

6. K.E. Saeger and J. Rodies, Gold Bull., 1977, 10, 10

7. D.P. Agarwal and G. Raykhtsaum, in ‘The Santa Fe Symposium on Jewelry Manufacturing Technology 1988’, ed. D. Schneller, Santa Fe, 1988, p. 229

8. M. Plotnick, American Jewelry Manufacturer., Jan. 1991, 20

9. G. Raykhtsaum and D.P. Agarwal, Gold Technol., 1997, No. 22, p. 26

10. R.D. Overheim and D.L. Wagner, in ‘Light and Color’, John Wiley & Sons Inc., New York, 1982, 63, 253

11. G. Raykhtsaum and D.P. Agarwal, American Jewelry Manufacturer, February 1990, 116

12. J. Leuser, Metall., 1949, 3, 105

13. A. Prince, G.V. Raynor and D.S. Evans, in ‘Phase Diagrams of Ternary Gold Alloys’, The Institute of Metals, London, 1990, p. 7

14. W.S. Rapson, Gold Bull., 1990, 23, 125

15. W.S. Rapson, in ‘Intermetallic Compounds. Principles and Practice’, eds. J.H. Westbrook and R.L. Fleischer, John Wiley & Sons, Chichester, 1994, 2, 559

16. K. Yasuda, Gold Bull., 1987, 20, 90

17. A.S. McDonald, and G.H. Sistare, Gold Bull., 1978, 11, 66

18. D. Ott, Gold Technol., 1997, No. 22, p. 31

19. D.P. Agarval and G. Raykhtsaum, in ‘Precious Metals 1993, Proceedings of the 17th International Precious Metals Conference, Newport, Rhode Island’, ed. R.K. Mishra, International Precious Metals Institute, Newport, Rhode Island, 1993, p. 153

20. O. Untracht, in ‘Jewelry Concepts and Technology’, ed. R. Hale, Doubleday & Company, London, 1982, pp. 391, 718

21. M. Dabalà, M. Magrini and M. Poliero, Gold Technol., 1998, No. 24, p. 6

22. C.S. Freeman and C.J. Jones, in ‘The Santa Fe Symposium on Jewelry Manufacturing Technology 1988’, ed. D. Schneller, Santa Fe, 1989, p. 131

23. G. Normandeau, in ‘The Santa Fe Symposium on Jewelry Manufacturing Technology 1988’, ed. D. Schneller, Santa Fe, 1989, p. 179

24. W.S. Rapson and T. Groenewald, in ‘Gold Usage’, Academic Press Inc. Ltd., London, 1978, p. 9

25. A.S. McDonald and G.H. Sistare, Gold Bull., 1978, 11, 128

26. M.R. Pinasco and E. Stagno, Gold Bull., 1979, 12, 53

27. P. Bagnoud, S. Nicoud, P. Ramoni, Gold Technol., 1996, No. 18, p. 11

28. G. Normandeau, Gold Bull., 1992, 25, 94

29. G. Normandeau and R. Roeterink, Gold Bull., 1994, 27, 70

30. C.P. Susz and M.H. Linker, Gold Bull., 1980, 13, 15

31. I.B. MacCormack and J.E. Bowers, Gold Bull., 1981, 14, 19

32. G.P. O’Connor, Gold Bull., 1981, 11, 35

33. M. Dabala, M. Magrini, M. Poliero and R. Galvani, Gold Technol., 1999, no. 25, p. 29

34. W.S. Rapson, Gold Bull., 1996, 29, 141

35. T. Inagaki, E.T. Arakawa and T.A. Callcott, J. Appl. Phys., 1981, 52, 5597

36. R. Pretorius, T.K. Marais and C.C. Theron, Materials Science and Engineering, 1993, 10, 1

37. T. Raymond, Semicond. Int., 1989, 12, 152

38. R. Süss and C. Cretu, in ‘MSSA Proceedings’, eds. M. McLean, J.A.A. Engelbrecht, J.H. Neethling, C. Dennison, D. Mycock and R.H.M. Cross, Microscopy Society of Southern Africa, Johannesburg, 1998, 28, 20

39. T. Massalski, J. Murray, B. Lawrence, B. Hugh, (eds.), ‘Binary Alloy Phase Diagram’, American Society for Metals, Metals Park, Ohio, 1986, 1, 90, 260, 270

40. S. Hori, K. Kurokawa, T. Shimizo, M. Steel, M. Tsuboi and K. Yanagase, in ‘Precious Metals Science And Technology’, eds. L.S. Benner, T. Suzuki, K. Meguro and S. Tanaka, International Precious Metals Institute, Allentown, 1991, p. 430

41. H. Büchler and K.-J. Range, J. Less-Common Met., 1990, 160, 143

42. R. Cahn, Nature, 1998, 396, 52

43. S.S. Vishnubhatla and J.P. Jan, Philos. Mag., 1967, 16, 45

44. I.M. Wolff and M.B. Cortie, Gold Bull., 1994, 27, 45

45. M. Cortie, I. Wolff, F. Levey, S. Taylor, R. Watt, R. Pretorius, T. Biggs and J. Hurly, Gold Technol., 1994, No. 4, p. 30

46. F.C. Levey and M.B. Cortie, in ‘Solid-State Phase Transformations ‘99’, 1999, in press.

47. C. Kremkov, Jewellery News Asia, June 1988, p. 48

48. D.M. Lakin, Aurum, 1988, 34, 34

49. L. Muller, United States Patent 5,059,255, 1991

50. K. Nakama, European Patent 438980, 1991

51. T. Takayanagi, N. Marita and C. Seki, United States Patent 5,139,793, 1992

52. L. Van Graan and E. Van der Lingen, in ‘MSSA Proceedings’, eds. M. McLean, J.A.A. Engelbrecht, J.H. Neethling, C. Dennison, D. Mycock and R.H.M. Cross, Microscopy Society of Southern Africa, Johannesburg, 1998, 28, 19

53. T.E. Evans, A.C. Hart and W.H. Sutton, British Patent 47048/72, 1972