Как сделать классическую португальскую огранку



Классическая португальская огранка по Варгасу (Vargas «Diagrams for Faceting») имеет 161 грань: 10 рядов по 16 граней плюс площадка. Из-за того, что необходимо вырезать много ярусов и граней, камень довольно глубокий. Но есть некоторые модифицированные португальские огранки с меньшим количеством граней. Эта великолепная огранка создает калейдоскопический цветок, играющий внутри камня. Она лучше всего подходит для больших камней насыщенной окраски, так можно увидеть полную игру граней. Глубина камня ограничивает материал, который будет хорошо смотреться в этой огранке. Используются камни с коэффициентом преломления 1,76 и выше. Но есть некоторые модифицированные португальские огранки с меньшим количеством граней, так как довольно трудно найти натуральный камень, который можно было бы огранить с такой большой глубиной.

Камни с более низким коэффициентом преломления хуже выглядят в старой классической португальской огранке из-за большой глубины камня. В таких камнях всегда есть довольно большая мертвая зона в камне (либо в центре, либо вокруг коронки, в зависимости от используемых углов).

Для таких камней Jeff R. Graham разработал огранку, которую он назвал «Простая португальская». Он придумал дизайн, который сохраняет стиль и особенность старой огранки, но выглядит столь же эффектно при более низких коэффициентах преломления.

На фото справа показан камень такой огранки. У него 145 граней. Это африканский рубеллит турмалин размером 14 мм и глубиной 9,2 мм. Твердость по Моосу 7, чистота VVS, вес 10,30 карат.

Ниже рассказывается как это делалось.

Простая или классическая португальская огранка

Это исходный нигерийский турмалин. Как видно, этот рубеллит имеет среднюю насыщенность. Автор рекомендует использовать для этой огранки светлые и бледные камни, так как уже ограненный камень имеет свойство немного темнеть после огранки. Кроме того, в светлых камнях лучше проявятся все взаимодействия света с гранями и углами.

Обдирка до плоского пятна

Первое, что нужно сделать, это выявить любые недостатки или плохие места в камне. Лучше удалить по возможности их все перед тем, как насадить камень на стержень. Нагревание здесь небольшое, но и оно может привести к углублению трещин.

После того, как удалены все недостатки убедитесь, что вы обрабатываете хорошее место, там, где вы хотите сделать площадку. Подсказка: если вы не знаете, насколько чист ваш исходный камень, аккуратно обрежьте и сделайте плоскость для площадки так, чтобы можно было заглянуть в центр камня и просмотреть любые его недостатки.

Выбор держателя

Кажется простая вещь, но многие неопытные огранщики часто совершают ошибку, выбирая большой держатель, а затем при огранке камень уменьшается и они обнаруживают, что держатель, который они использовали, слишком велик.

Лучшее, что нужно сделать, это выбрать держатель, который примерно на один размер меньше, чем вы думаете. Посмотрите на изображение выше, и вы увидите, что держатель, который я использовал, не так уж велик. Я предпочитаю использовать немного больше воска (который можно отрезать), чем более крупный держатель.

Держатель

Я предпочитаю использовать красный / коричневый воск, но вы можете использовать то, что вам нравится. Удостоверьтесь, что камень хорошо прикреплен к держателю и отцентрирован.

Закрепка - это действительно очень важная операция. Можно достигнуть успеха, а можно все потерять. Поэтому не спешите, уделите ей самое пристальное внимание и старайтесь выполнять все правильно. Как вы можете видеть, у этого камня было несколько углублений и выступов, которые мне нужно было проработать на линии рундиста. Исходный камень был также не совсем круглый, но постепенно я его выровнял. Получилось вполне прилично.

Ярус P1 & P2(G)

Первое, что я вырезал, - это ярус P1 (см. схему в начале страницы). Обратите внимание, что я не свел грани к центру с тем, чтобы сберечь материал.

Обозначив вчерне P1 и P2 (G), можно получить представление о размерах готового камня.

Я не сводил грани P1 до центральной точки, потому что, когда я возвращаюсь и вырезаю P3 (и остальные ярусы павильона), они будут центрировать. Я могу так сделать, потому что это круглый камень, и ни один из павильонных граней не определяет / не устанавливает размер граней рундиста.

Все грани вырезаны под одним углом.

Доработка P1, P2(G), P3, P4

Как вы можете видеть, уровень P3, это почти центр. Настало время тонкой доработки всех уровней, которыэ я уже сделал к этому времени (P1, P2 (G), P3).

На этом этапе я снова проверяю все недостатки. Потому что как только грани доведены достаточно хорошо, можно легко просмотреть весь камень. Определив проблему сейчас, если она есть, можно сэкономить уйму времени потом.

Полировка рундиста и P1-P5

После более тонкой доводки яруса P5 можно начать полировку. Для этого камня я использовал оловянный круг с оксидом алюминия. Сначала я всегда полирую рундист, а затем P1 - P5.

Полирование всех фасетов этого дизайна не сложно, но требует упорной работы. У ярусов P4 и P5 ребра граней не велики, поэтому их легко заполировать или сколоть. Будьте осторожны.

Конус держателя для закрепки камня с другой стороны я выбираю почти той же ширины, что и камень, но не совсем.

Обработка яруса C1 и доводка ярусов C1, C2, C3

Обычно я использую довольно грубый круг (шлифовальный круг260) для яруса C1 и включаю читер (если необходимо) сразу после перестановки. (Читер - дополнительное приспособление фасеточной машины, позволяющее более тонко регулировать угол - Прим. переводчика.) Затем я переключаюсь на более тонкий абразив (стальной шлифовальный круг 1200) для любой настройки читера, которая может понадобиться.

Затем я перехожу к доводке всех ярусов и площадки.

Доработка C1, C2(G), C3, C4

Здесь нужно резать очень осторожно, так как на этой стадии можно быстро запороть камень.

Затем я обычно вырезаю площадку. Это облегчает встречу звездным граням (C4), и это просто легче для меня. Примечание: Я полирую площадку именно сейчас, это экономит время.

Полировка остальных ярусов

Я полирую ярусы C2, C3 и C4 после полировки площадки. Вы, если хотите, можете полировать площадку последней. Но я нахожу, что легче сделать все звездообразные грани, когда у меня уже есть площадка.

Таким образом я могу слегка потянуть звездные грани к таблице, сохранив остроту ребер яруса C3.

Понравилось? Получайте удовольствие!

Об авторе

Покойный Джефф Грэм был плодовитым огранщиком, создателем многих оригинальных украшений и автором нескольких высоко оцененных учебных книг по огранке, как например, «Gram Faceting Designs».