Menu

Культурное наследие: барочная огранка «роза»

Карл Шметцер


Цветные камни эпохи барокко огранки «роза» до сих пор не достаточно хорошо изучены, даже в таких известных коллекциях, как Чипсайтский клад, обнаруженный в Лондоне в 1912 году. Автор провел исследование камней, вставленных в регалии архиепископов и князей-выборщиков Трира и Кельна, чтобы расширить имеющуюся историческую информацию. Все эти произведения относятся ко второй половине XVII века. Хотя огранки той эпохи были все еще довольно простыми, состоящими из верхней плоской грани, окруженной одним или двумя рядами ступенчатых граней, огранки стиля «роза» были чрезвычайно разнообразны, но в целом показывают симметричный узор при расположении фасетов.

Огранка «роза» включает в себя множество вариантов, в каждом из которых отсутствует плоская площадка (стол) (рис. 1). Для бриллиантов эта огранка хорошо изучена и описана, в отличие от таких же огранок для цветных камней, информации о которых в литературе еще мало.

Рис. 1. Часть монстрации (дарохранительницы) из Кельнского собора. Камни побольше - гранаты, перидоты, синие сапфиры и кварц с подложкой из желтой фольги. Камни меньшего размера - бриллианты, аметисты и изумруды. Многие из драгоценных камней, используемых для украшения церковной утвари, огранки роза без плоских площадок, что демонстрирует большое разнообразие стилей огранки. Большой синий сапфир внизу размером 26 × 14 мм.

История создания бриллианта началась с полировки и/или небольшой модификации кристаллических граней октаэдров природного алмаза, создавая так называемую остроконечную точечную огранку. После этого, начиная с XVвека, были разработаны простые огранки, которые со временем становились все более сложными (Lenzen, 1966; Falk, 1975; Tillander, 1995; Klein, 2005; Gilbertson, 2007; Ogden, 2018). Алмазы огранки «роза» появились позже, в XVI - XVII веках. Процесс огранки начинался с первоначального раскола алмазного октаэдра. Стандартный камень обычно состоял из плоского основания, увенчанного куполом с шестью треугольными гранями в центре. Между вершиной купола и основанием находился промежуточный слой с шестью, 12 или 18 дополнительными гранями (рис. 2). Несмотря на некоторую непоследовательность в терминологии, эти огранки называют антверпенскими розами (6 + 6 граней), полуголландскими розами (6 + 12 граней) и полными голландскими розами (6 + 18 граней) соответственно ( Эпплер и Эпплер, 1934; Страннер, 1953).

Рис. 2. Эскизы наиболее распространенных огранок роза, используемых для бриллиантов. Слева направо: антверпенская роза (6 + 6 граней), полуголландская роза (6 + 12 граней) и полная голландская роза (6 + 18 граней). Все они состоят из плоского основания, купола, увенчанного шестью треугольными гранями и несколькими дополнительными гранями между вершиной купола и основанием. Вид сверху и сбоку.

Наглядное свидетельство предшествующего исторического прогресса в огранке алмазов легко найти в справочниках, изображающих ювелирные изделия прошлых эпох, и в альбомах ювелиров или дизайнеров ювелирных изделий XVII века, таких как Т. Клетчер (1629 г.) или Г. Ле-Гаре. (1663) (рис. 3; см., Например, Gans, 1961; Walgrave, 1993a, b; Scarisbrick, 1993). Политические и экономические обстоятельства, связанные с разработкой бриллиантов огранки «роза», обсуждаются Kockelbergh et al. (1992) и Де Би (2014).

Рис. 3. Ювелирные изделия семнадцатого века с использованием различных типов бриллиантов огранки «роза». Иллюстрации (слева направо) Т. Клетчера (1629; из Walgrave, 1993a); П. Бурдон (ок. 1660; из Walgrave, 1993b); и Ж. Легаре (справа, 1663 г.).

Первое появление ограненного без плоской площадки цветного драгоценного камня в искусстве можно найти на картине А. Бронзино (1542 г.) XVI века, изображающей Венеру, Купидона, Безумие и Время (аллегория похоти) (см. Prim, 2018). Овальный камень в этой работе представляет собой коронку, покрытую множеством граней в виде удлиненных ромбов. В конце XVI и XVII веках можно найти еще несколько примеров таких камней (см., Например, Prim, 2019). Основная масса изделий из цветных камней без верхней плоской грани появилась в связи с открытием Чипсайдского клада в 1912 году, датированного до Великого лондонского пожара в 1666 году.

Хотя сегодня заинтересованный геммолог, историк искусства или ювелир могут найти различные фотографии или рисунки предметов искусства, демонстрирующих цветные камни огранки «роза», в литературе отсутствует систематическая оценка таких огранок. В то время как тексты девятнадцатого века описывают широкий набор огранок «роза» для бриллиантов, огранки цветных драгоценных камней без плоской площадки не описаны. Предположительно такие предметы считались чрезвычайно редкими, что подтверждается их трактовкой в Schrauf (1869). Там был нарисован гранат огранки роза с плоским основанием и восемью гранями в форме ромба, образующими центральный купол (рис. 4), созданный в восемнадцатом веке или ранее, и аналогичный камень с восемью гранями в форме воздушного змея. Оба описаны как уникальные и очень редкие.

Рис. 4. Эскиз так называемой крестообразной огранки, состоящей из плоского основания, купола, увенчанного восемью ромбами, и дополнительных треугольных и ступенчатых граней между вершиной купола и основанием.

Огранки роз по-прежнему производятся из различных драгоценных материалов, в первую очередь из граната (рис. 5, слева и в центре) и кварца (рис. 5, справа). В современных текстах и онлайн можно найти тысячи огранок, включая многочисленные огранки роз ( например, Long and Steele, 1979–1989 или сайт FacetDiagrams.org). Тем не менее, это в основном огранки, разработанные в девятнадцатом или двадцатом веке, но ничего не говорится о том, найдут ли эти рисунки какой-либо аналог в предметах прошлых эпох.

Рис. 5. Камни огранки «роза». Слева: сетки с традиционными узорами, образованными множеством треугольников, самый большой из которых имеет размер 14 × 10 мм. В центре: гранаты, в которых узор розы создан с использованием ромбов (вверху слева, 16 × 12 мм), квадратов (вверху справа, 14 × 14 мм) или треугольников (все остальные). Справа: разновидности кварца с рисунком розы, образованным ромбами (вверху слева), треугольниками (внизу слева) или квадратами (вверху и внизу справа), с аметистом внизу справа размером 10 × 10 мм.

Огранки цветных каменных роз, представленные в настоящем исследовании, были обнаружены при осмотре пяти предметов литургических знаков различия и избирательных регалий. Четыре были из того, что известно как Trierer Kurschatz -сокровищницы архиепископов и князей-выборщиков из Трира (Император Священной Римской империи Германской нации выбирался коллегией из 7 выборщиков: архиепископов и немецких князей, курфюрстов германских княжеств. Помимо архиепископов Кельна, Трира и Майнца, было четыре светских избирателя: король Богемии, граф Рейнский Палатин, герцог Саксонский и маркграф Бранденбургский.). Работа началась в основном с идентификации драгоценных камней во время публичной презентации коллекции в октябре 2017 года («Мюнхенская выставка», 2017). Исследование продолжилось в Diözesanmuseum Limburg (Музей римско-католической епархии Лимбург), где обычно выставляется сокровищница, при этом основное внимание уделяется огранке камней. Вскоре стало очевидно, что эти артефакты, датируемые второй половиной семнадцатого века, содержали многочисленные цветные камни с огранкой «роза», заметно отличающейся от стандартной огранки, представленной для алмазов в геммологических текстах (снова см. Рис. 2).

Затем исследование было дополнено монстрантом (дарохранительницей) семнадцатого века из Dom-schatzkammer Köln (Сокровищницы Кельнского собора - римско-католический собор бывшего архиепископа и князя-курфюрста Кельна, еще одного из семи выборщиков императора).

Вкратце:

  • Цветные камни огранки «роза» второй половины семнадцатого века демонстрируют широкое разнообразие и сложное расположение граней, в целом следуя симметричному узору.

  • Пять литургических предметов и избирательных регалий, первоначально принадлежавших архиепископам и курфюрстам Трира и Кельна, были богато украшены цветными камнями, в том числе многочисленными огранками роз, отражающими широкий спектр узоров, существовавших в то время.

  • Драгоценные камни огранки «роза», украшающие эти изделия, помимо бриллиантов были изготовлены из корунда (рубин и сапфир), перидота, граната (альмандина и гессонита) и кварца (горный хрусталь и аметист).

  • Изучаемые огранки цветных каменных роз могут быть охарактеризованы симметрией центра купола (например, четырехгранный, шестикратный, восьмигранный) и формой центральной грани (например, треугольник, ромб, воздушный змей).

  • Чаще всего встречались огранки, называемые полуголландскими и полностью голландскими розами, которые можно увидеть и в бриллиантах, а также полные голландские розы. Творчество, проявленное с цветными камнями, привело к появлению ряда более сложных узоров, которые намного превосходят то, что известно в алмазах.

Рис. 6. Среди знаков отличия и регалий из сокровищницы архиепископов и курфюрстов Трира были монстрация (вверху, 66 × 29 см), созданная ювелиром Кристианом Швеллингом из Кельна в 1667 году, и митра (внизу, 44 × 31 см). ), начатую Швелингом и его сыном Корнелиусом с 1674 года, а затем завершенная Петером Боем Франкфуртским между 1688 и 1691 годами. Музей Лимбургской епархии.
Рис. 7. В сокровищницу архиепископов и курфюрстов Трира входили посох (вверху, 38 × 21 см), изготовленный Иоганном Даниэлем Тройделем из Франкфурта в 1672 году, и крест процессии (внизу, 39,5 × 32,0 см), изготовленный тем же ювелиром в 1673 году. Музей Лимбургской епархии.

История литургических предметов и избирательных регалий

Трир/Лимбург. Четыре предмета из Лимбургского музея были созданы разными ювелирами во время правления двух архиепископов и принцев-выборщиков Трира: Карла Каспара фон дер Лейена (Karl Kaspar von der Leyen), правившего в 1652–1676 годах, и Иоганна Гуго фон Орсбека, правившего 1676–1711 (см. Kloft, 2016, где приводится синопсис истории Лимбургского собора и музея). Информация о возрасте и производстве различных шедевров, а также об ответственных за них мастерах, в основном основана на отчетах, оставшихся за соответствующие периоды производства, которые были подробно исследованы Michel (1925).

Монстрация (рис. 6 вверху) была создана в 1667 году ювелиром Кристианом Швеллингом из Кельна. Посох (рисунок 7, вверху) был изготовлен в 1672 году Иоганном Даниэлем Тройделом из Франкфурта, а процессионный крест (рисунок 7, внизу) был изготовлен тем же ювелиром годом позже, в 1673 году. Митра (рисунок 6 внизу) была начата Кристианом Швелингом в 1674 году. После его смерти в 1675 году его сын Корнелиус Швелинг взял на себя руководство и продолжал проект до 1678 года. После десятилетнего перерыва работа над митрой была продолжена Питером Боем из Франкфурта в 1688 году и завершилась в 1691. Приписывание различных аспектов орнамента митры конкретному мастеру остается предметом обсуждения (Clasen, 1993). Ансамбль вместе с другими предметами, которые больше не сохранились, такими как церемониальный меч, коллективно именуется Landrentamtspretiosen и содержит некоторые из наиболее богато украшенных литургических знаков различия и избирательных регалий. Например, одна только митра украшена более чем 3300 драгоценными камнями, в то время как монстрация украшена более чем 3100 драгоценными камнями.

Во время правления Иоганна Гуго фон Орсбека главная резиденция архиепископов и курфюрстов Трира была перенесена из Трира в город Кобленц, где располагалась крепость Эренбрайтштайн. С окончанием трирского электората, которое произошло между 1801 и 1803 годами, и отставкой последнего архиепископа Клеменса Венцеслауса, территории на правом берегу Рейна были аннексированы герцогом Фридрихом Вильгельмом Нассау-Вайльбургским, который правил с 1788 по 1816 год. В 1806 году было основано герцогство Нассау, а в 1822 году герцог Вильгельм Нассау, правивший с 1816 по 1839 год как преемник Фридриха Вильгельма, пожертвовал коллекцию Landrentamtspretiosen епархии Лимбург (Luthmer, 1907; Kuhn, 1976).

В связи с этим дарением различные предметы подверглись консервации ювелиром из города Майнц, но драгоценные камни, в основном бриллианты из митры, были украдены и заменены другими материалами. После того, как манипуляция была обнаружена и большая часть украденных драгоценных камней была найдена, митра была полностью восстановлена. В 1906 году все изделия были подвергнуты дополнительной консервации, на этот раз более тщательно, без изменения украшений из драгоценных камней. Таким образом, хотя задокументированная история, по-видимому, предполагает, что были предприняты только ограниченные реставрационные работы и замена поврежденных материалов, это не исключает возможности того, что отдельные камни были потеряны и заменены без явной документации (см. Beitz, 1928).

Кельн. На монстрации из сокровищницы Кельнского собора есть две надписи, свидетельствующие о её дарении собору в результате сделок в 1657 и 1658 годах. Максимилиан Генрих фон Байерн, архиепископ и курфюрст Кельна, правивший с 1650 по 1688 год. , как полагают, был основным пожертвователем. Судя по надписям, к нему присоединился в дарении Франц Эгон фон Фюрстенберг (Clasen, 1983, 1989), его друг и премьер-министр с 1650 по 1674 год. Исполняя сразу несколько ролей, Франц Эгон также стал епископом Страсбурга в 1663 году. Монстранция (рис. 8) была приписана Кристиану Швеллингу, в первую очередь путем сравнения с лимбургской частью, потому что не сохранились документы или счета, идентифицирующие сделавшего её ювелира (Beitz, 1928).

Рис. 8. На основании дизайна и мастерства дарохранительница (52 × 21 см) из Сокровищницы Кельнского собора была приписана ювелиру Кристиану Швеллингу из Кельна (сравните с рисунком 6 вверху). Эта фотография Кельнской монстрации была сделана незадолго до ее кражи в 1975 году.

В 1975 году кельнская монстрация была украдена вместе с несколькими другими предметами из сокровищницы. После тщательного полицейского расследования в нескольких странах некоторые украденные предметы были найдены и возвращены, хотя и частично повреждены. Возвращение монстрации, останки которой были обнаружены в пяти странах, происходило отдельными частями: отдельных камней в оправе и без и более крупными частями золотой оправы, вмещающей несколько камней (например, розетка с центральным камнем, окруженная множеством более мелких драгоценных камней). Состояние ветхости показало, что большая часть золотого каркаса была расплавлена после удаления камней.

Монстрация была реконструирована с использованием оригинальных камней (приблизительно 85% оригинального декора, состоящего из более чем 3100 драгоценных камней (в оригинальной оправой и без нее), а также из оригинального золота. Работа выполнялась златокузнецом Питером Болгом с 1978 по 1987 год. Большинство крупных цветных камней, за исключением двух перидотов и некоторых гранатов и изумрудов, были возвращены после кражи. Сравнение фотографий, сделанных до (рис. 8) и после (рис. 9) кражи, показывает, что ювелиру удалось провести реконструкцию, очень близкую к оригиналу семнадцатого века.

Рис. 9. Фотографии Кельнской дарохранительницы в её нынешнем состоянии отражают высокое качество работы ювелира с драгоценными камнями при реконструкции, которые восстановлены на их первоначальных местах (сравните с рис. 8).

История происхождения и источник драгоценных камней. Оригинальные документы о происхождении драгоценных камней, использованных в артефактах, содержат ограниченную информацию. Счета, имеющиеся в архивах архиепископов Трира, показывают, что в большинстве случаев архиепископы и князья-избиратели покупали драгоценные камни у местных торговцев камнем или ювелиров. Когда группа драгоценных камней, которая предназначалась для определенного объекта, накапливалась, коллекцию передавали ювелиру, которому и поручали изготовить шедевр (Beitz, 1928).

Реже, что подтверждается финансовыми отчетами, архиепископы и князья-выборщики платили ювелиру как за произведения искусства, так и за камни (Kuhn, 1989, 1999). Это говорит о том, что ювелиру пришлось покупать камни либо у местных посредников, либо у иностранного огранщика или дилера. Известно, что Швеллинг использовал оба подхода, и иногда отправлялся за драгоценными камнями в Антверпен - город, в котором в то время располагалась крупная гранильная промышленность (Beitz, 1930). Задокументирован только один пример, когда драгоценные камни были куплены архиепископом и курфюрстом Трира непосредственно у иностранного огранщика или дилера в Антверпене, а затем предоставлены Швелингу для чаши.

Больше всего драгоценных камней огранки «роза» в различных регалиях и знаках отличия из Лимбурга и Кельна составляли гранаты, что дает определенную информацию о потенциальном происхождении с учетом исторического контекста. Что касается Германии, то искусство огранки граната в виде огранки «роза» было принесено в Нюрнберг в 1590 году французом Клавдием де ла Круа. Таким образом, возникла конкуренция между огранщиками в Нюрнберге, Фрайбурге и Вальдкирхе, двух соседних городах в долине Рейна и Шварцвальде. Возникший в результате спор был в конечном итоге разрешен Рудольфом II, императором Священной Римской империи, путем предоставления в 1601 году привилегии Фрайбургу и Вальдкирху.

Привилегия предусматривала огранку и полировку чешских гранатов исключительно во Фрайбурге и Вальдкирхе. Тем не менее, имеющиеся сведения указывают на то, что только относительно небольшие чешские хромсодержащие пиропы, в основном размером до 6 мм, были огранены там в течение XVII века и значение отрасли снизилось после французской оккупации Фрайбурга с 1677 по 1697 год (Trimborn, 1940; Kaiser, 2003). Таким образом, маловероятно, что гораздо более крупные пироп-альмандины и гессониты в объектах, отобранных для этого исследования, были добыты во Фрайбурге и Вальдкирхе.

Материалы и методы

Настоящее исследование огранки «роза» для цветного камня было основано на исследовании пяти предметов литургических объектов и избирательных регалий: митры, монстрации (дарохранительницы), процессуального креста и посоха из коллекции Музея епархии Лимбург и реконструированной монстрации из Сокровищницы Кельнского собора. Как упоминалось выше, оценка началась, когда автора и профессора Х. Альберта Гилга (Мюнхенский технический университет) пригласили для изучения произведений из Лимбурга на выставке в Мюнхене в 2017 году. Тогда работа была ограничена определением идентичности драгоценных камней, в первую очередь с помощью энергодисперсионной рентгеновской флуоресцентной спектроскопии (EDXRF) в сочетании с рамановской спектроскопией. Впоследствии исследование продолжилось в Лимбурге в феврале 2018 года. Профессор Гилг приступил к определению материалов драгоценных камней (рис. 10), в то время как автор вместе с Хайди и Гельмутом Бюргером, огранщиками драгоценных камней и дизайнерами огранок, приступили к оценке различных используемых огранок. Вскоре стало очевидно, что несколько тысяч цветных камней, украшающих четыре предмета, были выполнены в виде различных огранок «роза».

Рис. 10. Драгоценные камни, украшающие изделия из Лимбурга, такие как показанная здесь монстрация, были идентифицированы с помощью спектроскопии энергодисперсионной рентгеновской флуоресценции (EDXRF).

Огранки в виде «розы» далее были в апреле 2019 года в Лимбурге Бюргерсом и автором невооруженного глазом и с помощью лупы и оптической микроскопии при малом увеличении (рис. 11). Размеры драгоценных камней в оправе измеряли простым штангенциркулем. Автор нарисовал эскизы огранок, которые Бюргерс проверил на точность. Также были сделаны фотографии огранок «роза». Получилось примерно 40 различных огранок. В ноябре 2019 года автор сравнил эти эскизы и фото с объектами в Лимбурге и сделал несколько дополнительных эскизов драгоценных камней, которые оказались интересными на фотографиях, но ранее не были подробно изучены.

Рис. 11. Цветные камни, украшающие артефакты Лимбурга, включая процессионный крест, были исследованы с помощью оптической микроскопии при малом увеличении.

В связи с реставрациями, выполненными в девятнадцатом и двадцатом веках, некоторые утраченные драгоценные камни были заменены, но без какой-либо подробной документации. Это было очевидно для ограниченного числа камней с современными стилями огранки, такими как огранка с плоской площадкой и смешанная огранка. Однако нет никаких указаний на то, что были изучены исторические «розы» и драгоценные камни были огранены в «старом стиле» взамен утерянных камней.

Монстрация в Кельне была визуально осмотрена автором в ноябре 2019 года. Как отмечалось выше, монстрация была реконструирована после кражи в 1975 году с широким использованием исходного восстановленного драгоценного материала (Clasen, 1983, 1989; Bolg and Zieleskiewicz, 1995). Чтобы гарантировать, что исследование было сосредоточено на исторических драгоценных камнях, ограненных до пожертвования собору в 1658 году, а не на материалах, купленных для реконструкции, автор в 2020 году проконсультировался с ювелиром Питером Болгом и торговцем драгоценными камнями Августом Винтермантелом, которые предоставили все бриллианты и цветные камни для реконструкции Болга. Посетив фирму Wintermantel в Вальдкирхе в 2020 году, автор также смог просмотреть и скопировать список недостающих камней, несколько нарисованных от руки эскизов, определяющих их положение в изделии, а также заметки и счета-фактуры в архивах компании.

Резюмируя:

  • Отсутствующие бриллианты огранки «роза» были заменены бриллиантами огранки «роза» подходящего размера, взятыми из других исторических ювелирных изделий или обрезанными до необходимых размеров.

  • Недостающие цветные камни были либо выбраны из ассортимента фирмы A. Wintermantel (например, гранаты подходящего размера и формы), либо огранены из необработанных до желаемой формы (например, сапфиры и гранаты с кабошонами или изумруды круглой огранки).

  • В счетах указано, что пять гранатов стандартной огранки голландской розы (10 мм или меньше) с коронкой из 24 граней были использованы для замены недостающих камней.

Более сложные огранки «роза» из оставшихся оригинальных цветных камней не исследовались подробно в годы реконструкции с 1978 по 1987 год и не было предпринято никаких попыток огранки каких-либо подобных образцов для замены недостающих материалов.

Ожидается, что информация, собранная в Мюнхене, Лимбурге и Кельне, приведет к трем отдельным работам. Настоящая статья посвящена описанию огранок «роза», найденных на регалиях и знаках различия Лимбурга и Кельна. Эти результаты также стимулировали развитие современного дизайна огранки, особенно огранки «роза», в которой используются гранение павильона для драгоценных камней с сильным блеском (H. Bürger, в стадии подготовки). Исчерпывающее описание четырех объектов Лимбурга также готовится к печати.

Рис. 12. Драгоценные камни, украшающие экспонаты из Лимбургского музея и Кельнской сокровищницы, были сгруппированы в декоративные сборки и помещены в закрытые оправы. Слева: из дарохранительницы Лимбурга: перидоты огранки с плоской площадкой вместе с гранатом огранки «роза» (в центре, 35,0 × 12,5 мм) и более мелкими гранеными сетками и кабошонами гранатов. Справа: из Кельнской монстрации: перидоты с плоской площадкой вместе с аметистом огранки «роза» (в центре, 23 × 18 мм) и гранеными гранатами разных размеров, в том числе огранками роз.

Полученные результаты

Обзор украшений и свойств драгоценных камней - Лимбургские объекты. Для понимания контекста, который обрамляет последующее подробное обсуждение, ниже приводится обзор общего вида объектов. Как отмечалось ранее, дальнейшие подробности не входят в объем данного исследования и будут опубликованы в другом месте.

Разновидности драгоценных камней. Разновидности минералов и драгоценных камней, а также любые значительные модификации, такие как подложка из фольги, которые были идентифицированы сочетанием EDXRF, рамановской спектроскопии и визуального осмотра, чаще всего включали:

  • Бриллиант

  • Корунд: рубин, сапфир

  • Изумруд

  • Перидот

  • Гранат: пироп-альмандин, гессонит

  • Кварц: горный хрусталь (бесцветный, желтый с фольгой и оранжевый с фольгой), аметист.

  • Жемчуг

Эти камни составляли подавляющее большинство из тысяч цветных камней, украшающих изделия. Из более редких были два кабошона розовой шпинели, один ограненный бесцветный топаз (предположительно заменяющий оригинальный камень), окруженный более мелкими бриллиантами, и несколько образцов стекла разных цветов.

Монтировка и размеры. Драгоценные камни были закреплены в изделиях с помощью закрытой оправы (рис. 12). Никакой части рундиста или павильона, если таковой имеется, не было видно, что делало невозможным оценить степень, в которой основания могли быть плоскими, изогнутыми или гранеными. Точно так же было ограничено точное измерение размеров, поэтому в подписях к рисункам указаны только приблизительные размеры. Это даст общее представление о размерах драгоценных камней, доступных и использовавшихся во второй половине семнадцатого века.

Огранки бриллиантов. Бриллианты были огранены в различных стилях. Наблюдались пирамидальные формы, квадратные и прямоугольные огранки с плоской площадкой, кубоиды, голландские розы, трехгранные «розы» и грушевидные «розы». Каждый такой тип известен из литературы по конвенциям об огранке алмазов (например, Tillander, 1995; см. Также номенклатуру и определения).

Огранки цветных камней. Цветные камни включали те, которые имели огранку с плоской площадкой, те, что имели форму кабошонов, и те, которые были в виде огранки «роза». Образцы с плоской площадкой представили множество очертаний (см. рисунок 12):

  • неправильной формы

  • восьмиугольники

  • шестиугольники

  • четырехугольные формы: квадраты, прямоугольники, ромбики, воздушные змеи, равнобедренные трапеции.

  • треугольные: равносторонние треугольники, равнобедренные треугольники.

  • грушевидные формы

Только относительно небольшие ограненные рубины, размером около 5–6 мм, имели огранки с площадкой несколько неправильной формы. Площадки были окружены рядом маленьких ступенчатых граней (рис. 13).

Рис. 13. Рубины из группы 1 встречаются в виде огранки «роза» с несколько неровным рисунком поверхности (левый столбец), в виде огранки с площадкой, с большими площадками и одним рядом ступенчатых граней (средний столбец) или в виде полированной неправильной формы (правый столбец). Более крупные камни имеют диаметр от 5,5 до 6,0 мм.

Камни других цветов (синий сапфир, изумруд, перидот, гранат и кварц) имели правильную симметричную огранку. Большинство их ступенчатой огранки с одним или двумя рядами из восьми, шести, четырех или трех граней коронки. Несколько камней с более сложными современными стилями огранки (например, смешанной огранки) считаются заменой драгоценных камней девятнадцатого и двадцатого веков, утраченных во время использования. Аналогичное предположение о более поздней замене может применяться к одногранному топазу и нескольким имитаторам стекла.

Граненые камни без площадок (то есть огранки «роза») были обнаружены только во множестве разновидностей цветных камней, замеченных в изделиях Лимбурга:

  • корунд: рубин, сапфир

  • перидот

  • гранат: пироп-альмандин, гессонит

  • кварц: горный хрусталь (бесцветный, желтый с фольгой и оранжевый с фольгой), аметист.

Кабошоны круглой или овальной формы также встречались среди цветных камней, особенно гранатов.

Рис. 14. Просверленные отверстия были замечены в небольшом количестве камней, как здесь, в синем сапфире 12 × 10 мм (слева), что указывает на предыдущее использование в других ювелирных изделиях. Также иногда присутствовали вмятины на полированной поверхности, здесь продемонстрированные на гранате размером 19 × 17 мм (справа), что отражает технику, используемую со времен Средневековья для удаления примесей.

Предыдущее использование и углубления на поверхности. Было лишь небольшое количество камней с просверленными отверстиями, что указывало на их предыдущее использование в других ювелирных изделиях (рис. 14, слева). Также присутствовали образцы с углублениями на поверхности (рис.14, справа), отражающие технику, используемую со времен Средневековья в Индии и Шри-Ланке для удаления примесей (см., например, Schmetzer and Gilg, 2020). Края граней некоторых камней были сильно потерты, что может указывать на их предыдущее использование в других ювелирных изделиях.

Сравнение украшений - кёльнский объект. Поскольку считается, что Кёльнская монстрация была изготовлено тем же ювелиром, что и изделие из Лимбурга, общий стиль соответствует описанному выше. По форме и стилю огранки драгоценные камни с площадками были сопоставимы с цветными камнями из Лимбурга. Некоторые из драгоценных камней, которые были возвращены после кражи в размонтированном виде, имели ограненные павильоны, но огранки не были подробно изучены (Питер Болг и Август Винтермантел, личная переписка, 2020).

Подробное описание огранок «роза». Различные огранки «роза», наблюдаемые на пяти изученных объектах, сгруппированы и представлены в соответствии с формой центральных граней (например, треугольной, ромбовидной, воздушного змея) в сочетании с количеством присутствующих центральных граней. Это отражает симметрию центра купола (например, четырехкратную, шестикратную и восьмикратную или несколько искаженную четырехкратную, шестикратную и восьмикратную). Кроме того, визуально похожие огранки были добавлены к некоторым основным группам, даже если отдельные экземпляры в строгом смысле не принадлежали к этой конкретной основной группе. Автор хочет подчеркнуть, что это одна из альтернатив сгруппировать различные наблюдаемые огранки и представить результаты исследования. Прилагаемые линейные рисунки являются схематическими изображениями и должны помочь понять огранки, показанные на разных фотографиях.

Несимметричные формы (группа 1). В то время как подавляющее большинство огранок «роза» у цветных камней имели очень симметричный узор, некоторые камни не имели такого узора. Это один гранат и нескольких рубинов - единственных ограненных рубинов без площадки, примерно от 5,5 до 6,0 мм в диаметре, - они имели грани разных размеров и не имели симметричного рисунка поверхности (см. рис. 13). Скорее, внешний вид соответствовал гальке неправильной формы, которая была просто покрыта случайными гранями. Уже упоминалось, что, в отличие от всех других драгоценных камней, рубины с площадками также не имели полностью симметричной огранки, а иногда у них были некоторые неправильные грани, наклоненные к площадке. Кроме того, некоторые рубины представляли собой гальку неправильной формы с полированной поверхностью. Эти результаты показывают, что во второй половине семнадцатого века были доступны только мелкие необработанные рубины и что огранщики старались сохранить из необработанных рубинов как можно больше веса.

Купола, увенчанные шестью треугольными гранями: полуголландские и полные голландские розы (группа 2). Небольшая часть гранатов была вырезана в виде полуголландских роз (рис. 15, A и B), в то время как большая часть имела форму полностью голландских роз (рис. 15, C и D). Образцы характеризовались шестикратной симметрией с куполом с центром на шести треугольных гранях. Были широко распространены округлые или почти круглые или слегка овальные формы (рис. 15, A и C), но также были распространены примеры удлиненных овалов за счет вытягивания треугольников в определенных направлениях (рис. 15, B и D).

Расширенные голландские розы (группа 3). Более крупные образцы часто дополнялись стандартными формами голландских роз дополнительными кольцами или рядами треугольных граней. Круглые или почти круглые образцы образовались в результате сохранения шести треугольных граней в центре купола, но увеличения количества описывающих колец треугольников (рис. 16A). Более овальные формы были получены, если количество треугольных граней различалось в двух перпендикулярных направлениях (рисунок 16B). Еще один вариант изготовления овальных камней большего размера заключался в добавлении трапециевидных граней между центром и рундистом (рис. 16C).

Купола, увенчанные восемью или 12 треугольниками (группа 4). Несколько образцов включали узор, в котором купола центрированы на восьми или 12 треугольниках, а общая симметрия была восьмикратной (рис. 17А) или шестикратной (рис. 17В) соответственно.

Купола, увенчанные четырьмя треугольниками, пересекающимися под прямым углом (группа 5). Некоторые драгоценные камни имели четыре треугольных грани, пересекающихся под прямым углом в центре и сгруппированных в квадрат или ромб. Этот образец можно было бы повторить несколько раз, чтобы получить, среди прочего, почти круглый (рис. 18А) или восьмиугольный (рис. 18В) контур. Вдоль рундиста можно также добавить ступенчатые грани, в результате чего получится ряд восьмиугольных форм, в зависимости от расположения и количества граней (рис. 18, C и D). В образце с аналогичными гранями узор смещен так, что два треугольника оказались в центре (рис. 18E).

Купола, увенчанные четырьмя или восемью треугольниками, не пересекающимися под прямым углом (группа 6). Купола некоторых образцов были увенчаны четырьмя или восемью треугольными гранями, не пересекающимися под прямым углом и сгруппированными в прямоугольник или ромб. В более простой форме использовались четыре треугольника (рис. 19A), в то время как разделение каждого из этих четырех треугольников привело к восьми треугольникам (рис. 19, B – E). За пределами центрального прямоугольника или ромба внешние узоры широко варьировались: некоторые полностью полагались на разное расположение треугольников (рис. 19, B – D), а другие сочетали треугольники, трапеции и ступенчатую грань рядом с рундистом (рис. 19A). Пример довольно сложной схемы показан на рисунке 19E. Образец с аналогичными гранями показал только два треугольника, пересекающихся в центре (рисунок 19F). Этот оразец также можно отнести к группе 13 (купола с зеркальной симметрией).

Купола, увенчанные тремя или четырьмя ромбами или воздушными змеями (группа 7). Некоторые драгоценные камни имели купол, увенчанный тремя (рис. 20A) или четырьмя (рис. 20B) одинаковыми ромбами. Между этими ромбами и рундистом можно было использовать ряд различных трапециевидных, треугольных или четырехугольных граней. Внешний периметр может также включать четыре или восемь дополнительных ступенчатых граней, образующих прямоугольный (рисунок 20C) или восьмиугольный (рисунок 20D) контур. В родственном варианте использовались четыре воздушных змея в центре (рис. 20, E и F), а не ромбы.

Купола, увенчанные шестью ромбами или воздушными змеями в трех разных ориентациях (группа 8). В другой группе образцов центральный узор состоял из шести ромбов или воздушных змеев, образующих шестилучевую звезду (рис. 21А). Этот узор может быть расширен наружу за счет повторения ромбов, ориентированных в трех направлениях (рисунок 21B). Вместе с треугольными или четырехугольными гранями по периметру могут возникнуть овальные или почти прямоугольные драгоценные камни (рис. 21, C и D). Гексагональные очертания были созданы, когда ступенчатые грани примыкали к рундисту (рис. 21, E и F).

Купола, увенчанные шестью ромбами в трех разных направлениях, некоторые или все грани разделенные (группа 9). Более сложные узоры также могут быть получены из базовой концепции куполов, увенчанных шестью ромбами, путем разделения некоторых или всех таких граней на две. В некоторых образцах ромбы, ориентированные только в одном направлении, были разделены (рис. 22, A и B). В других случаях расщепление происходило во всех трех возможных направлениях (рис. 22, C – E). Подобную концепцию и внешний вид можно получить, разделив треугольники развернутых голландских роз (рис. 22F), особенно в круглых или овальных образцах (рис. 22, G и H).

Купола, увенчанные восемью ромбами или параллелограммами (группа 10). Другая группа камней состояла из куполов, увенчанных восемью ромбами или параллелограммами (рис. 23, A и B), что по внешнему виду напоминало так называемые крестовые розы, описанные Шрауфом (1869). Между вершиной купола и рундистом часто включались дополнительные ступенчатые грани (рис. 23, C – E). Форма контура была восьмиугольной (рис. 23, A – D) или прямоугольной (рис. 23E) с различным соотношением длины к ширине. Сравнимый, но более сложный узор с дополнительным кольцом треугольных граней показан на рисунке 23F.

Купола, увенчанные ромбами в параллельном направлении (группа 11). Некоторые камни были увенчаны повторяющимся узором из множества параллельных ромбов, оканчивающихся треугольными гранями на рундисте. Стиль привел к прямоугольным (рис. 24A), шестиугольным (рис. 24B) или к формам «маркиза» (лодочка) (рис. 24C).

Купол, увенчанный маленькими шестиугольниками (группа 12). Один гранат был огранен множеством небольших шестиугольников, покрывающих поверхность. Эти шестиугольники были слегка искажены с небольшими отклонениями в размерах (рис. 25).

Купола, вырезанные с зеркальной симметрией (группа 13). Наиболее сложные огранки наблюдались в нескольких образцах с исключительно зеркальной симметрией. Некоторые драгоценные камни имели расположение огранки с двумя перпендикулярными зеркальными плоскостями (рис. 26, A – D), в то время как другие отображали только одну зеркальную плоскость (рис. 26, E – G).

Рис. 15. Гранаты группы 2 с полуголландской (A, B) и полностью голландской розами (C, D) из Лимбурга и Кельна имели очертания, приближенные к круглым, почти круглым или слегка овальным (A, C) или овальным ( Б, Г). B: оба 15 × 11 мм. C (слева направо): 8 × 7 мм, 8 × 7 мм и 7 × 7 мм. D (слева направо): 20 × 16,5 мм, 30 × 21 мм и 9 × 7 мм.
Рис. 16. Более крупные образцы граната, кварца и сапфира из группы 3 демонстрируют расширенные формы голландских роз с дополнительными кольцами или рядами треугольных граней. Круглые очертания стали результатом простого увеличения количества описывающих колец (A). Больше овальных камней получается в результате добавления различного количества граней в перпендикулярных направлениях в горизонтальные и вертикальные ряды граней, проходящих через центр (B), или добавления трапециевидных граней на двух концах образцов (C). A: гранат 16,0 × 14,5 мм (слева) и кварц на фольгированной основе 28 × 27 мм (справа). Б, верхний ряд: гранаты 9 × 7 мм и 13 × 9 мм. B, нижний ряд: сапфир 12 × 8 мм (слева), аметист 34 × 29 мм (в центре) и гранат 56 × 38 мм (справа). C: Два граната размером 18 × 15 мм каждый.
Рис. 17. Группа 4 состояла из небольшого количества образцов, представляющих купола, увенчанные восемью (A) или 12 (B) одинаковыми треугольниками. К рундисту тянулись дополнительные треугольники. A: гранат 13 × 11 мм. B: гранат 13,0 × 11,5 мм.
Рис. 18. В группе 5 купола сосредоточены на четырех треугольных гранях, пересекающихся под прямым углом. Затем рисунок обычно повторяется наружу (A, B), а также может быть дополнен добавлением ступенчатых граней рядом с рундистом (C, D). Аналогичный образец выполнен со сдвинутым узором так, что только два треугольника встретились в центральной точке (E). A: сапфир 28 × 25 мм (слева) и гранат 19 × 19 мм (справа). B: аметист 23 × 18 мм. C: кварц 30 × 25 мм на фольгированной основе. D: кварц на фольгированной основе 28 × 25 мм (слева) и аметист 12 × 10 мм (справа).
Рис. 19. Камни группы 6 имеют четыре (A) или восемь (B – E) треугольных граней, не пересекающихся под прямым углом. Эти грани окружали треугольники (B – D) или треугольники с трапециями (A), и узор мог стать довольно сложным (E). Вариант с похожим внешним видом был огранен так, что только два треугольника возвышались над куполом (F). A: аметист 8 × 8 мм. B: гранат 19 × 14 мм. C: перидот 16 × 11 мм. D: гранат 19 × 14 мм. E: Два граната размером 11 × 8 мм каждый. F: кварц 19 × 17 мм.
Рисунок 20. Образцы в группе 7 имели купола, увенчанные тремя или четырьмя ромбами (A– или воздушными змеями (E, F). A: гранат 10 × 9 мм. C: гранат 11 × 8 мм. E: аметист 7 × 6 мм.
Рис. 21. В группе 8 узор из шести ромбов или воздушных змеев в трех направлениях привел к образованию драгоценных камней с центром на шестилучевой звезде (A, B). Добавление других форм граней к рисунку по кругу рисунка приводит к овальным или почти прямоугольным очертаниям (C, D), в то время как увеличение ступенчатыми гранями, примыкающими к рундисту, дает шестиугольные очертания (E, F). A: гранат 7 × 7 мм. B, верхний ряд: гранат 87 мм. B, нижний ряд: гранат 28 × 22 мм (слева), кварц на фольгированной основе 21 × 19 мм (в центре) и сапфир 12 × 12 мм (справа). C: гранат 28 × 22 мм. D: гранат 22,0 × 13,5 мм. E: гранат 20 × 15 мм. F: гранат 20 × 17 мм.
Рис. 22. В группе 9 центральные ромбы, в противном случае образующие шестилучевую звезду, можно было бы разделить, т.е. разделить на две грани в одном направлении (A, B или по трем направлениям (C – E). Этот прием применяется для разделения треугольников в драгоценных камнях с расширенными огранками голландской розы (F – H). A: гранат 13 × 10 мм. B: гранат 16 × 14 мм. C: гранат 7 × 7 мм. D: 10 × 8 мм гранат. E: гранат 11 × 8 мм. G: гранат 9 × 8 мм (слева) и сапфир 23 × 22 мм (справа). H: два граната размером 13 × 9 мм каждый.
Рис. 23. Купола, увенчанные восемью ромбами или параллелограммами, отражали характерную черту так называемых крестообразных роз в группе 10. К к рундисту тянулись дополнительные треугольные (A, B) или треугольные со ступенчатым вырезом грани (C –E). Потенциальная сложность проиллюстрирована сапфиром, на рисю F с куполом, увенчанным восемью воздушными змеями. A: гранат 16 × 12 мм. B: сапфир 15 × 13 мм. Кварц на фольгированной основе размером 22 × 20 мм (слева) и 28 × 20 мм (справа). D: гранат 12 × 9 мм. E: сапфир 12 × 7 мм.
Рис. 24. Повторяющиеся узоры из ромбов в параллельном направлении на вершинах куполов драгоценных камней группы 11 прямоугольной (A), шестиугольной (B) или прямоугольной (C) формы. A: сапфир 13 × 10 мм. B: гранат 16 × 10 мм. C: Гранаты размером 10,0 × 4,5 мм (слева), 23 × 18 мм (в центре) и 13 × 8 мм (справа).
Рис. 25. Один гранат в группе 12 размером 16 × 12 мм был огранен с небольшими шестиугольными гранями, покрывающими поверхность.
Рис. 26. Небольшое количество образцов в группе 13, включая гранаты и сапфиры, давало наиболее сложные наблюдаемые огранки. Они характеризовались исключительно зеркальной симметрией либо по двум перпендикулярным зеркальным плоскостям (A – D), либо по одной зеркальной плоскости, образующей продольную ось камней (E – G). A: гранат 19 × 14 мм. C: гранат 13 × 10 мм. E: гранат 27 × 22 мм. F: сапфир 26 × 14 мм. G: гранат 35,0 × 12,5 мм.

Обсуждение и выводы

Знаки отличия и регалии из Лимбурга и Кёльна демонстрируют большое разнообразие дизайна и расположения драгоценных камней. Камни с одним и тем же стилем огранки (например, с площадкой, роза или кабошон) часто группировались вместе для создания привлекательных узоров, но также были распространены группы со смешанными стилями огранки (рис. 12, 27 и 28). Хотя подробное описание декоративного оформления выходит за рамки данного исследования, огранки составляющих его драгоценных камней позволяют лучше понять обычаи того времени. Среди цветных камней было несколько огранок с площадкой, но подавляющее большинство были аналогичными ступенчатыми огранками с одним или двумя рядами граней, наклоненных к площадке. Напротив, при изучении огранок «роза», без какой-либо центральной плоской грани значительного размера, диапазон творчества поражает.

Тщательный характер огранки цветных камней всех размеров свидетельствует о мастерстве мастеров второй половины XVII века (см. различные примеры на рисунках 15–26). Высокая симметрия и точная обработка огранок, наблюдаемые почти во всех образцах драгоценных камней огранки «роза», изученных в Лимбурге и Кёльне, демонстрируют то, что считалось прекрасным в соответствии с модой эпохи барокко. К сожалению, исторические данные свидетельствуют о том, что с падением популярности бриллиантов огранки «роза» было утрачено и большое разнообразие огранок цветных роз, и лишь небольшая часть стандартных огранок сохранилась в последующие столетия.

Самыми многочисленными группами » цветных камней огранки «роза были группы 2 и 3, а именно полуголландские и полные голландские розы и расширенные голландские розы. В то время как другие группы демонстрировали вариации общей темы, они, как правило, включали меньшее количество экземпляров каждой огранки, обычно не превышающее пяти, причем многие вариации представлены только тремя, двумя или даже одним драгоценным камнем. Это указывает на то, что эти более сложные огранки производились реже, но это не означает, что особенно необычные огранки следует считать уникальными. Приведем пример: огранка с куполом, увенчанным 10 (4 + 4 + 2) гранями, как показано на рисунке 26C, была обнаружена в трех образцах граната, что свидетельствует о существовании установленного правила или конструкции.

Если сравнить «розы» цветных камней с огранками, которые исторически использовались для бриллиантов (см., например, Tillander, 1995), полуголландские и полностью голландские розы группы 2 легко найдут эквиваленты. Аналогичным образом и в других ювелирных изделиях с бриллиантами эпохи барокко можно найти сходные огранки в цветном камне - это огранки, объединенные в группу 5 (купола, увенчанные четырьмя треугольниками, пересекающимися под прямым углом; рисунок 18) и группы 11 (ромбы в параллельной ориентации; рисунок 24). Из других групп также известны определенные вариации в брилланте, такие как образец C группы 9 (купол, увенчанный шестью расщепленными ромбами трех разных направлениях; рисунок 22) или образец A группы 4 (купол с восемью треугольниками; рисунок 17). И наоборот, другие, более сложные огранки не имеют известных аналогов у бриллиантов. Логическим объяснением могло быть то, что такие большие куски необработанного материала, как кварц или гранат, просто не существовали для алмазов или, по крайней мере, были доступны только в нескольких чрезвычайно редких камнях.

Рис. 27. Декоративные группы, украшавшие регалии и литургические знаки, часто смешивали стили огранки. В приведенных здесь примерах показаны гранаты огранки роза, окружающие гранат ступенчатой огранки 12,0 × 11,5 мм с большой плоской гранью в митре из Лимбурга (слева) и кварц огранки роза 19 × 17 мм, окруженный аметистами различной формы и огранки в моснтрации из Кельна (справа).
Рис. 28. Тот же самый общий узор драгоценных камней, в этом примере состоящий из пяти гранатов, сгруппированных вместе в одной части подножия Кёльнской монстрации - сравнен с образцами, демонстрирующими большую вариативность стиля огранки. Белая стрелка указывает на гранат размером 13 × 10 мм.

ЛИТЕРАТУРА

Beitz E. (1928) Die Goldschmiede Christian Schweling zu Köln.

Wallraf-Richartz-Jahrbuch, Vol. 5, pp. 95–100.

Beitz E. (1930) Christian Schweling der Aeltere, der Meister der Dommonstranz von 1658. In Kuphal, E. Ed., Der Dom zu Köln. Festschrift zur Feier der 50. Wiederkehr des Tages seiner Vol-lendung am 15. Oktober 1880. Verlag des kölnischen Geschichtsvereins e.V., Cologne, pp. 177–183.

Bolg P., Zieleskiewicz P. (1995) Der Domschatzraub 1975. Restau-rierungs- und Wiederherstellungsbericht. Kölner Domblatt, Vol. 60, pp. 269–290.

Clasen C.-W. (1983) Die Wiederherstellung der Kölner Dommon-stranz mit Hilfe der Photogrammetrie. Jahrbuch der Rheini-schen Denkmalpflege, Vol. 29, pp. 123–134.

Clasen C.-W. (1989) Die goldene Dommonstranz von 1657/58. Ihr Schicksal und ihr Meister Christian Schweling. Kölner Domblatt, Vol. 54, pp. 123–158.

Clasen C.-W. (1993) Peter Boy: Ein rheinischer Goldschmied und Emailmaler der Barockzeit und der Schatzfund von Perscheid. Rhein-Merzbach, CMZ-Verlag, pp. 43–50.

De Bie A. (2014) The paradox of the Antwerp rose: Symbol of de-cline of token of craftsmanship? In K. Davids and B. De Munck, Eds., Innovation and Creativity in Late Medieval and Early Modern European Cities. Ashgate Publishing Company, Farn-ham, UK, pp. 269–293.

Eppler A., Eppler W. Fr. (1934) Edelsteine und Schmucksteine. Wil-helm Diebener G.m.b.H, Leipzig, 554 pp.

Falk F. (1975) Edelsteinschliff und Fassungsformen im späten Mit-telalter und im 16. Jahrhundert. Verlag Wilhelm Kempter KG, Ulm, Germany, 150 pp.

Forsyth H. (2013) The Cheapside Hoard: London’s Lost Jewels. Museum of London, London, 248 pp.

Gans M.H. (1961) Juwelen en mensen. J.H. de Bussy, Amsterdam, pp. 79–160.

Gilbertson A. (2007) American Cut – The First 100 Years: The Evo-lution of the American Cut Diamond. Gemological Institute of America, Carlsbad, California, 214 pp.

Kaiser M.J. (2003) Das Edelsteingewerbe in Freiburg und Wald-kirch im Spiegel archäologischer und historischer Quellen. Fundberichte aus Baden-Württemberg, Vol. 27, pp. 1045–1172.

Klein G. (2005) Faceting History: Cutting Diamonds & Colored Stones. Published by the author, 242 pp.

Kloft M.T. (2016) Dom und Domschatz in Limburg an der Lahn. Karl Robert Langewiesche Nachfolger Hans Köster Verlags-buchhandlung, Königstein im Taunus, 123 pp.

Kockelbergh I., Vleeschdrager E., Walgrave J. (1992) The Brilliant Story of Antwerp Diamonds. MIM n.v., Antwerp, 303 pp.

Kuhn H.W. (1976) Zur Geschichte des Trierer und Limburger Domschatzes. Archiv für mittelrheinische Kirchengeschichte, Vol. 28, pp. 155–207.

Kuhn H.W. (1989) Peter Boy. Goldarbeiter und Emailmaler des Barock. Jahrbuch für westdeutsche Landesgeschichte, Vol. 15, pp. 117–157.

Kuhn H. (1999) Der Frankfurter Goldarbeiter und Emailmaler Peter Boy (um 1650-1727) und seine Arbeiten für den Kur-fürsten von Trier zu Ehrenbreitstein – Spurensuche nach einem vergessenen Meister. Jahrbuch für westdeutsche Landes-geschichte, Vol. 25, pp. 305–361.

Lenzen G. (1966) Produktions- und Handelsgeschichte des Dia-manten. Duncker & Humblot, Berlin, 280 pp.

Long R., Steele N. (1979-1989) Facet Design. P/M Marketing, Seat-tle Faceting Books, Seattle, Washington. 7 Volumes.

Luthmer F. (1907) Die Bau- und Kunstdenkmäler des Lahngebiets. Kommissionsverlag von Heinrich Keller, Frankfurt, pp. 103– 115.

Michel F. (1925) Der Silber- und Juwelenschatz der Trierer Erzbischöfe der Barockzeit. Trierischer Volksfreund, Gewerbeschau 1925, Vierte Sondernummer zur Rhein. Tausendjahrfeier, pp. 2–8.

Mösch M.T. (1995) Der Kölner Domschatzraub 1975. Zwanzig Jahre danach. Kölner Domblatt, Vol. 60, pp. 245–268.

The Munich Show (2017) Pressemitteilung (press release), https://munichshow.com/uploads/media/PRESSEMIT-TEILUNG_MunichShow2017.pdf

Ogden J. (2013) Gems and the gem trade in India. In A. Jaffer, Ed., Beyond Extravagance: A Royal Collection of Gems and Jewels. Assouline, New York, pp. 346–377.

Ogden J. (2014) Mughal gems in context. InColor, No. 26, pp. 36– 47.

Ogden J. (2018) Diamonds: An Early History of the King of Gems. Yale University Press, New Haven, Connecticut, 388 pp.

Prim J.K. (2018) The rise of gem cutting and the occult in Renais-sance Europe. https://medium.com/justin-k-prim/the-rise-of-gem-cutting-and-the-occult-in-renaissance-europe-f3535b78599b Prim J.K. (2019) Fashioning fire from pebbles. The history of gem cutting in the Czech Republic. https://medium.com/justin-k- prim/fashioning-fire-from-pebbles-66d937273b94

Scarisbrick D. (1993) 17th-century diamond jewellery and the ornamental print. In A. Kinsbergen et al., Eds., A Sparkling Age: 17th-Century Diamond Jewellery. The Executive Board of the Province Council of Antwerp, Antwerp, pp. 23–36.

Schmetzer K., Gilg H.A. (2020) The late 14th-century royal crown of Blanche of Lancaster – history and gem materials. Journal of Gemmology, Vol. 37, No. 1, pp. 26–64.

Schrauf A. (1869) Handbuch der Edelsteinkunde. Carl Gerod’s Sohn, Vienna, 252 pp.

Stranner H. (1953) Edelsteine und Metalle in der Bijouterie. Rascher Verlag, Zurich, 87 pp.

Tillander H. (1995) Diamond Cuts in Historic Jewellery, 1381– 1910. Art Books International, London, 248 pp.

Trimborn H. (1940) Ein Beitrag zur österreichischen merkantilis-tischen Gewerbepolitik am beispiel der Bruderschaft der Borer und Balierer zu Freiburg und Waldkirch. Dissertation, Freiburg University, 80 pp.

Walgrave J. (1993a) Tendencies in 17th-century jewellery. In A. Kinsbergen et al., Eds., A Sparkling Age: 17th-Century Dia-mond Jewellery. The Executive Board of the Province Council of Antwerp, Antwerp, pp. 13–22.

Walgrave J. (1993b) Diamond cuts in the 17th century jewellery. In A. Kinsbergen et al., Eds., A Sparkling Age: 17th-Century Diamond Jewellery. The Executive Board of the Province Council of Antwerp, Antwerp, pp. 37–53.