Menu

Эволюция китайской резьбы по нефриту

Миньинг Ван и Гуанхай Ши

GEMS & GEMOLOGY, Vol. 56, No. 1, pp. 30–53,

Мастерство - ключевой элемент китайского искусства резьбы по нефриту. В последние десятилетия наблюдается быстрое развитие технологий и инструментов, что привело к многочисленным изменениям технологических приемов резьбы по нефриту. Ученые все больше обращают внимание на резьбу в дополнение к старинным узорам. Статистический анализ около 2500 современных работ показывает, что наиболее часто используемыми методами являются пирсинг и цяосе - техника художественного использования естественного неравномерного цвета нефрита. Ожидается, что благодаря богатому наследию и постоянным инновациям в области нефритового мастерства, а также возросшей автоматизации культурная ценность и креативный дизайн достигнут новых высот.

Резьба по нефриту - один из старейших и наиболее важных видов искусства в Китае, ремесло с богатой историей и традициями, отражающее китайскую философию и культуру. Резьба, называемая по-китайски Чжо и Чжо мо, представляет собой трудный процесс придания формы и декора труднообрабатываемому материалу. За свою более чем 5000-летнюю историю китайская резьба по нефриту пережила пять пиков - эпоху позднего неолита (около 3500–2070 гг. до н.э.), позднюю династию Шан (1600–1046 гг. до н.э.), период Чжанго (475–221 г. до н. э.), династию Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) и династию Цин (1644–1911 гг.) - и находились под влиянием политики, экономики, культуры и войны. После того, как император Цяньлун отрекся от престола в 1795 году, развитие искусства резьбы по нефриту приостановилось. С падением династии Цин в 1911 году спрос императорского двора на резной нефрит угас. В этот период народные мастерские в основном занимались резьбой обычных изделий из нефрита, таких как ювелирные украшения и сосуды. После 1949 года одна за другой создавались государственные фабрики резьбы по нефриту, число сотрудников увеличивалось, а инструменты с электрическим приводом постепенно начинали пользоваться популярностью. В 1978 году Китай открыл свою экономику для внешних связей. При поддержке правительства, под влиянием торговцев нефритом и резчиков из Тайваня и Гонконга, а также благодаря расширению внутреннего потребительского рынка, современная китайская отрасль резьбы по нефриту переживает период бурного развития.

В Китае есть поговорка, что «рабочие должны сначала заточить свои инструменты, когда они хотят сделать все наилучшим образом». Действительно, появление каждой вершины нефритовой резьбы в истории Китая неотделимо от инноваций в инструментах. В настоящее время инструменты для резьбы по нефриту претерпевают большие изменения под влиянием производственных достижений. Однако сегодня на Западе мало что известно о современном творчестве по сравнению с древней китайской резьбой по нефриту. С момента основания Китайской Народной Республики в 1949 году на Западе публиковались статьи по нефритовой резьбе, но большинство из них было сосредоточено на традиционных методах, и лишь немногие - на современных методах, появившихся до 1990-х годов. В 2017–2018 годах работы Си Яна и четырех других современных мастеров из нефрита были собраны в Британском музее для постоянной экспозиции, что свидетельствует о том, что современные китайские изделия из нефрита начали привлекать интерес на Западе.

Предыдущие исследования китайской резьбы по нефриту были сосредоточены, в основном, на изучении форм и узоров. В последние годы, в связи с быстрым развитием инструментов для резьбы по нефриту, исследования мастерства резчика все больше привлекают внимание ученых Авторы данной статьи совершили поездки в места торговли и резьбы по камню, такие как Пекин, Шанхай, Сучжоу, Янчжоу, Урумчи, Сихуэй и Чжэньпин, а также посетили мастерские по резьбе и технические школы, чтобы получить более полное понимание текущего состояния этой отрасли. В этой статье анализируется развитие инструментов для резьбы по нефриту за пять исторических периодов и типичных приемов резьбы в эти периоды. Наконец, представлены методы обработки и процедуры резьбы по китайскому нефриту в современном контексте.

Эволюция инструментов для резьбы по нефриту

В процессе изготовления каменных орудий предки человека постепенно стали отличать нефрит от других «не нефритовых» камней. Появление роторной машины (около 3500 г. до н.э.), когда нефрит стали держать напротив шлифовального инструмента, вращаемого другой рукой или другим человеком, указывало на то, что резьба по нефриту полностью отделилась от общего ремесла резьбы по камню и стала независимой категорией. Освоение вращающегося инструмента - важнейший фактор в развитии китайской резьбы по нефриту. Являясь ключевым компонентом ремесла, инструмент все время видоизменялся на разных этапах его развития. Ян (2006) разделил китайские роторные машины на пять поколений, а Сюй (2011) разделил эволюцию ремесла резьбы по нефриту тоже на пять периодов. Авторы объединили результаты этих исследований и предлагают рассмотреть следующие пять поколений вращающихся инструментов для резьбы по нефриту в истории Китая.

Краткий перечень периодов китайской истории

Периоды развития китайской резьбы по нефриту

Первое поколение (около 3500–2070 гг. до н.э.)

Примитивный вращающийся станок для резьбы по нефриту появился в культурных памятниках Хуншань и Линцзятань эпохи неолита. Эти инструменты для резьбы по нефриту изготавливались в основном из природных материалов, таких как камень, дерево и кость. Ян выделил две основные особенности примитивного вращающегося режущего станка. Во-первых, он позволил резчику принять сидячее положение. Во-вторых, маховик вращали вручную.

Второе поколение (около 2070 г. до н.э. - около 6 века до н.э.)

Бронзовые роторные машины появились и процветали с династий Ся и Шан до начала и середины периода Чуньцю, поскольку жизнь в этот период постепенно концентрировалась на бронзовых технологиях. Предполагается, что операторы стояли на коленях и вручную разгоняли машину до более высоких скоростей, чем это было возможно раньше. Поза на коленях изображена на рисунках, обнаруженных при раскопке в гробнице Фухао.

Третье поколение (примерно шестой век до нашей эры - примерно 581 год нашей эры)

Железный роторный станок появился с конца периода Чуньцю до династии Нан Бэй. Резчики во время работы на машине все еще стояли на коленях на земле. По мере совершенствования металлургии все чаще использовались железные инструменты и соответственно эволюционировал станок для резьбы по нефриту. Он по-прежнему приводился в действие вручную, но обеспечивал повышенную эффективность, поскольку металлические инструменты были более острыми и более износостойкими.

Четвертое поколение (около 581–1960 гг.)

Роторный железный станок со столом использовался от династий Суй и Тан до династий Мин и Цин и вплоть до 1950-х годов. Во времена династий Суй и Тан люди перестали вставать на колени на земле, а вместо этого они сели на табуреты или стулья. В результате роторная машина в этот период была настольного типа или стола с высокими ножками и приводилась в действие ножной педалью, что еще больше увеличивало ее рабочую эффективность (рис. 1).

Рис. 1. Реставрированный станок 4-го поколения настольного роторного типа. Ремесленник сидит за столом и вырезает нефрит с помощью приводимого в движение ножной педалью вращающегося инструмента и абразивного песка

Пятое поколение (1960 г. - настоящее время)

Современный роторный станок используется в процессе резьбы по нефриту с 1960-х годов. Первоначально он был завезен из Европы, но с появлением своей обрабатывающей промышленности Китай начал самостоятельно исследовать, разрабатывать и производить такие машины. орпус станка был изменен с деревянного на железный, шлифовальные головки теперь покрыты карборундом, а мощность ног заменена мощностью двигателя. В настоящее время существует два основных типа оборудования для ручной резьбы: шлифовальные станки и станки с гибким валом. Шлифовальный станок представляет собой большой агрегат, где сидящий резчик держит нефрит, используя инструменты различной формы. Гравировальный станок с гибким валом небольшой, портативный и оснащен ручным вращающимся инструментом с электрическим приводом и эластичным приводом, что позволяет удобно заменять различные шлифовальные головки (рис. 2). Появление мощного двигателя и улучшение инструментов не только повысили эффективность резьбы, но и пошли на пользу резчикам по нефриту. Новые инструменты подходят как для детализированных украшений и небольших изделий из нефрита, так и для изделий большего размера. Кроме того, оборудование с электрическим приводом привело к появлению и совершенствованию других инструментов, например, для различных типов резки, ультразвукового сверления, галтовки и виброполировки.

Рис. 2. Вверху слева: приводной вал закреплен в горизонтальном направлении на станке для шлифования нефрита; на конце вала находится стяжная муфта или байонет, на котором может быть закреплена шлифовальная головка или длинный горизонтальный вал. Различные шлифовальные головки (вверху справа) можно заменять в зависимости от потребностей в резьбе. Внизу слева: объект перемещается вручную для контакта с закрепленным вращающимся инструментом. Внизу справа: резчик обрабатывает нефрит с помощью ручной фрезы станка с гибким валом. И нефрит, и инструмент подвижны.

Современные изделия из резного нефрита, отобранные для Британского музея

Рис. A-1. Нефрит работы Хунвэй Ма «Чаша вина (цзюэ)» (слева) и «Бронзовый Рам Цзунь*» (справа).

В 2017–2018 годах восемь нефритовых работ, созданных китайскими современными мастерами Хунвэем Ма, Гуан Яном, Си Яном, Тинг Ю и Ивэй Чжаем, были отобраны Британским музеем для создания постоянной коллекции резного нефрита XXI века.

Рис. A-2. «Горшок с благовониями» Си Яна из нефрита.

Рис. A-3. Работа Си Яна из нефрита «Осень в Сучжоу».




Рисунок A-4. Нефрит Тинг Ю «Чайник из яичной скорлупы».

Рисунок A-5. Нефрит работы Ивэй Чжая «Рядом - закадычный друг, ты. Везде достаточно рая» (слева и посередине) и «Рифма весны» (справа).

* Эта форма с баранами на каждой стороне цилиндрического сосуда для вина (зун) и широким горлом является редкостью среди ритуальных сосудов, используемых для подношений богам или предкам в древнем Китае.

С 1990-х годов для резьбы по нефриту постепенно стали применяться станки с числовым программным управлением (ЧПУ). Вместе с программным обеспечением для проектирования и трехмерной обработкой данных гравировальные и фрезерные станки с ЧПУ можно использовать не только для изготовления оригинальной резьбы по нефриту, но и для изготовления реплик существующих изделий или исторических реликвий в соотношении 1: 1. Для резьбы по нефриту в основном используются три типа автоматизированных гравировально-фрезерных станков с ЧПУ: трехвальные, четырехвальные и пятивальные. Количество валов отражает степень свободы обработки и, следовательно, качество получаемых деталей криволинейных поверхностей. Трехвальный станок с ЧПУ подходит для плоской рельефной гравировки, а четырех- и пятивальный станок с ЧПУ может выполнять трехмерную резьбу. С учетом соображений стоимости и эффективности на китайском рынке чаще встречаются трех- и четырехвальные станки с ЧПУ. Технология ЧПУ может применяться к широкому спектру типов обработки и в основном используется для гравировки нефрита и камня различных размеров среднего и низкого ценового уровня. Появление и популярность станков с ЧПУ означают, что резные изделия можно производить в больших объемах, что еще больше повышает эффективность производства, сохраняя при этом высокую сложность изготовления нефрита (рис. 3).

Рис. 3. На гравировально-фрезерном станке с ЧПУ резьба по нефриту, занимающая 20 дней вручную, может быть выполнена за три-четыре дня.

Помимо вращающихся инструментов важным элементом резьбы по нефриту являются абразивные пески и порошки. Абразивные пески, использовавшиеся в период примитивной резьбы, были обычным речным песком из кварца, который тверже нефрита. С развитием искусства резьбы по нефриту абразивные пески постепенно улучшались. Сегодня они включают природные абразивы (такие как корунд, кварц и алмаз) и синтетические абразивы (такие как карборунд и синтетический алмаз). В целом искусственные абразивы превосходят природные (за исключением природного алмаза) по качеству, твердости и иным характеристикам. Поэтому в современной резьбе по нефриту для покрытия шлифовальных головок в основном используются искусственные абразивы.

На протяжении всей эволюции китайской резьбы по нефриту каждое новшество в области инструментов проходило долгий цикл развития. Переход от доисторических каменных орудий к бронзовым и железным орудиям, а затем и к современным машинам продолжался тысячи лет. Однако из-за региональных различий и экономических ограничений новые инструменты для резьбы по нефриту применялись не сразу, а постепенно, в течение длительного периода. Например, во времена династий Ся и Шан бронзовые орудия не полностью заменили примитивные каменные орудия, они долгое время использовались вместе. Нефрит, основной материал китайской нефритовой культуры, обладает высокой прочностью, что затрудняет его обработку, но способствует инновациям в инструментах. На ранней стадии резьбы по нефриту, чтобы распилить валун, требовалось несколько недель, и это инициировало разработку новых инструментов и технологий.

Эволюция мастерства резьбы по нефриту

Если инструмент является основной движущей силой эволюции резьбы по нефриту, то и дизайн также является важным фактором. Эти две силы неразделимы. Каждое нововведение в инструментах позволяет искусству резьбы сделать рывок вперед. Поэтому в этой статье мы проанализируем и обобщим репрезентативные ремесла, использовавшиеся в различные периоды разработки инструментов.

Периоды развития китайской резьбы по нефриту

В этом документе наглядно видно, что за 5000 лет китайской нефритовой культуры в развитии инструментов для резьбы наблюдались две тенденции: скорость инструмента становится всё выше и шлифовальный порошок становится всё твёрже. Развитие инструментов улучшило условия работы резчиков. В результате китайская резьба по нефриту стала более разнообразной, сложной и утонченной. Рассмотрим, например, формы. Во времена династий Ся, Шан и Чжоу изделия из нефрита были в основном двухмерными дощечками. С развитием инструментов и мастерства формы постепенно стали трехмерными. В династиях Мин и Цин большинство изделий из нефрита уже имело округлые формы.

Вышеприведенный документ показывает, что китайская нефритовая культура насчитывает более 5000 лет. Хотя каждый из пяти этапов в таблице соответствует определенному историческому периоду, любое ремесло или технология постепенно прогрессируют. Накопление опыта занимает много времени. Утонченность ремесла сначала практикуется в небольшом масштабе, а затем постепенно продвигается и популяризируется. Следовательно, смена династии не обязательно означает немедленный прогресс ремесла.

Первобытная резьба по нефриту (около 3500–2070 гг. до н.э.)

В эпоху неолита каменные орудия изготавливались путем резки, шлифования и сверления. Эти три техники были унаследованы первобытными резчиками по нефриту и получили дальнейшее развитие. Основываясь на изучении раскопанных реликвий, можно предположить, что процедуры резьбы по нефриту в период неолита в основном включали сбор, резку, шлифовку, резьбу, сверление и полировку вручную или с помощью роторной машины. Эти же основные процедуры были унаследованы более поздними поколениями. Такие репрезентативные техники, как пирсинг, инкрустация и тонкая резьба (часто называемая резьбой по яичной скорлупе или бумажной резьбой для получения тонких «шкур») также появились впервые. Однако качество изготовления резьбы по нефриту варьировалось от места к месту из-за разных темпов культурного развития.

Бронзовые роторные машины (около 2070 г. - около шестого века до нашей эры)

Ремесло резьбы по нефриту в династии Шан, которое включало резку, шлифовку, резьбу, сверление, полировку, конструирование и создание формы, достигло высокого уровня (Группа технических исследований Пекинской нефритовой фабрики, 1976). Во время этой династии впервые появилась техника цяосе, которая использовала естественный неровный или другой цвет нефрита. В процессе изготовления цяосе необходимо учитывать форму и расположение цветов на исходном камне, чтобы умело использовать цвета. Нефритовая черепаха на рис. 4, обнаруженная в Сяотуне (провинция Хэнань), является успешным примером цяосе. Резьба цепей из цельного куска камня - очень сложное ремесло, также появившееся во времена династии Шан, заложив основу для ее развития в последующих поколениях.

Рис. 4. Эта тщательно разработанная нефритовая черепаха, найденная в 1975 году в руинах Инь в Сяотуне, является примером ремесла цяосе в поздней династии Шан (1600–1046 гг. до н.э.). Из серовато-белой части нефрита вырезана голова, шея и живот черепахи, а темная часть образует её яркий панцирь. Все это демонстрирует умелое использование цвета художником. Как символ долголетия черепаха в Китае часто использовалась во время древних захоронений.

Железные роторные машины (примерно шестой век до нашей эры - примерно 581 год нашей эры)

Нефрит для погребений процветал в период Чуньцю и достиг высшей точки в наборе специальных систем резьбы, сформированных во времена династии Хань. Нефрит погребальный не показывает существенных отличий от повседневного нефрита с точки зрения процедуры резки, но он более лаконичен и менее изыскан. Возьмем, к примеру, ремесло Хань Бадао (лаконичная резьба) времен династии Хань. Типичные для погребального нефрита, линии Хань Бадао смелые, энергичные и лаконичные, словно резанные мечами (рис. 5).

Рис. 5. Эта нефритовая цикада является типичным примером ремесла хань Бадао (лаконичная резьба), известного во времена династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н.). Эта техника раскрывает всю жизненную силу нефритовой цикады всего несколькими лаконичными линиями. Поскольку цикада в древнем Китае подразумевала возрождение, резные фигурки цикад часто находили в гробницах Хань в качестве погребальных предметов. Её размещали на языке покойного.

Что олицетворяет мастерство периода Чжанго, так это широкое применение ажурной техники. В это время пирсинг в основном применялся на плоских изделиях из нефрита, но появилось и небольшое количество объемных ажуров. Ремесло оказало влияние даже во времена династий Хань и Вэй (около 206 г. до н.э. - 265 г. н.э.). Техники соединения нефрита и металла, такие как инкрустация и сшивание, также превзошли те, что использовались в династиях Шан и Сичжоу. В данном случае инкрустация означает внедрение в нефрит таких металлов, как медь, серебро, железо и золото, а сшивание означает использование металлических нитей для соединения частей нефрита. Эти два ремесла достигли высокого уровня в период Чжанго, о чем свидетельствует количество и качество произведений искусства, в которых они использовались. Например, очень сложная в изготовлении нефритовая одежда, сшитая золотой или серебряной нитью, которую часто находят в гробницах знати во времена династии Хань. Они типичны для этой техники и служат примером нефритовой культуры погребения во времена династии Хань (рис. 6).

Рис. 6. Нефритовый погребальный костюм Шэн Лю (династия Сихань, 206 г. до н. э. - 8 г. н. э.) Был обнаружен в Маньчэне, Китай, в 1968 году. Костюм длиной 1,88 м состоит из 2498 нефритовых табличек, сшитых вместе примерно 1100 граммами золотой проволоки. Это самый ранний и наиболее хорошо сохранившийся нефритовый погребальный костюм в истории китайских археологических раскопок (Yang et al., 2005).

Гибкое соединение, которое имеет тот же принцип гравировки, что и резьба цепочки, было обнаружено в гробницах династии Шан, но процветало и развивалось в период Чжанго, когда появилось много качественных произведений искусства. Среди них, нефритовый орнамент с шестнадцатью сегментами, извлеченный из гробницы маркиза Ли (государство Цзэн), является наиболее известным применением искусства гибких соединений в этот период (рис. 7).

Рис. 7. Этот кулон в виде дракона-феникса с 16 серовато-белыми компонентами (48,0 × 8,3 × 0,5 см), вырезанный из цельного куска нефрита, относится к раннему периоду Чжанго (475–221 гг. до н.э.). Подвижные и складные компоненты вырезаны в виде дракона, феникса или ажурного диска Би. Орнамент воплощает в себе не только технику гибкого соединения, но и технику зрелого пирсинга.

Настольные железные роторные станки (около 581–1960 гг.)

Золото и нефрит объединяли еще до династии Цинь (221–206 гг. до н.э.), а инкрустация из нефрита драгоценными камнями и золотом приобрела популярность во времена династий Суй и Тан. Во времена поздней династии Мин это ремесло получило широкое распространение и стало яркой особенностью. Во времена династии Цин, находящейся под влиянием ислама, который возник в центральной, западной и южной Азии в конце четырнадцатого века (рис.8), инкрустация часто изображала различные растительные узоры, которые создавали ощущение экзотического очарования.

Рис. 8. Эта чаша из белого нефрита с инкрустацией драгоценными камнями и золотым узором (династия Цин, 1644–1911 гг.) Снаружи выгравировано изображение лотоса и украшено шестью наборами орнаментов из граната внутри. На ней использованы как тонкослойная резьба (по яичной скорлупе), так и техника инкрустации. Это типичный исламский нефрит из западных регионов Китая.

Во время династий Сун, Ляо, Цзинь и Юань (около 960–1368 гг.) под влиянием зрелого искусства живописи и скульптуры резьба по нефриту стала трехмерной. Сюжеты из человеческих фигур, цветов, животных и пейзажей часто сопровождались характерной ажурной резьбой в то время. Техника пирсинга стала популярной, а плоская резьба постепенно сменилась объемными живописными изделиями из нефрита (рис. 9). Во времена династии Мин интеллектуальные «рисунки литераторов» южнокитайской культуры, отличные от народных и императорских рисунков, подчеркивали романтическое очарование и отражали личные чувства литераторов. Это привело к включению пейзажей и текстов в декоративные узоры изделий из нефрита. Во времена династии Цин дизайны придворных художников при оформлении нефритовых изделий в сочетании с тонким мастерством создало пик художественной интеграции.

Рис. 9. Эта инкрустированная драгоценными камнями золотая основа в форме лотоса увенчана резным нефритовым драконом и облаком (династия Мин, 1368–1644 гг.). Белый нефрит выполнен в технике многослойного трехмерного пирсинга с изысканными деталями.

В этот период совершенствование и сочетание инструментов и мастерства способствовало появлению крупных резных фигур из нефрита (Kong, 2007). Например, массивная чаша «Драконы среди волн» времен династии Юань была первой крупной резьбой по нефриту, о которой мы знаем. Во времена династии Цин резчики по нефриту создали несколько крупных работ весом в тысячи килограммов, таких как сложный трехмерный пейзаж (называемый Шань Цзы по-китайски) «Император Ю руководит людьми в борьбе с наводнениями» (рис. 10) и «Встреча девяти старейшин в период Хуэйчан**». Эти большие резные фигуры с пейзажами, человеческими фигурами и животными, часто сопровождаемые искусной каллиграфической гравировкой на спине или боках. Чтобы создать такие изделия, несколько резчиков по нефриту должны были организованно и одновременно работать. В условиях того времени такая большая работа заняла бы несколько лет. Таким образом, изготовление больших резных фигур из нефрита знаменует собой пик этого ремесла в древнем Китае.

Рис. 10. Скульптура Шань Цзы из нефрита «Император Ю, ведущий народ в борьбе с наводнениями» (224 × 96 см, вес не менее 5 000 кг) была вырезана в Янчжоу с 1781 по 1787 год нашей эры. На 53-м году правления Цяньлуна (1788 г. н.э.) придворные мастера из нефрита выгравировали на обороте стихотворение самого императора.

В этот период появилось и множество других техник, таких как усовершенствованные техники цяосе и тонкослойной резьбы, а также появление резьбы по жадеиту в династии Цин.

Современные машины (1960 г. – настоящее время)

После династии Цин традиционная ножная педаль использовалась до первых дней существования Народной республики. В конце 1950-х годов, когда была проведена политическая реформа с появлением плановой национальной экономики, возникли государственные фабрики по резьбе нефрита, возглавляемые производственными центрами в Пекине, Шанхае, Янчжоу и Сучжоу. Резные изделия из нефрита производились промышленно на сборочных линиях. Именно в это время начали применяться моторные станки для резьбы камня.

Рис. 11. На этой современной работе (9,3 × 4,2 × 2,8 см), сохраняющей красивый естественный цвет нефритовой корки, изображены ветви древних деревьев и сидящий под ними монах в медитации, показывая чувствительность дзэн. Гениальное применение традиционных китайских техник росписи в резьбе ветвей, демонстрирует естественный художественный стиль

С популяризацией систем с механическим приводом в 1960-х годах и постоянным совершенствованием инструментов современная резная промышленность открыла новую эру после реформы и открытия внешней торговли в 1978 году. Современные инструменты и методы изменились. Изделия, на которые раньше уходили годы, теперь можно закончить за месяцы или даже недели.

Современная резьба по нефриту унаследовала мастерство прошлых поколений и получила дальнейшее развитие на основе различных древних техник. С появлением механических инструментов резьба по нефриту стала более сложной, с более плавными линиями. Общие методы современного ремесла включают цяосе, тонкослойную резьбу (по яичной скорлупе), пирсинг, резьбу цепочек, каллиграфическую гравировку, вставку драгоценных камней, инкрустацию из золота и серебра, миниатюрную резьбу и другие. Мастера часто принимают окончательное решение о том, какие техники использовать, в зависимости от цвета, формы, прочности, шероховатости исходного камня, а также сюжета и темы для него. Среди этих техник цяосе (рис. 12) и пирсинг (рис. 12) широко используются в резьбе по нефриту, демонстрируя талант резчика. Многие из этих техник являются узкоспециализированными и часто резчики по нефриту посвящают им всю свою жизнь. Дзингуи Ма, например, посвятил себя искусству инкрустации драгоценными камнями и золотом традиционных сосудов и таким образом сформировал свой особый стиль (рис. 13).

Рис. 12. Из-за его прочности и мелкой текстуры нефрит часто обрабатывают в технике пирсинга. Современная нефритовая работа «Святая Линь Шань, путешествие на Запад» (38 × 26 × 8 см) изображает сцену, в которой Сюань Цзан и три его ученика проходят через святую землю Линь Шань.
Рис. 13. Золотая инкрустация на этом темно-сером нефритовом сосуде сложна и изысканна. Традиционные рисунки благоприятных животных делают работу яркой и изящной, отдавая дань уважения древнему стилю.

Чтобы узнать состояние современного искусства резьбы по нефриту, авторы статистически проанализировали 2464 работы финалистов конкурса Tiangong Awards, самого престижного конкурса Китая, с 2012 по 2017 год. Наиболее распространенными являются цяосэ и пирсинг, особенно первый, за ними следуют каллиграфия и резьба цепей. Другие приемы более специализированы и ими владеют лишь немногие. Резьба цепей (рис. 14) и тонкослойная резьба (яичная скорлупа) (рис. 15) до сих пор применяются в основном на сосудах. Каллиграфическая гравировка редко появляется сама по себе и используется для надписей на резных изделиях (рис. 16). По большому счету, часто используются комбинации из двух или трех техник. Например, украшения из драгоценных камней обычно сочетаются с инкрустацией из золота и серебра и тонкослойной резьбой, чтобы усилить экзотический вид (рис. 17). Такие техники, как 3D и рельефная резьба, являются фундаментальными и поэтому используются почти во всех изделиях, поэтому они не упоминаются отдельно в этой статье.

Рис. 14. Современная нефритовая бутылка с цепями (16 × 5 см), демонстрирующая техники резки цепей и пирсинга. Форма изделия аккуратная, изящная и элегантная, что свидетельствует о высоком уровне мастерства и изобретательности резчика.
Рис. 15. Нефритовая ваза тонкой резьбы (яичная скорлупа) темно-зеленого цвета мастера Тинг Ю (34,6 × 11,0 см). Камень однородный и изысканный. Стенки вазы ровные, тонкие (около 0,1 см) и прозрачные. Ваза украшена тонкими переплетенными стеблями лотоса, которые придают ей благородный вид.
Рис. 16. В современной нефритовой работе Вэй Ху «Профиль Красной скалы» (7,5 × 8,0 × 1,0 см) используется каллиграфия и миниатюрная резьба. Изделие изображает ландшафт Красной скалы.
Рис. 17. Нефритовый сосуд. Легкий, тонкий и украшен золотой проволокой, рубином и сапфиром в изысканном исламском стиле. Он сочетает в себе белый нефрит с драгоценными камнями и золотой инкрустацией. Применена также и техника тонкослойной резьбы. Все это свидетельствует о превосходном мастерстве её создателя.

Унаследовав древнее мастерство, современные резчики по нефриту придают большее значение личному стилю. Поэтому искусство резьбы по нефриту совершило стремительный прорыв в его усовершенствовании с помощью современных элементов. Например, традиционно тонкослойная резьба используется в основном на сосудах. Но мастер-резчик Си Цзян нарушил традицию и вырезал нефрит темно-зеленого цвета в виде мятой бумаги, что ярко демонстрирует тонкость и прозрачность работы и открывает новые возможности для техники тонкослойной резьбы (рис. 18). Мастер Дешенг Ву, преуспевающий в фигурной резьбе, воплощает в себе концепцию западной скульптуры. Он уделяет большое внимание новаторству и исследованию художественного стиля и смело усовершенствует техники, чтобы наделить традиционное мастерство резьбы по нефриту современной красотой (рис. 19).

Рис. 18. Работа Си Цзян «В гору» (19,6 × 11,0 × 5,2 см) в полной мере использует преимущества высокой прочности нефрита и использует тонкослойную резьбу, чтобы показать тонкую (0,85–2,53 см) и прозрачную на ощупь мятую бумагу. Его посыл, выраженный приемами современного искусства - «Трудолюбие как путь к горе знаний».
Рис. 19. «Девушка-змея», показательная работа из серии «Обнаженная женщина» мастера Дешенга Ву, сочетает в себе гладкий и теплый блеск белого нефрита с современным стилизованным дизайном с использованием ажура и техники цяосе.

Процесс резьбы по нефриту, иллюстрированный современными работами

Как упоминалось выше, резьба по нефриту в древности состояла из пяти этапов: выбор материала, изучение, дизайн, резьба с помощью абразива и полировка. В зависимости от инструментов и техник, современную резьбу по нефриту можно разделить на три основных метода, каждый из которых имеет свою процедуру.

Ручная резьба с механическим приводом

Этот метод, унаследованный от древней резьбы, до сих пор играет доминирующую роль в современном Китае (рис. 20). Процедура осталась практически такой же. Выбор и проверка материалов нацелены на создание максимальной красоты. Дизайн стремится объединить форму и узоры в соответствии с особенностями нефритового материала (такими как цвет и текстура). Резка обычно самый трудоемкий этап процесса, когда дизайнерские идеи с помощью инструментов превращаются в произведения искусства. Полировка сводится к тонкой шлифовке поверхностей нефрита, чтобы сделать их гладкими и яркими, эстетически привлекательными. Интересно отметить, что художники иногда используют различную отделку (степень полировки или отсутствие полировки) для создания потрясающих дизайнов.

Рис. 20. Эти четыре фотографии Бодхисаттвы иллюстрируют современный процесс ручной резьбы, который включает четыре этапа (слева направо): выбор и изучение материала, дизайн, резьба и полировка.

Гравировка с ЧПУ

Этот метод состоит из двух частей: моделирование и машинная обработка. Модель разрабатывается с использованием компьютерного программного обеспечения. Спроектированная модель сначала обрабатывается компьютером и программируется для определения системы координат обработки и размера модели. Затем выбираются соответствующие обрабатывающие инструменты и программа обработки записывается в соответствии с требованиями этой обработки. В Китае гравировально-фрезерные станки с ЧПУ часто используется для резьбы по нефриту.

Наконец, программа импортируется в станок с ЧПУ для управления его работой (рисунок 21).

Рис. 21. Трехвальный станок с ЧПУ для гравировки пластинчатого нефрита. Процесс обработки контролируется компьютерной программой. Поскольку скорость резания чрезвычайно высока, машине требуется жидкость для охлаждения.

Станок с ЧПУ может выполнять плоскую резьбу (рис. 22) и трехмерную резьбу, но сложные трехмерные формы и узоры могут быть достигнуты только с помощью комбинации станка с ЧПУ с ручной резьбой. Более того, станок с ЧПУ довольно ограничен в отношении специальных методов, перечисленных выше: на нем можно выполнить только простой пирсинг. Процесс тонкослойной резьбы предъявляет очень специфические требования к нефритовым материалам, и его трудно использовать на материалах с низкой твердостью, которые склонны к раскалыванию. Цяосэ, резьба цепей и инкрустация золотом или драгоценными камнями основаны на ручной резке и не могут быть выполнены на станке с ЧПУ.

Рис. 22. Изысканные детали этой плиты из темного нефрита (мелкий порошок такого камня используется при изготовлении чернил для китайской каллиграфии) были обработаны на трехвальном станке с ЧПУ.

3D сканирование и автоматическая резьба

Первым шагом этого метода является сканирование объекта с помощью устройства 3D-сканирования, в результате чего создается профиль 3D-модели. Затем профиль 3D-модели воссоздается с использованием программного обеспечения для создания новой модели. Координаты 3D-модели определяются с помощью программного обеспечения для проектирования с ЧПУ, а параметры инструмента передаются в окончательную программу обработки. Под руководством финальной программы станок с ЧПУ выполняет 3D-резьбу. Этот метод в основном используется при копировании древних нефритовых реликвий (рис. 23).

Рисунок 23. Этот кусок серо-зеленого нефрита Манас является копией 1: 1 императорской нефритовой печати с каллиграфической гравировкой времен правления Цянь Луна (1736–1795). Обработана методом 3D-сканирования и автоматической резки.

Природа эволюции китайской резьбы по нефриту

Ю предположил, что основной метод изучения древнего нефрита - это анализ изделий в связи с их историческим и культурным прошлым. Этот метод применим не только к изучению древнего нефрита, но и к изучению современного искусства и культуры резьбы. В конце концов, современная резьба по нефриту является неотъемлемой частью истории нефрита. Современные механические приспособления и автоматические гравировально-фрезерные станки с ЧПУ предоставляют для развития резьбы по нефриту не меньше возможностей, чем когда-то железные инструменты для древней резьбы по нефриту. На фоне трансформации мощностей и инструментов, реформ и открытости Китая, быстрого экономического развития и массового потребления современное нефритовое искусство демонстрирует более разнообразные темы, более открытые формы искусства, более тщательное мастерство (рисунок 24) и более широкую аудиторию.

Развитие любого ремесла или технологии - это процесс постепенного исследования и длительного накопления опыта. Анализ китайской резьбы по нефриту доказывает основной закон - ремесло учится на прошлом и устанавливает новый курс на будущее. В целом инновации перевешивают наследие. Инновация означает многогранное улучшение и преобразование, основанное на наследии. Современная резьба по нефриту наследует и улучшает древние методы, но, что более важно, создает инновации в инструментах для механической и машинной обработки, способствуя повышению эффективности и дальнейшему развитию искусства. Таким образом, современное нефритовое искусство - лучшая иллюстрация гармоничного сочетания наследия и новаторства.

В китайской резьбе по нефриту инструмент играет фундаментальную роль и является корнем всех преобразований в мастерстве. Под влиянием эволюции инструментов для резьбы китайское искусство резьбы по нефриту претерпело длительные преобразования и продолжает развиваться. У него есть отличительные характеристики - разнообразие методов, постепенный характер инноваций и заимствование чужой культуры и мастерства. Таким образом, эволюция резьбы по нефриту не только помогает прояснить развитие нефритовой культуры Китая, но также освещает рост современной индустрии резьбы по нефриту.

Будущее

Взгляд на эволюцию китайской резьбы по нефриту говорит нам о том, что каждый шаг вперед в инструментах и технологиях производства немедленно отражается на мастерстве. В современную эпоху развитие искусственного интеллекта и промышленной автоматизации будет продолжать стимулировать механизацию и крупномасштабное производство в китайской индустрии резьбы по нефриту. Эти тенденции будут способствовать постоянному совершенствованию творческого дизайна и культурной ценности резьбы по нефриту.

В эту эпоху передовой науки и техники автоматизированная гравировка с ЧПУ стала тенденцией, особенно для резьбы среднего и низкого уровня. Однако в будущем доминирующим методом будет ручная резьба, особенно изделий из высококачественного нефрита, которая является наследием более чем 5000-летних традиций. Прогресс современной резьбы по нефриту может быть достигнут только за счет развития творческих способностей, глубокого понимания нефритовой культуры и сочетания ручных и автоматизированных машинных методов.


** В эпоху Хуэйчан (841-845) император Тан Вуцзун начал преследование буддизма.

Рис. 24. Слева: нефритовый кулон (6,0 × 4,2 см) со стихотворением и рисунком династии Цин. На лицевой стороне - господин, ребенок, пейзаж. На оборотной стороне - каллиграфическая гравировка в традиционной форме. Справа: современный нефритовый подвес «Свободное облако и журавль» (10,0 × 5,2 см). Там также изображен резной пейзаж спереди и каллиграфия на обороте. Хотя он и похож на традиционную форму изделия, но использует более свободный стиль, который сохраняет естественный цвет материала. Здесь мы видим бледно-красное солнце и оттенки осени, напоминающие китайскую живопись тушью. Сравнение деталей показывает, что современное искусство более тонкое, с более плавными линиями резьбы благодаря новым инструментам и станкам с моторным приводом.

Из Энциклопедии камней GIA

Минерал: жадеит и нефрит; химическая формула: NaAlSi2O6 и Са2Mg, Fe)5Si8O22(ОН)2; цвет: зеленый, белый, оранжевый, желтый, лаванда, черный; показатель преломления: 1.666 1.680 с (+/- 0,008) и 1.606 для 1.632 (0,009, 0,006); двойное лучепреломление: обычно не обнаруживается; удельный вес: 3,34 и 2,95; твердость по шкале Мооса: от 6,5 до 7 и от 6,0 до 6,5.

Два разных драгоценных камня могут быть корректно названы нефритом. Один из них – жадеит, а другой нефрит. Их кристаллическая структура делает оба драгоценных камня исключительно жесткими. Жадеит обладает широким диапазоном привлекательных цветов: много оттенков зеленого, желтого, оранжевого и красноватого, плюс белый, серый, черный, коричневый и лавандовый (фиолетовый, светло серовато-фиолетовый цвета). Очень часто окраска может быть пестрая и с прожилками, придавая жадеиту интересную текстуру, которую резчики используют для создания необычных произведений искусства.

Китайцы почитают жадеит красивого зеленого цвета с момента его открытия в Бирме. Высококачественный жадеит попадается редко. Яркий, стильный и полупрозрачный великолепный жадеит диктует на современном международном рынке одни из самых высоких цен.

При оценке жадеита исходят из трех факторов, влияющих на его рыночную стоимость: цвет, прозрачность и текстура.

Цвет

Цвет является наиболее важной составляющей в цене жадеита. Обычно потребители ассоциируют жадеит с зеленым цветом, не зная, что он бывает самых разных цветов и оттенков. Все эти цвета могут быть очень привлекательными, хотя зеленый предпочтительней. Более всего ценится сорт «Империал» - высококачественный жадеит, почти прозрачный, с опалесценцией изумрудно-зеленого цвета. Кусок чисто зеленого, без намека на серый цвет, который смотрится интенсивно окрашенным даже на расстоянии может стоить миллионы долларов на рынке. Цвет может варьироваться от чистого зеленого до слегка голубовато-зеленого или слегка желтовато-зеленого.

Другой ценный сорт нефрита – «Кингфишер»: тоже зеленого цвета, яркость и интенсивность его лишь немного уступает «Империалу». Цвет его яблочно-зеленый (желтовато-зеленый) и "мох в снегу" (белый, прозрачный с ярко-зелеными прожилками или пятнами). Наиболее выдающиеся экземпляры этого сорта всегда ходовой товар на азиатском рынке.

Лавандовый нефрит - следующий наиболее ценный цвет. Куски насыщенных цветов существенно дороже бледных и слабо окрашенных . Черный нефрит также популярен, наряду с оранжевым и красноватым нефритом, особенно без примеси коричневатого.

Прозрачность

Прозрачность жадеита колеблется от полностью непрозрачного до полупрозрачного. Лучший жадеит - полупрозрачный, то есть через камень можно прочитать слегка размытый текст. Так как свет проходит сквозь камень, полупрозрачный жадеит имеет соблазнительный блеск. Кажется, что он светится, увеличивая очарование пышным зеленым или богатым лавандовым оттенками. Менее ценны полностью непрозрачные камни или содержащие непрозрачные, мутные пятна.

Чтобы оценить прозрачность камня, некоторые покупатели кладут тонкий кусок жадеита на печатную страницу. При отличной прозрачности зритель может легко прочесть текст, даже если жадеит темно-зеленый. Хорошая прозрачность иногда может сопровождаться неоднородностью или низкой насыщенностью цвета.

Текстура

Жадеит имеет гладкую текстуру. Текстура жадеита может быть мелкой, средней, или грубой, в зависимости от размера кристаллов и твердости. Эти категории текстуры иногда называют старая шахта, довольно старая шахта и новая шахта соответственно.

Обработка

Китай является основным центром обработки жадеита в мире. Некоторые жадеиты из Мьянмы обрабатываются вблизи их добычи в Хапакане, Лонкине, Моганге, и Мандалае. Многие мастера все еще обрабатывают жадеит старинным дедовским способом с помощью полой бамбуковой палочки, песка и воды.

Из жадеита изготавливают традиционные формы ювелирных изделий: подвесы, браслеты и кольца. Нефритовый браслет - стиль, которому в Китае, по крайней мере, четыре тысячи лет. Считается, что гладкий круг яркого жадеита на запястье приносит мир и защиту его владельцу от всяческих невзгод.

Некоторые браслеты являются hololiths. Их изготавливают из целого куска нефрита. Так как это сопровождается большой потерей веса, то такие изделия стоят много дороже браслетов, изготовленных из нескольких частей, соединенных металлическими петлями.

Наиболее редкие и высококачественные куски идут на изготовление кабошонов для вставок в ювелирные изделия. Огранщики никогда не калибруют такие вставки, стремясь сохранить как можно больше ценного материала.

Высококачественный материал может также быть разрезан и обработан в виде круглых бусин. Согласование кусков по цвету и текстуре – очень важные факторы при собирании бусин в ожерелье. Необходимо также учесть прозрачность, размер, симметрию разреза и расположение прожилок и пятен. Такие бусы стоят очень дорого.

Размеры и вес

Размер жадеита обычно выражается в миллиметрах. Стоимость кабошонов, бус, браслетов возрастает с увеличением размера при прочих равных факторах. Цена на изделия из сорта «Империал» резко увеличивается с увеличением размера. Для остальных сортов изменение размера не так сильно влияет на цену.