Menu

Изумрудное и бриллиантовое ожерелье Годмен

Это великолепное изумрудно-бриллиантовое колье британская королева Елизавета II получила в подарок от двух сестер Годмен, которые, в свою очередь унаследовали его от своего отца. Фридрих Ду Канн, их батюшка, британский натуралист, купил это колье в 1890-х годах во время поездки в Баварию. Они считали, что это колье вначале принадлежало императрице Франции Жозефине, первой жене Наполеона Бонапарта. Усыновленный Наполеоном, ее сын от первого брака Евгений женился на Августе Баварской, дочери баварского короля (позднее им были присвоены титулы герцога и герцогине Лихтенштейнских). Де Кун полагал, что это колье оказалось в Баварии именно вследствие этого брака. Тем более, что в сокровищнице баварского дома довольно много драгоценностей императорской фамилии Франции.

В 1965 году пожилые бездетные сестры Годмен через камергера двора обратились к сэру Френсису Уотсону, хранителю королевских сокровищ и предметов искусств, с просьбой принять их драгоценное ожерелье в подарок королеве. Королева с восторгом приняла его и выразила сестрам свою сердечную благодарность на специальной аудиенции в Букингемском дворце.

Королевские хранители внимательно изучили ожерелье, но, к сожалению, версия о первоначальной принадлежности его Жозефине не подтвердилась. Тем не менее, это исключительно красивое ожерелье девятнадцатого века.

Колье чрезвычайно искусно выполнено из платины, инкрустированной бриллиантами и крупными изумрудами. В конструкции ожерелья использовались симметричные цветочные мотивы, стиль, очень характерный и популярный для 19-го века, натуралистический стиль, который использовал «язык цветов».

Тонкая лента платины густо усыпана бриллиантами багетной огранки вперемежку с круглыми гранеными бриллиантами. Цветочные мотивы возникают в нижней части ожерелья в форме семи подвесов. Самый крупный подвес расположен по средней линии колье и инкрустирован двумя большими изумрудами: прямоугольным в верхней части подвеса и грушевидным в нижней, последний – самый крупный изумруд, который когла-либо вставляли в колье. Остальные подвесы симметрично размещены по обе стороны от центрального, постепенно уменьшаясь в длине. Таким образом, концы подвесов образуют полукруг. Всего в ожерелье 10 крупных изумрудов.

Характерная черта этого дизайна – превосходная симметрия, что можно легко проверить, выбрав любую точку на одной стороне от линии симметрии и убедиться, что ей несомненно соответствует точно такая же точка на другой стороне.

Происхождение колье остается неизвестным. Использование цветочных и растительных мотивов характерно для периода барокко, начавшегося в 17 веке. Эта растительная тематика сохраняется при классицизме и модерне. Но растительная тема в классицизме сочетается с классическими орнаментами Древней Греции и Древнего Рима, таким как пальметты, розетки, вазы, ленты, луки, сердца, звезды и полумесяц. Для классицизма также характерен высокий уровень симметрии в украшениях. Поэтому цветочный орнамент и идеальная симметрия Годмен колье говорит о его неоклассическом происхождении.

Как уже выше было сказано, ожерелье купили в Баварии в 1890-х годах. В это время Бавария была самостоятельным королевством и уже 700 лет (с 1180 г.) управлялась династией Виттельсбахов, вплоть до 1918 года. Королевский двор Баварии соперничал в пышности и роскоши с правящими династиями Франции, Испании, Британии. Это колье, скорее всего, сделано немецкими ювелирами в Мюнхене. В то время там был крупнейший центр ювелирного дизайна и ювелирного производства, не уступавший известным ювелирным домам Парижа и Лондона.

Несмотря на первоначальный восторг, к разочарованию общественности, королева довольно редко надевает эту драгоценность. Последний раз это было 2004 году на обеде в честь Жака Ширака (на верхнем снимке). Пресса пишет, что это колье неплохо смотрелось бы на герцогине Кембриджской.

Другие сокровища британской короны:

Аквамариновый гарнитур Елизаветы II

Брошь Вильямсон

Рубиново-алмазное колье Grevill