Словарь ювелирных терминов
В этом словаре собраны некоторые ювелирные термины для информирования обычного покупателя ювелирных изделий. Расположены они в порядке латинского алфавита, т.к. за рубежом более детализированная система терминологии. Здесь опущены общеизвестные слова, как-то: кольцо, ожерелье и т.п.
Более подробно c терминологией, связанной с драгоценными камнями и методами их обработки, можно ознакомиться в этом словаре, Терминология французских ювелиров представлена на этой странице. Англо-русский словарь ювелирных терминов представлен здесь.
Зарубежный термин | Русский термин | Пояснение |
---|---|---|
Aglet |
Аглет | Украшение, аксессуар одежды, модный в 16-17 веках. Мелкие драгоценности: декоративные шпильки, шнуры, булавки, прикрепленные к одежде. На рисунке: фрагмент портрета Елизаветы I, королевы Англии. |
agraffe |
Аграф | (От старофр. agrafe — «зажим, скрепка, крючок») — крепление, которое выполнялось обычно в виде пластины, венка, розетки с крючком и петлей; иногда из драгоценных металлов — золота, серебра с рельефным декором, чеканкой, эмалью. В отличие от античных фибул, средневековый аграф представлял собой не заколку, а застежку, пряжку. |
AIGRETTE |
Эгрет | Украшение головы из драгоценных камней в форме изогнутого пера. От французского "пучок перьев". Первоначально в виде пучка перьев белых цапель, эгрет стал украшением тюрбанов в Турции, в частности, в период Османской империи (1281-1924). В 18 в. был популярен у европейских женщин, которые носили их в волосах, чтобы держать массы завитков на затылке. В настоящее время относится к различным гибким украшениям для волос. |
ANNIVERSARY BAND |
Кольцо, которое дарится по случаю годовщины свадьбы. Украшено одним или несколькими рядами драгоценных камней, обычно бриллиантами. Алмазы могут быть установлены по всему ободу, на три четверти его или на половину окружности кольца. Любой юбилей подходит для такого подарка, но обычно дарится на десятилетие свадьбы. Носится как добавление к обручальному кольцу или вместо него. | |
Arewa knot |
Узел Арева | Северный узел - древняя форма североафриканского христианского креста. Фактически - символ, знак, идентичность Северной Нигерии. Еще в 14 веке христиане жили на территории нынешней Северной Нигерии. Историки говорят, что когда-то среди нигерийских царей был некий, которого называли Саркин Гобир Май Сак’андами, что означает «царь Гобир, носивший крест». Позже, после прихода арабов, район стал мусульманским, но символ сохранился и до сих пор используется в народном творчестве. По форме напоминает кельтский узел. Такие стилизованные графические изображения узлов часто украшали христианские памятники и рукописи, например, Евангелие Св. Тейло 8-го века, Келлская книга и Евангелие из Линдисфарна. Большинство из них представляют собой бесконечные узлы, а многие представляют собой разновидности узлов для плетения корзин. |
Armilla |
Армилла | Армилла (множественное число armillae) - нарукавная повязка, которую носили солдаты Древнего Рима в качестве военной награды (donum militarium) за проявленную храбрость. Это была очень престижная награда. Обычно это были парные награды, на обе руки. Армиллы были смоделированы по образцу тех, что носили кельты. Традиция использовать кельтские армиллы в качестве римских военных украшений зародилась в 361 г. до н.э. Армилла или армиллы продолжали оставаться одним из видов рыцарских наград, а также королевских регалий, вероятно, как в западном, так и в византийском мире, и принимали различные формы. На снимке: армилла 1170 года с изображением казни Христа. Медь, золочение, эмаль. |
Armlet |
Армлет | Браслет, который носится на плечевой части руки. Древний вид украшения, распространенный, в основном, на Востоке. Предполагается, что впервые появился как мужское украшение в Ассирии. Затем стал также излюбленным украшением женщин. Непременный атрибут свадебных украшений индийской невесты. |
ART DECO |
Арт деко | Стиль изобразительного искусства и дизайна, который впервые появился во Франции после Первой мировой войны и достиг расцвета на международном уровне в 1920, 1930 и 1940, прежде чем его популярность уменьшилась после Второй мировой войны. Это эклектичный стиль, который сочетает в себе традиционные ремесленные мотивы с веком машинерии в области исполнения и материалов. Стиль часто характеризуется богатыми цветами, смелыми геометрическими формами и щедрым орнаментом. |
ART NOUVEAU(modern style) |
Арт нуво, он же Модерн | Международная философия и стиль искусства, архитектуры и прикладного искусства, особенно декоративного искусства, был самым популярным в 1890-1910. Он описывается как «внезапные насильственные кривые, порожденные ударом хлыста.» |
back necklace |
Ожерелье, которое предназначено для украшения декольтированной спины |
|
back-drop necklace |
То же, что и back necklace, но с центральным, свисающим каплеобразным камнем или жемчужиной |
|
band |
(Букв. – полоса). Кольцо или колье, сделанное из тонкой, плоской ленточной полосы металла. Может быть украшено вставками из камней. Обручальные кольца чаще всего выполнены в таком стиле. | |
BANGLE |
Негибкий круглый браслет | |
BAR (TIE BAR), COLLAR BAR(shirt, TIE TAC) |
Мужское украшение, зажим для галстука и шифт, скрепляющий уголки рубашки, располагается поверх галстука. |
|
BAR BROOCH |
Длинная узкая брошь, которую, как правило, носят горизонтально | |
BAROQUE |
Барокко | Этот стиль возник в Риме в начале 1600-х годов и распространился на большей части Европы. Оживление торговли, прежде всего с Востоком, привело к тому, что стал нарождаться новый класс – буржуазия и у ювелиров появились новых заказчики: зажиточные купцы и богатые ремесленники. Сменился также стиль одежды. Все это породило и новые мотивы в ювелирных украшениях. Ювелирное барокко характеризуется плавностью линий и обилием цветочных и других натуралистических мотивов. Была усовершенствована техника эмалирования, известная с раннего Средневековья. Прекрасные эмалевые композиции с причудливыми цветочными узорами украшали различные предметы утилитарного назначения: шкатулки, табакерки и т.п. Вошел в моду жемчуг, поставляемый из Персидского залива. Очень популярны стали бриллианты, которые часто подвергались вторичной огранке в соответствии с новой модой: с короткими скошенными фасетами, открытой калеттой и довольно крутым павильоном и коронкой. Их стали устанавливать в серебро. Так они наиболее выигрышно смотрелись в пламени свечей. Из цветных камней рубин, изумруд и топаз были одними из самых популярных. |
beads |
Бисер | Мелкие бусины с отверстием из стекла, камня, дерева, пластмассы, керамики. Используется для вышивки и бижутерии. |
bib necklace |
Ожерелье-нагрудник | Ожерелье с богато орнаментированной передней частью. Известно также как «кружевной воротник». |
Billiment |
Биллимент | Биллименты - характерное украшение в эпоху Возрождения. Они представляли собой ряды мелких украшений или целые нити, которые прикрепляли к краям одежды. Чаще всего ими украшали французский худ, но они также могли присутствовать на краях рукава, обрамлять вырез платья или низ юбки. На рисунке: деталь портрета принцессы Елизаветы во французском худе. |
Black Hills Gold |
Стиль и бренд ювелирных изделий, изготовленных в Black Hills Gold, в Южной Дакоте. Впервые создан в 1870-х годах французским ювелиром по имени Анри Лебо. Для него характерны использование разных цветов золота и растительные мотивы, в основном, листья, виноградные лозы и гроздья, другая растительная тематика. | |
bling bling |
«Шик, блеск, красота» | Американский сленг, используемый для описания роскошных ювелирных изделий с бриллиантами. Термин был введен в конце 1990-х годов рэперами из Нью Орлеана Cash Money Millionaires. Иное название - хип хоп. Украшения в этом стиле отличаются своим смелым внешним видом, большими размерами, огромными веревочными цепями и массивными подвесками нетрадиционного или вызывающего вида, включая черепа, покрытые льдом, кроссовки, героев комиксов и т.п. Но при этом они всегда выполнены из драгоценных металлов с самыми дорогими драгоценными камнями. |
bohemian style, boho |
Богемный стиль | Издавна в богемских лесах обитали свободные жители – цыгане. От них произошло название «богема» - группы людей, ведущих свободный от условностей образ жизни. Для стиля boho в ювелирных изделиях характерны плавные линии, натуральные материалы, множество деталей, слоистость и многоцветие украшений. Все, что мы видим на цыганах: монисто, множество ярких браслетов и перстней, длинные, висячие серьги. |
Bow |
Бантик | Один из излюбленных мотивов в ювелирных изделиях. |
BRIDAL JEWELRY |
Свадебные ювелирные изделия | Общий термин, используемый для описания категории обручальных и помолвочных колец, подарков для невесты и жениха, подарков для шафера, подружек невесты и других лиц, принимающих участие в свадебной церемонии. |
BRIDAL SET |
Свадебный сэт невесты | Комбинация, сочетание помолвочного и обручального колец. Подробнее см. здесь |
Bridge brand |
Бридж-бренд | Марки в относительно недавно выделенном сегменте рынка моды, располагающегося на стыке прет-а-порте (изделия высокой моды) и масс-маркета (массовый выпуск). Бренды предлагают изделия высокого качества в средней ценовой категории. Сегмент бридж условно разделяется на категории better (лучший) и middle (средний). Ниже категории бридж располагается сегмент демократичных марок. Сегмент бридж-брендов стал развиваться во время мирового экономического кризиса 2008 года. |
briolette |
Бриолетт | (С фр. brē′ə-lĕt′ - букв. подсушенный чернослив) Удлиненный грушевидный драгоценный камень с треугольными гранями. Часто в нем проделывали отверстие и подвешивали в виде шарика. Очень популярное украшение викторианских времен. |
CARAT |
Карат | 1. Мера веса драгоценного камня. 1 карат = 0,2 г 2. Проба драгоценного металла. Чистое золото = 24 каратам. 18К соответствует 750 пробе, 14К - 585. В зарубежной литературе принято обозначать вес камня как ct, например 14.01ct, а пробу как К, например 18К. Ведет свое начало от плодов рожкового дерева, которые созревают одновременно и всегда имеют одинаковый вес. |
Carcanet или carcan |
Карканет |
Ожерелье, украшенное драгоценными камнями (от старо-французского carcan, что означает ошейник). Карканеты, как правило, были довольно сложными. Стиль, кажется, впервые появился в конце средневекового периода, с конца 1300-х годов. |
CHANDELIER |
Канделябр | Стиль серег с качающимися подвесками. |
charm |
Амулет, оберег | Мелкие подвески на браслете или ожерелье. Подбираются в соответствии с личными предпочтениями владельца. Имеют символическое значение. |
CHOKER |
Чокер | Вид колье, которое плотно облегает шею |
Claddagh |
Кладдаг |
Элемент декора в виде двух рук, охватывающих сердце, увенчанное короной. Этот дизайн насчитывает более 300 лет и используется как символ веры, доверия и лояльности. Кладдахское кольцо - тип традиционного ирландского кольца, сердце символизирует любовь, руки - дружбу, корона - верность. |
CLASS RING |
Кольцо носится выпускниками средней школы или колледжа. Отображает какую школу посещал его владелец, год окончания, школьный знак, принадлежность к спортивной команде и т.д. Может быть украшено драгоценным камнем, символизирующим школу или месяц рождения выпускника. | |
CLIMBER EARRINGS |
Серьги, крепящиеся на мочке уха, но не свисающие вниз, а, наоборот, поднимающиеся вверх по изгибу ушной раковины. | |
CLIP |
Брошь, которая крепится застежкой на шарнире вместо штифта | |
CLOISONNÉ |
французск. Перегородчатая эмаль | Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек с перегородками из металла является отличительным признаком перегородчатых эмалей. Полученное разноцветное изображение из эмали напоминает инкрустацию драгоценными камнями. |
CLUSTER |
Кластер | Группа камней с одним центральным |
cocktail ring |
Коктейльное кольцо | Этот стиль кольца появился в "ревущие 20-е" годы прошлого века. Это время больших общественных перемен и пересмотра роли женщины в обществе. В эту новую эру расцветающей свободы смелое коктейльное кольцо с крупным, негабаритным, высоко выступающим камнем было способом для женщин показать независимость. Во времена сухого закона в Америке открылось много подпольных питейных заведений, где можно было повеселиться и выпить спиртные напитки. Но алкоголь был очень низкого качества, его смешивали с другими напитками и пили в виде коктейлей. На такие вечеринки женщины обычно и надевали коктейльное кольцо. Сейчас коктейльное кольцо непременно присутствует в коллекциях большинства ювелирных брендов. |
COLLIER RÉSILLE |
Ожерелье нежной сетчатой конструкции. |
|
CORSAGE BROOCH |
Корсажная брошь | Большая декоративная брошь, прикрепляемая к лифу платья. |
costume jewellery |
Бижутерия | Любое украшение из искусственных драгоценных камней вместо драгоценных или полудрагоценных камней и недрагоценных металлов. Первоначально бижутерию изготавливали из недорогих искусственных камней, таких как стразы, установленных в олово, серебро или латунь. Современная бижутерия стала значительно интересней и включает в себя широкий спектр материалов, таких как, кристаллы Swarovski, фианиты, полудрагоценные камни. Недрагоценные металлы покрывают золотом, серебром, родием. Некоторые изделия содержат пластик, акрил, кожу, дерево, перламутр, титан, перья и другие дешевые или относительно дешевые материалы. Авторское изделие известного дизайнера из недрагоценных компонентов иногда может стоить много дороже ординарного изделия из драгоценных металлов и камней. |
“Craft” jewelry |
Мелкосерийное, ремесленное, кустарное производство ювелирных изделий. | |
crystal |
Хрусталь | Высококачественное стекло, содержащее, как минимум, 10% окиси свинца. В качестве вставки имитирует горный хрусталь. |
Cross |
Крест | Кулон в форме креста. Может быть выполнен просто из металла, с гравировкой на металле или с драгоценными камнями. |
cuff |
Кафф | Украшение, крепящееся на верху или в середине ушной раковины с помощью незамкнутого кольца. |
cufflinks |
Запонки | |
cuff bracelet |
Жесткий браслет с разъемом, обычно на обратной стороне. |
|
CUSTOM DESIGN |
Любое ювелирное изделие, сделанное на заказ. | |
DEMI-PARURE |
Гарнитур, комплект украшений | Гарнитур, состоящий, как правило, из броши, серег и ожерелья |
Diorama précieuse |
Стиль современных ювелирных украшений, характеризующихся ярко выраженной аcсимметрией и использованием в декоре лент, отделанных драгоценными камнями. Разработан в честь знаменитого платья Diorama дома Кристиан Диор. | |
Dog collar |
Букв. собачий ошейник |
Короткое колье, меньше, чем 25см (10 дюймов) в длину. |
Dress ring |
Четкого определения для этого кольца нет. Обычно считается, что это украшение на каждый день или кольцо, которое используется как предмет аксессуара. В отличие от обручальных и помолвочных колец оно чаще выполнено из серебра или недрагоценных металлов. Может быть с камнями или без. | |
DRESS SET |
Гарнитур, комплект украшений | Набор украшений для мужчин, как правило, состоящий из запонок, булавки, иногда кнопок |
DROP earrings OR PENDANT |
Стиль серьги или подвес с одним висячим камнем, чаще в виде капли. |
|
duster ring |
Кольцо, одеваемое сразу на несколько пальцев. |
|
Enamel |
Эмаль | Тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокотемпературной обработкой. На снимке: Работа по эмали Аси Островской. |
engagement ring |
Обручальное кольцо | Кольцо, символизирующее твердую приверженность любви. Наиболее популярный камень для таких колец – бриллиант: мода, которую усиленно вводил Де Бирс. Но цветные драгоценные камни также не исключаются. Иногда исполнено в виде простой полосы или украшено алмазной гранью. В западной традиции обручальное кольцо носят на безымянном пальце левой руки, потому что считалось, что вена от этого пальца идет прямо к сердцу. В России обручальное кольцо носят на безымянном пальце правой руки. На левой руке принято носить вдовам или вдовцам. |
estate jewellery |
Вторичный рынок ювелирных изделий | Любые ювелирные изделия и часы, которые перепродают. Первоначально термин относился к части имущества умершего человека и распродаже наследства. Также этот термин может относиться к продаже старинных ювелирных изделий. Но не всякие перепродаваемые изделия являются антиквариатом. |
ETERNITY RING |
"Кольцо вечности" | Кольцо с камнями вокруг; Женское кольцо, символизирующее вечную любовь, которое обычно дарит муж жене по случаю годовщины свадьбы |
Fabergé |
Фаберже | Ювелирная компания, основанная в России в 1842 году выходцем из Франции Густавом Фаберже. С 1885 года, когда управляющим компании стал сын Густава, Петер Карл, компания стала поставщиком русского императорского дома. Всемирную известность приобрела, в основном, благодаря изготовлению знаменитых яиц Фаберже для русской царской семьи. После революции компания закрылась, Карл эмигрировал во Францию и вскоре умер. С 30-х годов 20 века под брендом Фаберже в США выпускались различные парфюмерные и косметические товары. Название предложил Арманд Хаммер – большой друг Советской России. С 2007 года с благословения Татьяны Фаберже, правнучки знаменитого ювелира, бренд «Фаберже» принадлежит ювелирной компании Fabergé Ltd. |
fashion jewelry |
Бижутерия | Другой термин для обозначения costume jewellery. |
faux |
Фейк | Подделка или копия украшения с использованием вместо драгоценных камней горного хрусталя, стекла или фианитов. Средство избежать большого ущерба при ограблении, Предназначены для каждодневного использования, в то время как настоящие драгоценности спокойно хранятся в банковском сейфе. |
FESTOON |
Фестон | Изогнутые петли между двумя точками |
Ferronnière |
Фероньерка | Повязка, которая окружает лоб владельца, обычно с небольшим драгоценным камнем, подвешенным в центре. Первоначально её носили в конце пятнадцатого века в Италии. Во второй четверти девятнадцатого века она получила название «ферроньер» или «ферроньерка». Ферроньерка была популярна в девятнадцатом веке, с конца 1820-х до начала 1840-х годов, когда считалось, что он подчеркивает высокий лоб, но к 1850-м годам она вышла из моды. |
FILIGREE |
Филигрань, скань | (итал. filigrana, из лат. filum «нить» + granum «зерно») — ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. д. проволоки, также изделия, выполненные в такой технике. Филигрань бывает напайная, ажурная и объёмная. |
Fimo |
Фимо | Fimo - торговое название полимерной глины немецкой компании Staedtler (STAEDTLER Mars GmbH & Co. KG). Фимо продается по всему миру. Его основным американским конкурентом является бренд Sculpey. Материал поставляется в разных цветах. Выбор очень большой, есть даже смягчитель для облегчения работы. Используется для изготовления многих вещей, в том числе ювелирных изделий, аксессуаров и небольших безделушек. После формования Фимо запекают в печи в течение 30 минут при температуре 130 ° C (265 ° F) для полного затвердевания. После запекания материал можно вырезать, просверлить, сделать на нем рисунок, отшлифовать. |
floater necklace |
Oжерелье-поплавок | Это ожерелье выглядит так, как будто шарики просто плавают на коже; шарики или жемчуг нанизаны далеко друг от друга на почти невидимую нить (например, прозрачную леску). |
Florentine-style engraving technique |
Флорентийская отделка | Ручная гравировка на ювелирном изделии. Используя только навыки своей руки и несколько простых инструментов (различные типы долот и др.) мастер может придать любой части ювелирных изделий эффект бархата, шелка или булата, или украсить изделие кружевами или бесконечным цветочным узором. Все это делает его работу исключительной и уникальной. |
FLORET |
Цветочек | Деталь в форме цветка с отдельными камнями, представляющими лепестки. От французского слова - маленький цветок. |
FOLIATE |
Декорирование листьями или деталями, напоминающими листья | |
Fordite |
Фордит или «моторный агат» | Когда-то давно на заводах покраску автомобилей проводили ручным способом с помощью распыления краски. После многих перекрасок на кузове автомобиля накапливалось 100 и более слоев различного цвета. Это со временем заметно утяжеляло автомобиль и накопившиеся слои старой краски перед новым окрашиванием счищали. Поначалу их выбрасывали, но потом смекалистые и эстетически развитые рабочие сообразили, что этот довольно твердый после многочисленных термообработок и интересный на срезе материал можно в дальнейшем использовать как поделочный. Его стали применять в дизайне, в том числе и ювелирных изделий. Цена на фордит колеблется от $20 до нескольких сотен долларов за штуку. Однако один редкий тип фордита в 1972 г. после разрезания и обработки в виде кабошона 40 × 30 с большими металлическими хлопьями продавался в Тусоне за $400. |
FRINGE |
Франж | Колье или тиара, состоящая из градуированных подвесов или вертикальных шипов. От латинского слова - граница. При такой конструкции тиара легко трансформируется в колье и наоборот. |
gimmal ring или gimmel ring |
Гиммель | Кольцо из двух или трех обручей, которые соединяются вместе, образуя целое кольцо (одно кольцо при этом принадлежит мужу, второе — жене, третье — свидетелю).. Название происходит от латинского gemellus (близнецы) через старофранцузский. В 16 и 17 веках такие кольца были модными в Англии, Германии и других странах и часто использовались в качестве обручальных колец. |
GIRANDOLE |
Жирандоль | Стиль серьги с тремя подвесными камнями и большим центральным камнем. Это может также относиться к броши, которая имеет центральный камень и другие, висящие от него. |
GOLD FILLED |
Голдфилд | Изделия или фурнитура, основа которого выполнена из неблагородных металлов (меди, латуни, томпака), на которые наклепан толстый лист золота, составляющий, по крайней мере, 1/20, или 5% от веса всего металла. Детали должны быть помечены G.F. или 1 / 20th G.F. |
GOLD OVERLAY |
То же, что и голдфилд | |
gold plated |
Позолота | Тонкий слой золота (около 0,5 микрона), нанесенный гальваническим способом. За рубежом маркируется как 14K H.G.E. or 18K H.G.E. (Heavy Gold Electroplate) |
Grand Tour Cameos |
Лавовые камеи | В викторианские времена многие молодые женщины определенного общественного положения начали совершать путешествия. Одним из самых распространенных направлений таких туров была Италия. Из путешествия они привозили покупки и сувениры, которыми могли похвастать своим знакомым. К этому же времени относится повальное европейское увлечение древностями, связанное с раскопками Помпеи. Искусство вырезания камей было широко распространено в Древнем Риме. Для этого использовались, в основном твердые камни, такие как полосчатый агат и оникс, а также кораллы. Конечно, такие сувениры были самыми желанными для путешественниц. Но немногие могли себе их позволить. Однако спрос породил предложение. За дело принялись итальянские резчики и стали делать камеи из лавы. Такие камеи стали называть Grand Tour Cameos. Была определенная романтика в украшениях из лавы, вытекшей из Везувия много веков назад. Конечно, в отличие от античных камей, в которых резчик может создать прекрасные образы нежных фигур в прозрачных драпировках, поверхность лавовых камей была матовой и монотонной, как правило, в оттенках серого и коричневых цветов и зелени. |
Greek-key design |
Греческий узор | Мотив дизайна, который имеет повторяющиеся, переплетенные прямоугольники и восходит к Древней Греции. |
guard ring |
Кольцо-хранитель | Дополнительное кольцо, которое надевается вместе с основным, но в отличие от keeper ring не только предохраняет от соскальзывания, но и обогащает дизайн основного кольца. См. также jacket. |
GUILLOCHÉ |
Гильоширование | Техника декоративной гравировки, в которой сложные, замысловатые узоры механически наносятся на плоскую поверхность. Выполняется обычно на специальном станке. Наносится чаще всего под прозрачную эмаль, придавая ей мягкий муаровый эффект |
hallmark |
Пробирное клеймо | Знак, который наносится на ювелирное изделие из золота, серебра или платины, удостоверяющий соответствие изделия определенной марке сплава. Необходимость установки клейма, порядок его нанесения, рисунок клейма определяются законодательством каждой страны, где произведено или куда ввезено изделие. В некоторых странах пробирное клеймо не наносят, только товарный знак производителя. В других клеймят частично, только определенную категорию изделий. В некоторых клеймение обязательно. В России клеймению подвергаются все ювелирные изделия и все изделия из драгоценных металлов (кроме изделий технического назначения) в обязательном порядке. Клеймение осуществляют региональные отделения Пробирной палаты Минфина. Ранее клеймо наносилось ударным способом с помощью штампа. Сейчас все пробирные инспекции перешли на лазерное клеймение. Такое клеймо можно рассмотреть только при 10-кратном увеличении. |
Halo |
Гало | 1. Стиль диадемы, когда она образует «ореол» вокруг головы владельца. На снимке: Лоэлия, герцогиня Вестминстерская, одетая в Вестминстерскую гало-тиару, Великобритания (1930). 2. Дизайн кольца, броши, где центральный камень или кластер из камней окружены дополнительным рядом или рядами сверкающих камней, чаще всего круглых бриллиантов. |
Headdress earrings |
Колты, височные кольца |
Подвесы, прикрепляемые по обеим сторонам головного убора. |
Hercules Knot |
Узел Геракла | Это плетение возникло как исцеляющий оберег еще в древнем Египте, но наиболее известно в символике Древней Греции и Рима. В античности узел также считался символом девственности невесты. Пояс невесты завязывали этим узлом и его торжественно развязывал жених после свадьбы. Согласно римским понятиям узел также символизировал легендарную плодовитость бога Геркулеса, а также ассоциировался с легендарным пояом Дианы, захваченным у королевы Амазонки Ипполиты. Символизм узла вышел далеко за пределы его религиозного использования и был очень распространенным символом в знаках любви Средневековья и Ренессанса. До сих пор его используют и в ювелирных украшениях. |
hood |
Худ (Капот) | Женский головной убор, распространенный в Англии и Франции, в основном, в 16 веке - комбинация жесткого каркаса-диадемы и платка (чепца, капюшона), полностью закрывающего волосы. Различались островерхие английские худы (гейблы) и округлой формы французские. Каркас мог быть украшен драгоценными и полудрагоценными камнями, чаще всего, нитями жемчуга. |
hoop earrings |
Серьги-кольца | Серьги в виде металлического кольца. Могут быть в виде полного круга или части круга (half hoop - полукольца). |
INTARSIA |
Интарсия | Дизайн изделия или мозаики, состоящий из нескольких видов камней, которые инкрустированы в металле. |
JACKET, jacket-style design |
Жакет | Съемная деталь ювелирного изделия, накладка, которая легко монтируется и так же легко демонтируется его владельцем, обогащает или трансформирует основной дизайн кольца, подвеса, серег, броши, ожерелья. Таких накладок для одного изделия может быть несколько. Изделие как бы одевается в праздничный жакет. Некоторые дизайнеры используют для этого термин Kimono (кимоно). Нагляднее представлено на видео 1 и видео 2 |
Jewish wedding ring |
Еврейское обручальное кольцо | Во времена Средневековья и раннего Ренессанса у христиан в Европе не существовало единой формы обручального кольца. Был только один тип кольца, которое всегда использовалось во время свадебной церемонии, - это еврейское обручальное кольцо. Для него характерны очень широкие шинки, богато украшенные филигранью и эмалью. Иногда присутствует своеобразный каст, удерживающий деталь, символизирующую Иерусалимский храм, а также новый дом новобрачных. Похоже, что еврейские обручальные кольца такого типа появились в 14 веке, а их использование продолжалось и в 19 веке. По традиции их использовали только на свадебной церемонии, так как размеры и сложность колец делали их непрактичными для повседневного ношения. Будучи связанными с ритуалом, такие кольца часто оставлялись семьей в качестве семейной реликвии или могли даже принадлежать синагоге. Как таковые, они не считались личными драгоценностями. На снимке: золотое с эмалью еврейское обручальное кольцо с надписью на иврите «Мазель Тов» (Поздравления), 16-й век, Германия, диаметр 43 мм, вес 22 г. Британский музей |
keeper ring |
Сохраняющее кольцо | В ювелирных изделиях кольцо-хранитель - это плотно прилегающее кольцо простого дизайна, которое надевается на палец, чтобы предотвратить соскальзывание с него другого, более ценного кольца. |
kokoshnik |
Кокошник | Традиционный русский головной убор, который носили крестьянки на протяжении веков. С 19 века вошел в моду у русской знати. Великосветские дамы надели богато украшенные, часто целиком состоящие из драгоценностей, разнообразной формы кокошники. Западноевропейским королевским и императорским дворам тоже понравилась эта форма драгоценного убора и «экзотический» кокошник быстро вошел там в моду. См. например На снимке - Розенберг тиара-кокошник. |
Kristalle |
Калифорнийская компания, специализирующаяся на продаже редких, коллекционных минералов, самородков золота, серебра, меди и других металлов. На снимке: азурит с малахитом. |
|
LARIAT |
Тип колье из одной цепочки или нескольких, скрученных вместе. | |
le nécessaire |
Несессер | (фр. nécessaire — необходимый) — специальный контейнер (сумка, барсетка, кошелёк, шкатулка, футляр и пр.) для мелких предметов. Используется для хранения принадлежностей гигиены, косметики, маникюра, шитья, рукоделия и др. Как правило, в несессере для каждого предмета имеется специальное отделение (отсек), благодаря чему предметы не смешиваются. |
locket |
Медальон | Подвес, который может открываться. Внутри хранят фотографии, волосы, амулет или другие, дорогие для его владельца объекты. |
LOVER'S KNOT |
«Узел любимого» | Популярный мотив в ювелирных изделиях, Узел Любимого - это имя, которое используется для многих различных узлов. Ассоциация узлов с символикой любви, дружбы восходит к античности |
Luckenbooth |
Шотландская брошь в форме сердца, часто увенчанного короной. Обычно делается из серебра, богатые люди заказывали себе такую брошь из золота. Может содержать и иные, чисто шотландские символы: андреевский крест, репейник. Также может быть украшена драгоценными или недорогими камнями и их имитациями. Luckenbooth - это такие киоски и мастерские ювелиров, располагавшиеся в Эдинбурге на Королевской Миле возле собора Святого Джеймса. Они были первыми постоянными магазинами города, начиная с 15-го века. Традиционный шотландский знак любви, часто дарится невесте на помолвку и на свадьбу. Считается оберегом. Ее надевают кормящие матери, по поверью это увеличивает количество грудного молока. Также ее прикрепляют к одежде ребенка, дабы уберечь его от сглаза. Легенда связывает брошь luckenbooth с королевой Марией Стюарт. Якобы она подарила такую в знак своей любви и преданности лорду Дарнли. По другой версии она получила такую на день помолвки от своего первого мужа, дофина Франции. | |
Lunula |
Лунула | Вид шейных украшений раннего бронзового века в виде полумесяца, чаще всего сделано из золота или бронзы методом проковки металлических стержней. Вероятно, довольно распространенный тип украшений у многих древних народов. Предполагается, что они изготавливались в период около 2200—2000 гг. до н. э. Найдены на территории Ирландии, Великобритании, Португалии. |
MARCASITE |
Марказит | Непрозрачный камень серо-стального цвета. Используется в граненом виде как вставка в серебряных ювелирных изделиях. |
micromosaic |
Микромозаика | Тип мозаики, созданной из крошечных фрагментов стекла, называемых тессерами. Тессеры представляют собой мозаичные кусочки, сделанные из непрозрачного стекловидного стекла или разноцветной эмали, называемых смальтой. Смальту вытягивают в стержни или нити, называемые филати (формованная эмаль), а затем оставляют остывать. После охлаждения разрезают на сотни мельчайших кубиков и раскладывают на медном или золотом подносе для создания сцены, портрета или пейзажа. С середины XIX века в качестве фона или основы стали использовать черный бельгийский мрамор («Noir Belge»). Металлические или каменные опоры заполняются мастикой или цементом, на которые укладывают мозаики, получая желаемое изображение. После затвердевания мастики зазоры между тессерами заполняют цветным воском и полируют всю картину до получения гладкой и ровной поверхности. Это чрезвычайно трудоемкий и кропотливый вид искусства. Мозаицист использует пинцет для нанесения сотен, а иногда и тысяч крошечных тессер, чтобы создать невероятно детализированные и красивые сцены. В XVIII и XIX веках микромозаичные бляшки часто изготавливались в Риме и экспортировались в Лондон или Париж, где их вставляли в разнообразные ювелирные украшения: подвесы, ожерелья, серьги, броши. Термин «микромозаика» был придуман известным британским коллекционером декоративно-прикладного искусства сэром Артуром Гилбертом. Гилберт собирал микромозаики на протяжении всей своей жизни и собрал одну из крупнейших коллекций в мире. Его коллекция сейчас находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и в Художественном музее округа Лос-Анджелес (США). |
Milanese weave |
Миланское плетение | Особый вид сетчатого полотна, техника изготовления которого восходит еще к этрускам (900–27 гг. до н.э.). В 13 веке использовалось для плетения кольчуг. Названо миланским в честь миланских ювелиров эпохи Возрождения и барокко, которые возобновили этот стиль для изготовления браслетов и ожерельев. Производители часов в начале 20-го века начали использовать миланскую сетку из-за ее красоты, прочности и максимального комфорта при ношении, поскольку в ней нет петель, за которые могут цепляться волосы на руках. Полотно создается перевитием скрученных кусков проволоки. Сетка с одной стороны очень крепкая, а с другой может легко менять форму, подстраиваясь под запястье. |
MILLEGRAIN |
Специальная техника обработки поверхности металла, придаующая поверхности объемную текстуру, чаще в виде шариков. Используется с 19 века при обработке оправ драгоценных камней. | |
millefiori |
Миллефиори | (итал. millefiori — «тысяча цветов») — разновидность мозаичного стекла, чаще с цветочным узором. Поверхность готового изделия напоминает цветущий луг, чем и объясняется название. Главный секрет производства «тысячи цветов» состоит в необычайной пластичности горячей стеклянный массы. Основой создания изделий в технике миллефиори служат специальные стеклянные «прутики», имеющие в сечении нужный мастеру рисунок. Это может быть не только цветок, но и звезда, геометрическая фигура, животное, буква или дата. На снимке: серьги Бренды Смит в технике миллефиори. |
MOIRÉ |
Муар | Узор, имитирующий поверхность воды или волны |
Mourning jewelry |
Траурные ювелирные изделия | Траурные ювелирные изделия были известны, по крайней мере, с 16-го века, но у нас они чаще ассоциируется с викторианской эпохой, когда массовое производство сделало их доступными. Тенденция достигла своего апогея после смерти принца Альберта в 1861 году, когда королева Виктория, а также члены ее двора, были одеты в черные одежды и соответствующие траурные ювелирные изделия в течение многих десятилетий. Благодаря этому королевскому примеру, черные ювелирные изделия стали довольно модными. Лучшие части были сделаны из гагата, найденного около Уитби, Англия. Менее дорогие альтернативы включали черное стекло, черную эмаль, вулканизированной каучук и мореный дуб коричневого цвета, достаточно темный, чтобы выразить мрачные настроения. |
multi-finger ring |
Дизайн кольца, которое надевают сразу на два, три и более пальцев. Особенно популярен в хип-хоп культуре. То же, что и duster ring. | |
NEGLIGÉ PENDANT |
Подвес из двух капель разной длины на ожерелье или броши | |
Necklace Lengths |
Название ожерелий в соответствии с их длиной | Collar - 12 - 13 дюймов (30,5 -33 см); Choker - 14 - 16 дюймов (35,5 – 40,6 см); Princess -17 - 19 дюймов (43,2 – 48,3 см); Matinee - 20 - 24 дюймов (50,8 – 70 см); Opera - 28 - 34 дюймов (71 – 86,4 см); Rope - свыше 45 дюймов (более 114 см). |
Pampilles |
Подвески | Несколько подвесов, соединенных цепями, иногда в виде бахромы. Вспоминаем А. Дюма «Три мушкетера» - вот так примерно выглядели подвески королевы. На снимке: драгоценность французской короны. |
Pantone |
Пантон | Cтандартизованная система подбора цвета, разработанная американской фирмой Pantone Inc в середине XX века. Использует цифровую идентификацию изображения цветов в полиграфии. Эталонные пронумерованные цвета напечатаны в специальной книге, страницы которой веерообразно раскладываются. Ежегодно фирма объявляет пантон (цвет) года. |
PARURE |
Гарнитур, комплект украшений, парура | Слово «parure» - это «украшение» на французском языке. Вошло в общее употребление в Европе 17 века для обозначения набора из трех или более одинаковых ювелирных изделий, которые стали популярными в этот период. В конце концов значение этого слова было расширено и теперь включает целый гардероб или набор подходящих украшений. Парура (произносится как «пах-рур») стала символом статуса королевской семьи или других знатных семей. Королевские паруры включают в себя диадему (тиару), бандо, гребень, колье, браслеты, кольца, серьги, брошь и корсаж. Парура служит вывеской благосостояния семьи. Деми-парура - все то же самое, только без диадемы. См. например |
PASTE |
Прозрачное бесцветное стекло группы флинтов, которое имитирует огонь и блеск драгоценных камней, поскольку оно имеет относительно высокие показатели преломления и дисперсии (разделение белого света на составляющие). С самого раннего периода была предпринята попытка имитация драгоценных камней. Римляне, в частности, были очень искусны в производстве цветного стекла, имитирующего изумруд и лазурит. С увеличением спроса на ювелирные изделия, количество подделок постоянно растет. | |
PEAR-SHAPED |
Грушевидный | Камень в виде слезинки |
Pectoral |
Пектораль | Шейное металлическое украшение, облегающее грудь и плечи. Известно с начала железного века у многих народов Европы, Азии и в Древнем Египте. Наиболее распространённый тип пекторали – металлическое (нередко золотое) серповидное (в форме «полумесяца») изделие (часто пластина), носимое «рогами» вверх. По представлениям древних пектораль обладала магическими защитными свойствами. Пектораль также символизировала высокий социальный статус её владельца. Многие пекторали декорированы композициями, включающими изображения богов, людей, животных, надписи, отражая сложные религиозные, мифологические, космологические и социальные представления древних. В мужском варианте могла быть частью защитной амуниции воина. |
Pendeloque |
Пенделок | Подвес удлиненной формы к серьгам, люстрам и другим предметам, служащий украшением. Название ювелирного украшения любой формы с подвесом из драгоценных камней, чаще всего из крупного грушевидного жемчуга, получившего большое распространение в 16 в. В последнее время жемчуг грушевидной формы стали называть пенделоком На снимке: серьга из паруры Багратион. |
pinky ring |
Кольцо на мизинец | Такое кольцо не несет в себе какого-то особого значения или гендерного аспекта. Выбор его определяется только личной мотивацией покупателя. Есть несколько исключений, например, перстень традиционно носят на мизинце члены Ордена инженеров, чтобы подчеркнуть членство в этой организации. |
PLIQUE-À-JOUR |
Витражная эмаль | Французск. -«пропуская дневной свет» Витражная или оконная эмаль — разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Своё название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как насквозь просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнёздах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла. |
plume |
Плюмаж | (От фр. plumage — «оперение»; фр. plume — «перо») — украшение на головном уборе из перьев типа веера. Начиная с древности и до сих пор используется на конской сбруе или военных головных уборах в некоторых армиях (британской, канадской, индийской, малазийской, пакистанской и др.). Также подвид украшения, выполненного в виде птичьего пера. |
Plus size |
Плюсовой размер | Термин используется, в основном, по отношению к женским ювелирным изделиям. Обозначает кольца выше 9 размера (19 мм), браслеты более 20 см (8 дюймов), ожерелья длиннее 46 см (18 дюймов). |
Pomander |
Помандер | От французского «pomme d’ambre», так как первоначально представляли собой сосуды со сквозными отверстиями в форме яблока, внутри которых содержалась амбра - воскообразное смоляное вещество, используемое в качестве основы, в которую затем добавляли духи. Канализация, которой пользовались еще древние цивилизации Вавилона, Египта, Древнего Рима была забыта в Темные века, как и многие другие изобретения человечества. Средневековые города были наполнены зловонием. Нечистоты выливали прямо на улицу. Лондон и Темза нестерпимо смердили. Великолепный Версаль весь пропах мочой – туалетов там не было. Принесенные в 14 веке из Аравии помандеры позволяли хоть как-то бороться с неприятными запахами. Особо популярными они стали в годы чумы, когда врачи предположили, что болезнь передается через загрязненный воздух. К сожалению, это не так, как позже и обнаружат те же врачи. Помандеры носили на шее или на талии для быстрого доступа, их форма была столь же разнообразна, как и их носитель. Аристократы носили перфорированные миниатюрные глобусы из чистых металлов, украшенные драгоценными камнями и/или замысловатыми узорами. Низшие классы использовали шарик из ароматной жевательной резинки, растертой с розовой водой и смешанной с воском. Иногда в рецепт включалась яблочная мякоть. Или же носили проколотый мешок, наполненный ароматическими веществами, такими как травы и сушеные цветы. |
posy ring |
Кольцо в дар | Кольца «Posy» (иногда пишутся как «poy», «posey» или «poesy») - это золотые кольца с короткой надписью на внутреннем ободке. Были популярны в течение 15-17 веков в Англии и Франции в качестве подарков для влюбленных. Язык, используемый во многих ранних кольцах, был норманнским французским, французским, латинским и позднее английским. Цитаты часто были взяты из современных куртуазных историй или сборников и обычно написаны на внутренней поверхности кольца. Кольца также дарили, просто чтобы показать уважение. На снимке: золотое кольцо posy с надписью «In * god * is * my * trost ***», 16-й век, Англия. Британский музей |
promise ring |
Помолвочное кольцо | (Букв. Кольцо обещания) — Предварительное обручальное кольцо, как правило, с относительно небольшим камнем. |
putto мн. Putti |
Амурчик, херувимчик, ангелочек | Обнажённые крылатые малыши, обычно встречающиеся в искусстве Ренессанса, классицизма и барокко. В украшения этот элемент перешел из живописи и архитектуры эпохи Возрождения. |
rhinestone |
Стразы | Вставки из стекла взамен драгоценного камня. Стразы используются в бижутерии для недорогих украшений. Стразы также делают из хрусталя и пластика. Хрустальные стразы производятся, главным образом, в Австрии компанией Swarovski и в Чехии компанией Preciosa. |
RIVIÈRE |
Ривьера | Буквально - река. Ряд камней (обычно равного размера), формирующий единую нить ожерелья |
SAUTOIR |
Сотуар | 1. Эластичное шейное украшение в виде косынки 2. Длинная шейная цепь, как правило, из жемчуга или бриллиантов, особенно модная в 1920-1930-х годах. |
Scrunchie |
Декоративная резинка для волос | Кольцо эластичного материала, покрытое текстилем, обычно черным, служащее для крепления волос. Часто декорируется биллиментами и другими мелкими украшениями. |
SEMI-PRECIOUS stone |
Полудрагоценные камни, самоцветы | Термин, который ранее был использован для описания иных, чем рубин, сапфир и изумруд цветных драгоценных камней. На самом деле многие из так называемых полудрагоценных камней могут быть весьма ценными, стоимостью в несколько тысяч долларов и больше. По этой причине термин действительно не подходит и его использование было прекращено в ювелирной промышленности. |
SET |
Сэт |
1. Группа личных украшений или предметов туалета из двух предметов и более, имеющих единое художественное решение. 2. Закрепка, монтировка камней в ювелирном изделии |
signet ring |
Перстень-печатка | Перстни с глубокой гравировкой, либо в металле, либо на полудрагоценном камне, чаще всего на агате или сардониксе. Их полосатая структура наиболее выигрышно смотрится в таком изделии. Они встречаются во многих культурах и могут рассматриваться как «произведения искусства» в миниатюре. В древности служили также в качестве личной печати правителя. С появлением почтового сообщения ими опечатывались личные письма и менее знатных особ. Многие такие перстни кроме эстетической привлекательности имеют богатую историю и поэтому очень притягательны для историков и искусствоведов. |
sleeve ring |
Кольцо, которое состоит из тонкого внутреннего кольца или втулки с несколькими другими кольцами, уложенными на него, чтобы образовать одно твердое кольцо. Кольца могут быть либо припаяны к втулке, либо насажены на нее так, чтобы они составляли единое целое. Может также быть комбинацией из двух колец. | |
SOLITAIRE |
Солитер | Отдельный камень. Обычно вставлен в кольцо. |
SpectraGold™ |
SpectraGold™ - стабильный золотой метариал, созданный ручной ковкой, с плавным переходом градиента цвета от соломенно-золотого к чисто белому. Состоит из семи сплавов золота: от насыщенного теплого цвета 23-каратного золота до холодного 9-каратного белого золота. SpectraGold имеет твердость, близкую к 18-каратному золоту, что делает его пригодным для широкого спектра ювелирных изделий. Создан живущим в Италии американским ювелиром Adam Neeley. | |
STOMACHER |
Корсаж | Сложный орнамент, покрывающий лиф платья от груди к талии. Также ожерелье, полностью закрывающее весь корсаж платья. См., например, Дели Дурбар стомакер |
STUD earrings |
«Гвоздики», пусеты | Стиль серег, когда оправа с одним камнем или группой камней без подвесов соединена непосредственно со стержнем, вставляемым в мочку уха. |
SUITE |
Комплект украшений | То же, что PARURE |
Sunburst |
Ювелирное изделие в виде солнца с лучами. На снимке тиара княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой (1861-1939). Платина, лучи усыпаны бриллиантами. Выполнена Картье в 1927 году. В центре когда-то был желтый бриллиант, но позже он был заменен синим звездчатым сапфиром. |
|
Tennis Bracelet |
Теннисный браслет | Tеннисный браслет – тонкое, стильное, наручное украшение с симметричным рисунком из бриллиантов. Также известны как браслеты линии бриллиантов. Название браслет получил после того, как во время матча на US Open Крис Эверт, известная профессиональная теннисистка (с 1972 по 1989 гг.), потеряла свой дизайнерский бриллиантовый браслет, разработанный Джорджем Bedewi. Застежка ее бриллиантового браслета расщелкнулась и браслет упал. Она попросила судей приостановить игру, чтобы найти украшение. С этого дня такие бриллиантовые браслеты стали называться теннисными. Многие звезды тенниса, например, Серена Уильямс, носят их. |
toe ring |
Кольцо на палец ноги. Распространено, в основном, в Индии. |
|
Torc |
Торк | Шейное украшение у кельтов, вариант гривны. На снимке: торк из клада, найденного в Блэр Драммонде (Шотландия). Датируется 300-100 годами до нашей эры. |
TROY OUNCE |
Тройская унция | Британская мера веса металлов. Равна 31,08 г. Не надо путать с обычной унцией, равной 28 г. |
vegvísir |
Вегвизир | Вегвизир (исландское слово для указателя или путеводителя) - это исландский волшебный посох, предназначенный для того, чтобы помочь носителю найти дорогу в ненастную погоду. Символ засвидетельствован в рукописи Хульда, собранной в Исландии Гейром Вигфуссоном в 1880 году (но состоящей из материалов более раннего происхождения). «Кто носит этот знак никогда не заблудится в шторм или плохую погоду, даже если путь неизвестен». Vegur (путь) + vísir (указатель). Викинги наносили этот символ на изготовленные из местных прозрачных кристаллов минералов навигационные камни, такие как кордиерит (оптически двухосный силикат магния, железа и алюминия), чтобы пересекать моря в пасмурную погоду. Это «солнечные камни» викингов. Наука подтверждает, что кордиерит и другие материалы, такие как кальцит и турмалин, могут использоваться для определения положения солнца даже через густые облака. Эти камни визуально разделяют солнечный свет на два изображения, которые при вращении до появления одинаковой яркости показывают кольца поляризованного света вокруг положения солнца. Кордиерит оказался наиболее точным навигационным камнем в смоделированных путешествиях из Бергена в Норвегии в поселение викингов Хьярф в Гренландии |
vesica piscis |
Мандорла | Мандорла буквально означает «рыбный пузырь». Элемент декора готики и неоготики. Представляет собой фигуру, образованную пересечением двух окружностей одного радиуса, пересекающихся таким образом, что центр каждого круга лежит на окружности другого. Иногда слово используется для обозначения двояковыпуклой симметричной линзы, образуемой пересечением двух окружностей. Отношение ее высоты к ширине - 265: 153, приблизительно равное корню квадратному из 3 или 1.7320508 ... Число 153 имеет большое значение в христианстве. Согласно Евангелию от Иоанна, это количество рыбы, которые Иисус нагнал в сети Петра – по количеству известных тогда народов. (21:11 «Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.»).Таким образом, мандорла стала символом христианского искусства в период Средневековья. |
Vinaigrette |
Винегрет | Маленькая коробочка, изготовленная в основном из серебра или золота. Использовалась почти исключительно женщинами, к 1820-м годам каждая благородная женщина носила его на талии или прятала в своем ридикюле. Предназначение ее было такое же, как и у помандера, но конструкция отличалась. В коробочке была откидная крышечка, где под решетчатой или перфорированной пластиной или крышкой была губка, смоченная уксусом с добавлением трав и специй. Также винегрет мог быть изготовлен в более причудливой форме: виде кошельков, сумок и ракушек или в любой другой форме по желанию. Многие из сохранившихся георгианских винегретов имеют клеймо Бирмингема, поскольку 90% винегретов английского производства производилось здесь. Винегретами позднее также назывались флаконы с нюхательной солью. |
wedding ring |
Обручальное кольцо | Кольцо из драгоценных металлов: золота или платины. Символизирует союз двух людей в браке. Кольцо может быть исполнено в виде гладкой полосы или украшено алмазной гранью. Может быть также сделано из двух металлов разного цвета или украшено драгоценными камнями, обычно бриллиантами - символом чистой и прочной любви. |
Жемчуг (Pearl)
Akoya pearls |
Жемчуг Акойя | Жемчуг, который вырабатывает устрица Akoya. Теперь его выращивают в Китае и других странах. Ценится за бриллиантовый блеск и богатый цвет. Жемчуг Акойя - традиционный символ элегантности и красоты и наиболее популярен из всех типов жемчуга. В зависимости от размера устрицы-жемчужницы жемчужины вырастают до 3-10 мм. |
BAROQUE PEARL |
Барочный жемчуг | Термин барокко описывает форму жемчужины. Это жемчуг неправильной формы: не круглый, не симметричный, с неравномерной поверхностью. Большинство таких жемчужин недороги. Но некоторые из них обладают уникальными формами, неизменно привлекающими восхищенные взгляды. Такой жемчуг пробуждает фантазию ювелиров и становится основой для ювелирных шедевров. Барочный жемчуг в последнее время пользуется огромной популярностью. Он дает владельцу чувство обладания уникальной драгоценностью. Вообще говоря, барочные жемчужины также дают возможность приобрести крупные жемчужины по более доступной цене, чем круглый жемчуг. |
Bib |
Жемчужное ожерелье из более, чем трех нитей жемчуга | |
Biwa pearl |
Жемчуг Бива | Сорт выведен в 1930-х годах и первоначально поставлялся только из озера Бива в Японии. Методика культивирования этого жемчуга была усовершенствована Kokichi Mikimoto. Для бива-жемчуга используется небольшой кусочек ткани мантии моллюска, имплантируемый в его раковину. Во многих случаях первоначальная затравка либо растворяется, либо становится незаметной. Образующаяся вокруг затравки жемчужина, как правило, имеет неправильную форму. На протяжении многих лет этот термин использовали для описания пресноводного жемчуга со всей Азии. На самом озере Бива больше не производят больших количеств жемчуга и истинные жемчужины из озера Бива очень редки и весьма ценны. Однако такая методика культивирования эффективно используется в пресной воде во всем мире. |
Black south sea peal |
Чёрный жемчуг Южных морей | Захватывающий дыхание цвет этого естественного черного жемчуга производится черногубыми устрицами в водах Таити и Окинавы. Размеры начинаются с 8 мм, сo следующими формами: круглой, овальной, в форме слезы и «барокко». Характеризуется черными, богатыми темными цветами в диапазоне от синевато-серого, серебристого и фисташкового до павлиньего зеленого и темного цвета ночи с полутонами зелёного, розового и голубого. |
Blemishes |
Пятна, сыпь | Маленькие включения, шишки, рубцы или неровности на поверхности жемчуга, которые отличают одну жемчужину от другой. Но обилие их снижает стоимость жемчужины. |
Blister pearls |
Натуральный жемчуг, который получается, когда паразит внедряется через наружную оболочку моллюска. Моллюск выделяет перламутр около раздражителя, цементируя образование с раковиной. Блистер жемчуг, как правило, имеет неправильную форму. См. также MABÉ PEARL. | |
Blue pearl |
Голубой жемчуг | Темный жемчуг, цвет которого происходит от посторонних загрязняющих веществ в перламутре или между перламутром и перепонкой раковины. Как правило, голубые жемчужины - естественные цветные темные жемчужины Akoya, которые могут быть голубыми или другого темного цвета. |
BOUTON PEARL |
Жемчуг, плоский с одной стороны, то же, что MABÉ PEARL | |
Conch pearl |
Жемчуг Конк | Жемчужины "конк", одни из самых уникальных и роскошных драгоценностей в мире, производятся естественным образом брюхоногим моллюском Стромбусом гигантским (королевским). Самые высококачественные экземпляры отличаются уникальной "огненной структурой", которая создает на их поверхности эффект горящего пламени. Никаких методов искусственного выращивания этого жемчуга не существует; таким образом, каждая такая жемчужина является натуральной и неповторимой. |
cultured pearl |
Культивированный жемчуг | Культивированный жемчуг выращивают на фермах в пресной воде или соленой воде. Множество раковин-жемчужниц препарируют, помещая в них маленький шарик. Моллюск обволакивает шарик слоем перламутра, образуя жемчужину. Размер ядра определяет размер собранного жемчуга. |
«Edison» |
Жемчуг "Эдисон" | Жемчуг Эдисон - это отборный натуральный пресноводный жемчуг, который отличается высоким качеством и уникальными ювелирными характеристиками. Названный в честь великого американского ученого и изобретателя Томаса Эдисона, является детищем многолетней работы брата и сестры Вэйджиань и Вэйиу Чжань. Для выращивания жемчуга Эдисона используют совсем недавно выведенный новый вид раковины — результат скрещивания известной японской раковины Бива (Biwa) и китайской треугольной раковины (Hyriopsis cumingi). Крупные пресноводные жемчужины обладают красивым металлическим блеском, присущим морскому жемчугу, имеют природный натуральный цвет и богатую гамму переливов и обертонов от белого и золотистого до лавандового и фиолетового. |
FRESH WATER PEARL |
Пресноводный жемчуг | Пресноводный жемчуг, который собирают из моллюсков, живущих в пресной воде, в отличие от моллюсков, живущих в соленой воде. В последнее время растет популярность китайского пресноводного жемчуга, так как его производство в реках и озерах Китая все время расширяется. |
glass pearl |
Стеклянный жемчуг | Стеклянные шарики с множеством лакокрасочных покрытий, имитирующих настоящий жемчуг. Качество стеклянного жемчуга зависит от количества покрытий, нанесенных на стеклянный шарик. Более дешевые нити из него имеют от 3 до 4 покрытий, а более дорогие - от 6 до 8 покрытий. Более тяжелые, чем пластиковые, поэтому лучше имитируют настоящий жемчуг. |
gold south sea pearl |
Золотой жемчуг Южных морей | Этот богатый жемчуг производится золотогубой устрицей. Размером от 9 мм и выше. Его теплый, натуральный золотой цвет считается более редким, чем само золото. Цветовая палитра простирается от легкого цвета шампанского до очень редкого глубокого золотого цвета. Эти виды устриц могут также производить блестящий белый жемчуг, но глубокие золотые тона считаются наиболее желаемыми для этого типа жемчугa. |
keshi pearl |
Жемчуг Кеши | Это небольшие жемчужины, не имеющие ядра, а целиком состоящие из перламутра. Формируется такой жемчуг различным образом. Например, устрица отвергает зародыш, но наращивает перламутр поверх него, образуя Кеши-жемчужину. Может случиться перелом слоя и отломанный участок становится отдельной жемчужиной. Кеши – побочный продукт культивированного жемчуга. Вследствие случайности такого образования, форма его весьма непредсказуема. Круглые Кеши крайне редки, чаще всего это барочные формы. |
MABÉ PEARL |
Культивированный жемчуг полусферической формы. Образуется между раковиной и тканью моллюска. Когда отсекается от раковины, то имеет почти плоскую поверхность с задней стороны, которую полируют, иногда заполняют эпоксидной смолой, а затем покрывают куском перламутра. По форме чаще всего представляет собой кабошон. Отличный способ, чтобы получить большую жемчужину по более низкой цене, но так как они не являются "твердыми" жемчужинами, они могут быть хрупкими и требуют особого ухода. | |
Mallorca |
Хорошо известный тип имитации жемчуга с испанского острова Майорка, также известный как Majorcan pearls. Довольно популярен в США. Многие люди считают, что это настоящие жемчужины, но это высококачественная имитация. | |
Melo melo |
Мело | Жемчуг Melo Melo - чрезвычайно редкий не перламутровый жемчуг, производимый брюхоногими моллюсками, широко известными как морская улитка мело мело. Латинское родовое и видовое название этого вида брюхоногих Melo означает «дыня». Оно было дано ему за характерные форму, размер и окраску раковины. В отличие от большинства брюхоногих, этот моллюск может производить жемчуг. Однако жемчужины не имеют перламутра, характерного для жемчужин, которые образовывают двустворчатые моллюски. Цвет данного жемчуга соответствует окраске внутренней части раковины моллюска и варьируется от ярко-оранжевого, оранжевого, оранжево-жёлтого до жёлтого, светлого, почти белого. |
Momma |
Момма | Японская мера массы, 1 момма = 3,75 г = 18.75 карат. Применяется при торговле жемчугом |
MOTHER OF PEARL |
1. Затравка для выращивания культивированного жемчуга. 2. Перламутр. |
|
Mikimoto pearls |
Ведущий бренд жемчуга, основан Kokichi Mikimoto, изобретателем культивированного жемчуга | |
Nacre |
Перламутр | (с франц.) Представляет собой органоминеральный агрегат карбоната кальция (чаще всего в форме арагонита) и конхиолина (рогового вещества). Таким образом, состоит и из минерального, и из органического вещества. Из перламутра состоит внутренняя поверхность раковины моллюсков, а также жемчуг. |
natural pearl |
Натуральный жемчуг | Настоящий жемчуг образуется в раковинах моллюсков вследствие попадания инородного тела (песчинки, например). Моллюск начинает вырабатывать молокообразное вещество, которое слой за слоем накапливается на раздражителе, формируя жемчужину. Когда свет проходит через все слои перламутра, каждый крохотный кристалл отражает его словно миниатюрные призмы. Натуральные жемчужины очень редки. В полностью естественном состоянии только очень небольшой процент моллюсков производят жемчуг и лишь немногие из жемчужин будут желаемого размера, формы и цвета; только небольшая часть из них будет собрана людьми. Принято считать, что один из десяти тысяч моллюсков может производить жемчуг ювелирного качества. |
Orient, ORIENTAL PEARL |
Восточная жемчужина |
1. Это естественный жемчуг, выращенный моллюском Pinctada radiate, живущем в Персидском заливе, восточной части Средиземного моря, в Красном море и
Индийском океане. Он является одним из лучших в мире и добывается во многих странах, которые окружают залив, такиж как ОАЭ, Иран, Кувейт,
Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар и Оман. Жемчужина Orient вырастает до 5-7 см. Orient жемчуг также часто называют Бахрейн- жемчуг. Он ценится за
красоту и редкость уже более четырех тысяч лет. В настоящее время еще более редок из-за загрязнения Персидского залива 2. Натуральный жемчуг в форме слезинки, хотя сейчас термин "грушевидная жемчужина" больше в ходу. 3. Синоним для высококачественного жемчуга. |
Potato pearls |
(букв. картофель) Жемчуг продолговатой формы с неровной поверхностью. Ценится дешевле круглого. | |
quahog pearls |
Квахог | Жемчуг Куахог производится двустворчатым моллюском Mercenaria mercenaria, видом морских моллюсков, обитающих в Атлантическом океане. Эти не перламутровые жемчужины состоят в основном из волокнистого арагонита и органического вещества. Часто они не имеют идеальной сферической формы, а имеют неправильную, барочную форму или такую как пуговица. Жемчуг характеризуется привлекательной и прочной фарфоровой поверхностью. Кроме того, жемчуг Quahog известен своей уникальной цветовой гаммой, включая белый, бежевый, розовый, лавандовый, фиолетовый, коричневый и черный цвета. |
Seed Pearl |
Мелкий жемчуг | Очень мелкий круглый жемчуг. Его нанизывали на конский волос и использовали для различных затейливых украшений, а также для вышивки парадной одежды. Вошел в моду в середине викторианского периода и до сих пор популярен. В русской традиции им вышивали женские головные уборы на Севере России. Также им украшали иконы, ризы и митры, иную церковную утварь. На снимке: подвенечный убор Елизаветы II. На атласную юбку нашито вразброс 10 000 мелких жемчужин. |
Soufflé pearl |
Жемчуг Суфле | (c франц – дуть, надувать) В качестве затравки для этого жемчуга используют мешочек c землистым веществом, по сути, с грязью. Его вводят в уже имеющийся жемчужный карман, например, после сбора первого урожая. Сухая земля постепенно разбухает в воде, вынуждая моллюска наращивать все новые слои перламутра. Полученную жемчужину удаляют, сверлят и вымывают затравку. Получается полая жемчужина. Утверждают, что, несмотря на полость внутри, жемчужина не расколется от падения на пол. Толщина стенок такого жемчуга примерно от 2 до 4 мм. |
Tahitian pearl |
Таитянский жемчуг | Таитянский жемчуг - один из самых популярных видов жемчуга в мире. Он имеет нежный, бархатистый блеск и часто демонстрирует сильный радужный эффект. Таитянский жемчуг бывают различных цветов: темно-зеленого, фиолетового, баклажан, черного и серого, а также серебряного, иногда белого. |
white south sea pearl |
Белый жемчуг Южных морей | Этот жемчуг, обладающий великолепным атласным блеском, производится серебристогубой устрицей Южных морей. Его приглушенный опаловый цвет плавно меняется при разных условиях освещения, делая его предметом постоянного восхищения. Размером от 9 мм и выше. Бывает следующих форм: круглой, овальной, в виде слезы и свободной формы «барокко». |
Royal Jewellery
Armilla |
Армилла | Пара запястных браслетов, принимаемых монархом на церемонии коронации и символизирующие военную власть правителя. Часть королевских регалий. До сих пор используется в английской коронационной церемонии для утверждения короля как первого рыцаря и верховного главнокомандующего. Используются также и при коронации суверенной королевы. Происходят от нарукавной повязки, которой награждали легионеров и военачальников в Древнем Риме за храбрость. На снимке: армиллы, сделанные для коронации Карла II. |
Bandeau |
Повязка, ободок, бондо | Букв. – лента (с французского). Украшение, огибающее голову, надлобные довольно низкое и без изменений высоты вдоль всего верхнего профиля. Вид диадемы. Иногда гибкое. Выполненное из драгоценных материалов, это украшение часто является конструктивным элементом вечерней женской прически, поддерживающим волосы. |
Chaplet |
Венок, венец |
1. Одна из форм короны в Средневековье по принципу венка. Могла состоять из нити драгоценных камней с завязкой из ленты на спине или с золотой
застежкой. Восходит к древнегерманскому обычаю носить на голове венок в знак чести и достоинства или, возможно, еще к античным лавровым венкам.
Венок из померанцевых цветов – традиционный головной убор западноевропейской невесты. На снимке рядом – подвенечный убор королевы Виктории. 2. Четки |
Circlet |
Обруч | Разновидность диадемы. Как видно из названия (по латыни circlet – круг, обруч), это украшение полностью огибает голову. Многие древние короны, по сути, являются цирклетами. Также цирклетом называют невысокую диадему, высота которой одинакова по всему периметру. В 19-20-х вв. в этой форме сделаны некоторые короны для королев-консорт и вдовствующих королев. |
coronet |
Коронет |
Букв. – коронка. Небольшая круглая корона, но без арок. Принадлежность титулованного дворянства. Различные формы соответствуют
определенным рангам. |
CROSS-PATÉE |
Мальтийский крест | Четырехконечный крест, квадратный по форме, перекладины которого сужаются к центру. Обычно использовался в средневековых коронах. У нас его называют также мальтийским, хотя он встречается и у других орденов. |
crown |
Корона | |
crown jewellery |
Драгоценности короны | |
diadem |
Диадема |
Наиболее спорный термин. Различные справочники рознятся в толковании термина и его происхождении. Суммируя разные версии, можно сказать, что это
украшение, огибающее голову или большую часть головы. Термин происходит от греческого слова диадео, означающего «обвязать» или «закрепить»;
также возможно, от двух греческих слов: диа - "путь через" и слова демос - "народ". То есть сочетание этих двух слов даёт название
предмета, обозначающего "проведение народов", а тот, кто им обладает, является предводителем народов. Термин первоначально относился к вышитой белой шелковой ленте, опоясывающей голову и завязывающейся сзади узлом, концы которой накидывались на плечи. Такими же лентами чествовали победы спортсменов в важных спортивных играх античности. Гера, царица греческих богов, изображалась с золотой лентой под названием диадема. Позже название перешло на металлические коронки круговой формы. Некоторые из самых ранних примеров этих типов коронок найдены в древнем Египте и странах бассейна Эгейского моря. Первоначально носилась как женщинами, так и мужчинами. Позднее стала принадлежностью торжественного гардероба знатной дамы. Диадемы также являются частью свадебного наряда невесты. Диадемами отмечают победительниц различных конкурсов красоты. В некоторых случаях диадема не имеет цельного обруча, а прикрепляется шпильками к волосам. |
fluer de lis |
Геральдическая лилия | Французские историки полагают, что на самом деле символ изображал ирис, росший в изобилии по берегам реки Leie во Фландрии, где жили франки до прихода их в Галлию и в переводе с франкского означает цветок с реки Leie. По созвучию названий стал лилией. Позднее, в 14 веке, сложилась легенда о даровании лилии ангелом королю Хлодвигу I в знак божественного одобрения его власти. Со щитов древних франков символ перекочевал на гербы и короны французских пэров и королей. В связи с претензиями Плантагенетов на французский трон, появился и на английских коронах. Современные короны Англии, Шотландии и Уэльса чередуют на ободке fluer de lis с cross pate. Позднее, с переселением французов в Новый Свет, символ перебрался за океан и появился в гербах некоторых городов США и Канады. |
glob (globus crucige, orb) |
Держава | |
monde |
Монда | Мини-шар, расположенный на перекрестье арок королевской короны и венчаемый крестом. Символическое значение - власть христианства над миром. |
regalia |
Регалии |
Слово происходит от латинского прилагательного Regalis - "царственный". Некоторые эмблемы, символы и атрибуты власти, которыми обладают суверенные правители независимо от названия (король, император, великий князь и т.п.), показывающие его легитимность. В древних обществах могли также символизировать божественность происхождения правителя. В разных культурах исторически сложились определенные исторические традиции и различные названия регалий. Например: The Honours of Scotland, Нигерийские королевские регалии, Три сокровища императора Японии. Полный набор регалий используется во время коронации суверена или по особо торжественному случаю. Скажем, в английской королевской традиции полный набор регалий состоит из короны, горностаевой мантии, скипетра, державы, церемониального меча, коронационного ожерелья и коронационного кольца. |
scepter |
Скипетр | Стержень или посох, который монарх на торжественных церемониях держит в правой руке. Навершие скипетра богато декорировано, часто в него вмонтирован уникальный камень, например Куллинан или Орлов. Как атрибут божественности правителя известен еще в Древнем Египте. На древнегреческой керамике цари, военачальники и прочие властители изображены со скипетром. Скипетры также снабжались разными символическими изображениями. Например, скипетр французского короля имел на вершине флер-де-лис, английские скипетры в разное время имели изображения креста, голубя и орла. Иногда в скипетр вмонтирована Государственная печать. |
tiara |
Тиара |
Головное украшение из драгоценных металлов и камней, полностью или частично огибающее голову. Использовалась королями и императорами некоторых
древних народов Анатолии и Месопотамии, в частности хеттами. Первоначально выполнялась на тканевой или кожаной основе. Ассирийцы и жители долины
Инда украшали тиару парой бычьих рогов, символизирующих власть, и опушкой из коротких птичьих перьев по верху тиары. Иранская тиара была больше
похожа на усеченный конус без рогов и перьев, но была богаче украшена драгоценными камнями. В настоящее время это украшение носят
высокопоставленные дамы во время официальных мероприятий, когда на них предписан дресс код «White tie». Кроме исторического происхождения нет
никакой концептуальной разницы между терминами «тиара» и «диадема». Первую можно считать разновидностью второй и наоборот. Часто в одном и том же
тексте одно и то же украшение называют и тиарой, и диадемой. Исключением является папская тиара – символ власти первосвященника Римской католической церкви. Высокий яйцеобразный головной убор в виде тройной короны, увенчанный крестом и имеющий сзади две ниспадающие ленты. Тройная корона символизирует Троицу и три уровня папских полномочий: духовную власть в мире, временную власть в Риме и верховенство над всеми христианскими правителями. |