Ювелиры Японии

Художественная культура Японии насчитывает много веков, она богата и разнообразна. Начавшись как подражание более развитой в древности культуре Китая, она создала свои собственные, национальные образы и символику. Для нее характерны лаконизм, асимметрия и целесообразность. В японском менталитете заложено любование великолепием родной природы. Поэтому все, что выходит из рук японского мастера, должно гармонично сливаться с ней и со всем повседневным бытом японца.

Это выражается во всех видах искусства, в том числе и в ювелирном деле. Но не достаточно просто создать красивую вещь, если она пуста. Всякий предмет искусства, будь то украшение или простая чашка, должен быть наполнен глубоким символизмом, носить в себе часть мира, служить соединением с природой, временем и пространством. Именно поэтому в японских ювелирных каталогах часто встречаются дополнительные пояснения автора о том, что он хотел выразить своим ожерельем или кольцом. Причем, японский мастер может вдохновиться совсем странной на западный взгляд эстетикой. В самом деле, может ли западный мастер полюбоваться, например, слизняком или рыбьими костями? Японец может!

Современный японский дизайн ведет свое начало с тех пор, когда Япония покончила с многовековой самоизоляцией страны и встала на путь модернизации и вестернизации. И с самого начала промышленной революции правительство Японии самое серьезное внимание уделяло развитию японского дизайна. Еще в 20-х годах прошлого века при Министерстве торговли был создан Институт промышленного искусства, сыгравший важную роль в развитии школы национального дизайна и поддержки молодых дизайнеров. После 2 мировой войны отделения промышленного дизайна открылись во многих учебных заведениях, в частности в Токийском государственном университете искусств и музыки. Наряду с государством японских дизайнеров поддерживают и крупные частные корпорации. При этом перед японскими дизайнерами стоит сложная задача примирения национальных традиций с индустриализацией страны, подразумевающей стандартизацию и унификацию.

Японские ювелиры также не стоят в стороне от этого процесса, начавшегося 100 лет назад. В Японии создана национальная Ассоциация ювелиров Японии – JJA. Ассоциация проводит ежегодные конкурсы ювелирного искусства - JJA Jewellery Design Awards, особо поощряя молодых дизайнеров. Последний конкурс состоялся в сентябре 2016 года.

Конкурс проводится по двум направлениям:

Первое – «Профессионализм». Работы оцениваются по трем критериям: дизайн, технологичность и качество исполнения.

Второе – «Инновации» предназначено в большей мере для молодых дизайнеров. Именно они, по большей части, способны на вольнодумство, разрушающее старые формы и генерирующее что-то новое, невиданное.

Президент Японской ювелирной ассоциации Nakagawa Chiaki:

Японская ювелирная ассоциация ежегодно присуждает «JJA Jewelry Design Award». Это на сегодняшний день лучший ювелирный конкурс в Японии. Он спонсируется различными организациями, предприятиями и официальными лицами: министерством экономики, торговли и промышленности, министерством здравоохранения, труда и социального обеспечения, премьер-министром, мэром Токио, префектурой Яманаси, префектурой Тайто, японской организацией внешней торговли, палатой торговли и промышленности, Nihon Keizai Shimbun, Inc. и др.

Это уже наш 29 конкурс, первый был проведен в 1989 году. Конкурс стал стимулом улучшения нашей ювелирной культуры. На нем явственно видна тенденция, гармонично сочетающая совершенно уникальную японскую эстетику, пронизанную чисто японской философией, ее мироощущением с одной стороны и промышленную и технологическую мощь Японии с другой.

В этом году особенно много работ было представлено в категории «Инновация». Это говорит о том, что конкурс не стоит на месте, а быстро реагирует на изменения в технологиях и находится на гребне волны современной моды. Нас это радует, поскольку мы всегда с нетерпением ждем именно таких работ, которые показали бы нам и всем остальным, как ювелирные изделия эволюционируют и развиваются.

Ожерелье, завоевавшее Гран-при, умело использует полусферический кварц, чтобы показать новый облик. Жюри также отметило превосходное техническое исполнение и тонкую детализацию этого колье.

В разделе «Инновации» также хочется отметить интересные работы, обращенные к материалу, его металлической структуре и профилям. Это совершенно новое видение ювелирного изделия и мы хотели бы приложить больше усилий для дальнейшего его развития и распространения во всем мире.

Ниже представлены призеры конкурса JJA Jewellery Design Awards 2017.




[1] Фуллерен — это молекула, представляющая собой замкнутую сферу, состоящую из шестидесяти атомов углерода

[2] Канзаши – это техника создания украшений из ткани, цветов и заколок для волос из кусочков ткани, сложенных в виде лепестков цветов. Технику «канзаши» придумали в Японии. Они превращали квадраты из шёлковой ткани в лепестки при помощи щипцов и рисового клея. После они присоединялись к металлической основе или присобирались нитью, создавая цветы или целые композиции.

[3] Популярная сейчас в Японии и других странах манга (японские комиксы, вид изобразительного искусства). В Японии мангу читают люди всех возрастов, она уважаема и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление, поэтому существует множество произведений самых разных жанров и на самые разнообразные темы: приключения, романтика, спорт, история, юмор, научная фантастика, ужасы, эротика, бизнес и другие..



Видео с конкурса JJA