Menu

Все пошло вверх дном

После того, как люди придумали гранить камни и решили, что это хорошо, многие поколения огранщиков несколько веков постоянно совершенствовали форму камня, искали наилучшие пропорции, добиваясь самой выигрышной подачи драгоценности, самого яркого света и сцинтилляции. Классически ограненный камень состоит из верхней части: коронки с самой большой, как правило, гранью, называемой площадка, и пирамидообразной нижней части: павильона. Павильон обычно глубже коронки. Коронка и павильон разделены тонким пояском - рундистом, за который камень крепится в изделие с помощью каста (детали ювелирного изделия, предназначенной для установки камней). Коронка остается на поверхности, а рундист утапливается в касте. Веками считалось, да и научно обосновано (см. труд М.Толковского), что таким образом камень сияет и светится наилучшим образом.

Но правила правилами, а вот в некоторых ювелирах проснулся бунтарский дух и они решили пойти вразрез с правилами и перевернуть камень в закрепке. Подобно шипам на кожаных куртках панк-эры, закрепка драгоценного камня калеттой вверх - это определено восстание против многовековой практики. Что у них получилось с таким реверсными камнями - смотрите сами.

Hemmerle, семейный дом в четвертом поколении, всегда идет в авангарде ювелирного дизайна. Каждый задуманный камень уникален и так же оригинален, как произведение искусства. Все украшения полностью изготавливаются в их мастерской в Мюнхене вручную и на заказ. Ювелиры Хеммерле поднимают нетрадиционный ювелирный дизайн на новые элегантные высоты. Используя самые лучшие бриллианты и драгоценные камни, Хеммерле смешивает их с недрагоценными материалами, такими как медь, железо или даже дерево.

«Это был эксперимент, который привел нас к осознанию того, что такая техника придает нашим изделиям очень современный вид», - объясняет Кристиан Хеммерле. «Мы черпаем вдохновение из природы: от кактусов и суккулентов до ананасов, дурианов и земляничного дерева. Дизайн молодой, дерзкий, расширяющий возможности и в то же время изысканный, он также добавляет текстуру и глубину».


Серьги Хеммерле из серебра и белого золота с перевернуто закрепленными пурпурными сапфирами

Джоэль Артур Розенталь (Joel Arthur Rosenthal - JAR) - ювелир-затворник, родился в Нью-Йорке и вскоре после окончания Гарварда переехал в Париж. Большую часть жизни он провел во французской столице, где находится его единственный ювелирный бутик, открытый в 1978 году на Вандомской площади, там, где дислоцируется множество самых престижных ювелиров мира. JAR никогда не выходил за пределы своего магазина, несмотря на его успех и популярность. JAR производит менее 100 ювелирных изделий в год. Каждое из них является единственным в своем роде и не обделено тщательным вниманием Розенталя к деталям. Он использует драгоценные камни только высочайшего качества. Аукционный дом Christie's назвал его Фаберже нашего времени.

Реверсивные клипсы JAR с аквамаринами, которые были проданы коллекционеру за 187 500 долларов на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке в 2015 году.

В 2000 году JAR разработал обручальное кольцо для Эллин Баркин для её свадьбы с Роном Перельманом. Они развелись пять лет спустя и кольцо было продано на аукционе её драгоценностей на Christie в 2006 году. Кольцо выражает радикально новый взгляд на традиционную обручальную группу, оно усыпано четырьмя рядами бриллиантов реверсной закрепки. Кольцо продано за $156 000. Такое шипованное обручальное кольцо вряд ли подходит для повседневной носки, оно предназначено для совсем уж эпатажной женщины. Или его можно рассматривать как арт объект.

Стюарта Мак Грата, скульптора из Дублина, переквалифицировавшегося в ювелира, не смутили проблемы комфортности при носке и он тоже создал свой дизайн шипованного кольца.

Дизайны Мак Грата похожи на средневековые доспехи. И он говорит, что такой дизайн навеян бойницами в древних итальянских городах с шипами, обращенными наружу, для отражения нападающих. Действительно, для обороны такое кольцо очень пригодится!

Колючее кольцо Фибоначчи из желтого золота, реверс с разноцветными камнями (€ 11 000).

Взгляд на двойной перстень бразильского ювелира Ары Вартаняна с реверсными бриллиантами также навевает мысли об оружии.

Ara Vartanian. Двойное кольцо с белыми, серыми и перевернутыми черными бриллиантами

Но не всегда дизайн изделия с реверсно закрепленными камнями может выглядеть так агрессивно. Например, Bulgari, выпустили серию украшений Bulgari Festa, которая навеяна любовью итальянцев к веселым вечеринкам. Среди забавных проектов, которые включают леденцы на палочке, подарки и пирожные, было кольцо «Шторм». Под безупречным бриллиантом цвета D изумрудной огранки весом 15,05 карата Bulgari установили ряды камней с обратной закрепкой. Сразу же видишь буруны и пену штормового моря.

Кольцо «Шторм» от Bulgari

Кольцо «Electric Green» от Нирав Моди украшено редким корнерупином из Танзании, перевернутыми бриллиантами бриллиантовой огранки, бриллиантами огранки «роза» и изумрудами и чем-то напоминает колючего дикообраза.

Кольцо «Electric Green» от Нирав Моди

Nam Cho, дизайнер из Нью-Йорка, также предпочитает более мягкие формы. «Такая закрепка привносит в мои проекты острую, юношескую и веселую атмосферу, но при этом изделия все же сохраняют свою роскошь и утонченность».

Серьги Nam Cho из белого золота с черным родиевым шаром. Украшены изумрудами, бриллиантами и сапфирами c обратной закрепкой.

Лондонский ювелир Bear Brooksbank выпустила эксклюзивную коллекцию под названием «Fur & Claw» (Шерсть и коготь). Вдохновленная диким черным медведем, к тому же её тезкой, она сделала кольцо с центральным черным бриллиантом, закрепленным вверх павильоном и превращенным в самое смертоносное оружие медведя - коготь. Плечи украшены более мелкими черными реверсно установленными бриллиантами. «Такие дизайны острые и тактильные. Мои клиенты по-прежнему заинтригованы черными бриллиантами, и такой вариант еще больше интригует их», - говорит Бруксбанк.

Кольцо Bear Brooksbank «Коготь» из 18-каратного золота с центральным реверсивным бриллиантом весом 4,98 карата и плечами из черных бриллиантов.

В этом сезоне Стивен Вебстер добавил в свою коллекцию Jewels Verne (Жюль Верн) золотую подвеску и кольцо «Клешня краба». Между когтями ракообразных зажата пресноводная жемчужина, а сама клешня инкрустирована круглыми бриллиантами и желтыми сапфирами в реверсной закрепке. Подобно медвежьему когтю Бруксбанк, Вебстер перевернул драгоценные камни, чтобы имитировать существо со сварливой и раздражительной репутацией в животном мире.

Кольцо «Клешня краба» Стивена Вебстера из серии «Jewels Verne» из 18-каратного желтого золота с белыми бриллиантами, реверсивными желтыми сапфирами и белой пресноводной жемчужиной.

Итак, логично ли веками совершенствовать способы огранки, добиваясь максимального блеска и огня, получить совершенный камень, а потом взять и перевернуть его вверх тормашками? Не пустая ли это трата времени и денег?

Как видите, многие ювелиры считают, что игра стоит свеч. Кроме выразительности дизайна, они считают, что использование такой закрепки «добавляет неожиданную глубину, поскольку свет отражается от многих разных углов из-за увеличенной площади открытой поверхности. Яркость усиливается, и в результате получается более сложный набор цветовых тонов», - говорит Кристиан Хеммерле. Bear Brooksbank считает, что усиливается не только яркость, но и восприятие зрителем авторской задумки при создании дизайна. А вы уж судите сами.

Изображения в большем резмере в этом альбоме.

Однако «все новое - основательно забытое старое».

Кольцо с бриллиантом в форме сосульки, называемое кольцом Матиаса, конец 16-го века, Южная Германия (вероятно), золото, бриллианты, эмаль, высота: 3,5 см, диаметр: 2,3 см.