Menu

Сокровища Запретного города

История Запретного города

Запретный город, расположенный в самом центре Пекина, - одна из самых известных достопримечательностей Китая. Запретный город по-китайски называется пурпурным Запретным городом 紫禁城 (Zǐjìnchéng). Он служил резиденцией 14 императорам Китая из династии Мин (1368-1644) и всем императорам династии Цин (1644-1911) почти пять столетий и сегодня остается важной частью современного китайского культурного наследия. Пекинцы называют его Гугун 故宫 (Gùgōng) - императорский дворец, для краткости.

Дворцовый комплекс, который существует ныне, на самом деле уже третий дворец, построенный в Пекине. Первый был построен во время династии Цзинь (1115-1234), второй во время династии Юань (1271-1368), а Запретный город был построен во время династии Мин (1368-1644).

Основатель династии Мин, Чжу Юаньчжан ,получил трон в 1368 году после многолетней борьбы с монгольской династией Юань 元朝 (1271 - 1368), обосновавшейся в Эй Пине - на севере Китая. Эй Пин в то время был небольшим поселением и малой родиной сына Чжу Юаньчжана - Чжу Ди. Новый император обосновался в Нанкине (по-китайски:Южная Столица) и выбрал своим преемником старшего сына, который умер еще при жизни отца. Поэтому следующим наследником был назначен его внук.

Четвертый сын императора, Чжу Ди, воспитывался согласно предназначению, определенному для него его царственным отцом. Отец решил, что он будет воином, и Чжу Ди весьма преуспел на этом поприще. Однако планы Чжу Ди были несколько другие – он метил выше.

В 1402 году Чжу Ди собрал большое войско и напал на своего малолетнего племянника, осадив столицу Китая - Нанкин. Но сразу взять ее не удалось. Тогда пошли в ход подкуп и взятки. Предатели распахнули врата Нанкина, войско ворвалось в город, и 3 суток наемники грабили и убивали жителей города. В том же 1402 году Чжу Ди провозгласил себя императором, став третьим императором династии Мин. Он выбрал для себя имя Юнглэ, 永乐 (Yǒngl), что означает «вечное счастье». Законный император Цзян Вэн исчез и никто не знал убили ли его или он сбежал. До конца жизни Чжу Ди будет бояться, что его племянник не умер и явится, чтобы сместить с трона узурпатора. И до конца жизни на нем останется это пятно. Узурпатором его считало большинство знати и отказывалось по обычаю пасть ниц перед завоевателем. Они взбунтовались. Начались казни непокорных и чистка всего госаппарата. Развернулись беспрецедентные в истории Китая репрессии, каких никогда не было ни до, ни после Юнглэ. За всякую критику и несогласие вырезались целые семьи вместе с малыми детьми и всеми домочадцами. По свидетельству хронистов от репрессий пострадали десятки тысяч человек. И даже это не принесло новому императору успокоения.

Но чем шире развертывались репрессии, тем сильнее становилось сопротивление. Потому что по китайской традиции легитимный император обязан заручиться Мандатом Небес, который выражается в благоденствии народа. В западных монархиях узурпатору приходится бороться с теми, кто пострадал при утрате власти, но в Китае узурпатор должен был бороться с теми, кто считал, что император не был избран Небесами. Если он не понравился Небесам, то последуют бедствия. Потенциальные враги узурпатора могут быть бескорыстны, не ища собственной власти и богатства, они руководствуются исключительно религиозной преданностью делу. И единственный способ защитить себя - доказать их неправоту, доказать легитимность, чем Юнглэ и занимался весь остаток жизни.

В конце концов, Юнглэ вынужден был признать свое поражение. Единственным выходом он видел перенесение столицы на север, в Бейчжоу (Пекин), где ранее он был наместником покойного императора. Там он снискал почет и уважение чиновничества и населения. Величие новой столицы и императорского дворца должно было рассеять нелегитимность его власти.

Строительство дворца он доверил оскопленному вьетнамскому военнопленному Жоань Аню, что вызвало большое недовольство подданных. Кастраты в Китае считались изгоями, их презирали, и единственной их надеждой завоевать уважение окружающих была высокая должность при дворе. Так как Юнглэ не доверял знати, то он вынужден был опереться на зависимых от него людей, вне дворца не имеющих ничего. Но и им он не вполне доверял. Именно он ввел практику недоверия и наушничества при своем дворе. Интриги евнухов постоянно раздирали двор.

Строительство Запретного города продолжалось 14 лет, с 1406 по 1420 год - достаточно быстро, так как в Китае было разработано много простых приемов. В строительстве приняло участие 100 000 квалифицированных ремесленников и до миллиона рабочих. Вначале устанавливали каменный фундамент, на него водружали заранее заготовленные колонны и на них водружали крышу. Кедр поступал с юга и сплавлялся по рекам и каналам, для чего продлили Великий канал. И поныне он считается самым длинным в мире. Его длина - 1800 км. Столбы самых важных залов были сделаны из целых бревен драгоценного дерева нанму, найденного в джунглях юго-западного Китая и славящегося тем, что оно не гниет и не растрескивается при высыхании. Все это было построено без единого гвоздя. Далее за дело принимались художники и резчики. Материалы все обрабатывались на месте. На крыши пошло около 150 тыс. черепичных плиток. Мрамор добывался в карьере за 1000 км от Пекина. Транспортировали каменные глыбы по льду специально прорытых каналов. В середине каменной лестницы лежит монолит в 300 тонн мрамора.

Все площади покрыты красным кирпичом. Почти 2 млн. тонн кирпичей доставили вместе с рисом, который не растет на севере Китая. Площади покрыты кирпичом в 5 слоев. Полы крупных залов были вымощены «золотыми кирпичами», изготовленными из глины 7 уездов префектур Сучжоу и Сонгцзян. Чтобы получить гладкие кирпичи, которые звенят металлическим звуком, требовались месяцы работы. Большая часть интерьерных панелей, выставленных сегодня, это оригиналы шестивековой давности.

Почва, раскопанная во время строительства рва, была сгружена к северу от дворца, чтобы создать искусственный холм Цзиншань.

Строительство дворца отнимало массу средств и финансов государства. Казна истощалась. Страна нищала, наступал голод. Группа сановников решила обратиться к императору с мольбой бросить строительство, вернуться в Нанкин и покаяться на могиле отца императора. Китайцы верили, что точное соблюдение ритуалов и правильная жизнь обеспечивает покровительство Неба и благоденствие народа. Раз наступили плохие времена, значит император делает что-то не правильно, нарушает Вселенскую Гармонию, и Небо отказывает ему, а в его лице и всему народу Китая, в своей благосклонности. Выразителем смиренной просьбы выбрали Ли Шинь Мяня, так как император доверял и прислушивался к нему. В начале аудиенции Юнглэ попросил его говорить свободно и непринужденно. Но содержание речи так не понравилось императору, что он тут же упрятал Ли в темницу, из которой тот вышел только после смерти императора.

Династия Мин – это пик авторитаризма в Китае, когда все определялось личностью и пристрастиями правителя. Экономика постепенно падала, население нищало. Но количество дворцовой прислуги все росло. Если вначале в Запретном городе было 300 евнухов, охранявших гарем императора, то в 17 веке их уже насчитывалось 70 000.

Город задумывался как вечный, но еще при жизни Чжу во дворец попала молния, и от масляных светильников сгорели все 3 главных зала. Но династия Мин уцелела и еще 13 императоров сядут на бронзовых драконах.

С 1420 по 1644 год Запретный город был резиденцией династии Мин. В апреле 1644 года повстанческие силы во главе с Ли Цичэн захватили его, и Чунчжэнь, последний император династии Мин, повесился на холме Циншань. Ли Цичэн провозгласил себя императором династии Шун, но вскоре бежал от армии маньчжуров, предварительно спалив часть Запретного города.

К октябрю 1644 года маньчжуры достигли превосходства в северном Китае, а князь-регент Доргон провозгласил династию Цин в качестве преемника Мин. В Запретном городе состоялась церемония провозглашения молодого императора Шунджи правителем всего Китая. Таким образом, Запретный город стал центром силы династии Цин. В 1860 году во время Второй опиумной войны англо-французские войска взяли под свой контроль Запретный город и занимали его до конца войны. В 1900 году вдовствующая императрица Цыси бежала из Запретного города во время восстания боксеров, оставив его в руках западных союзников до следующего года.

Запретный город перестал быть политическим центром Китая в 1912 году, когда последний император Китая Пуи отрекся от престола. Однако в соответствии с соглашением, подписанным между императорским домом Цин и правительством новой Республики Китай, Пуи и его семье было разрешено жить в стенах внутреннего дворца Запретного города. Остальную часть дворца республиканские власти превратили в музей. В это время часть коррумпированных евнухов начала расхищать коллекцию. Боясь быть пойманными, они устроили пожар во Дворце Укрепления Процветания (建福宫), где хранилась коллекция произведений искусства императора Цяньлуна. Вину за пожар они свалили на Пуи, и его выгнали из дворца.

Перед японской оккупацией в 1933 году все ценные экспонаты вывезли из Запретного города в Сычуань, где они хранились в относительной безопасности до конца войны. Все, чем поживились японцы, войдя в Запретный город - несколько больших бронзовых ванн и несколько пушек.

После провозглашения Китайской Народной республики в 1949 году в течение 20 лет возникали различные предложения по сносу или реконструкции Запретного города. Предлагали на этом месте разбить общественный парк, сделать транспортную развязку или место развлечений. Особенно пострадал Запретный город в ходе культурной революции. Разрушение и разграбление было остановлено Чжоу Эньлаем, который вмешался и ввел армейские подразделения для охраны дворца. С 1966 по 1971 год все ворота в Запретный город были запечатаны, сохранив его от еще большего разрушения.

В 1987 году Запретный город был объявлен ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия как «Императорский дворец династий Мин и Цин» из-за его значительного места в развитии китайской архитектуры и культуры.

Архитектура и символизм

В древние времена император считался Сыном Неба, и поэтому ему была дарована высшая сила Небес. Резиденция императоров на земле была построена как копия Пурпурного дворца, где, как думали, Бог жил на Небесах.

Карта Запретного города

Жоань Ань должен был создать земной образ Небесных палат. Дворцовый комплекс зиждется на древней символике. Каждый дворец или двор содержит число 9 или кратное 9, так как это число отведено императору. На каждой крыше 9 мифологических существ, отгоняющих злых духов, Дворцовые ворота украшает 81 орнамент, 9 драконов изображены на стене, отделяющей внешний двор от внутреннего. Крышу тронного зала подпирают 9 гигантских колонн. Трон сына Неба охраняют 9 драконов. Во дворце 9999 комнат, так как 10 000 может позволить себе только Небо. Основной цвет стен – пурпурный. Дополнительный цвет – желтый, это цвет императора. Остальным под страхом смерти запрещалось пользоваться желтой краской.

Квадратный двор отражает древние представления китайцев о том, что Земля квадратная, а Небо круглое. Императорский дворец – это центр Мира, который связан с Полярной звездой. А полярная звезда, так как она неподвижна, считалась центром Неба.

Запретный город занимает площадь более 720 000 квадратных метров: 960 метров в длину и 750 метров в ширину. Он окружен 10-метровой городской стеной и 52-метровым рвом с водой. Вход в такое божественное место был, конечно, запрещен обычным людям. Отсюда и его название.

Архитектурный стиль дворца отражает строгую иерархию. Поскольку Запретный город является церемониальным, ритуальным и жилым пространством, архитектура его следует за идеальным космическим порядком в конфуцианской идеологии, которая веками удерживала китайскую социальную структуру. Каждая часть была спроектирована в соответствии с Трактатом об архитектурных методах и с государственными строительными стандартами (Yingzaofashi), рукописным изданием одиннадцатого века, в котором указываются конкретные проекты для зданий разных рангов в социальной структуре Китая.

Жоань Ань должен был не только вникнуть во все тонкости китайской архитектуры и связанных с ней верований, но и удовлетворить всем требованиям заказчика. Сохранился исторический анекдот. Жуань Ань должен был разработать проект 4 угловых башен. Он сделал несколько вариантов, но император все их отверг. Потеряв терпение, император повелел представить проект не позднее следуещего утра. Жоань усердно работал, но вдохновение так и не приходило. Он уже распрощался с жизнью и тут взгляд его упал на клетку с цикадой. Китайцы любили их стрекотание и часто держали их дома в клетках. Жоань пожалел жучка и решил сконструировать для него более просторную клетку, чтоб он не страдал, когда казнят его хозяина. Утром его разбудил неожиданный приход императора, который пожелал лично явиться к архитектору. Он увидел чертежи клетки, принял их за чертежи башни и сразу одобрил проект. Жизнь Жоаня была спасена. Если история правдива, то случай сыграл роль только для 4 угловых башен.

Символизм Запретного города был разработан на основе древнекитайской философии. Например, вход во все здания расположен с южной стороны, что означало святость. Север символизировал врагов китайцев, холодные ветра и зло. Крыши зданий в городе покрыты желтой черепицей. Желтый был исключительным цветом императора и символизировал его мощь и силу. Торжественные церемониальные здания расположены группами по три. Число три представляло Небо. Также используются числа девять и пять, потому что они представляют величие императора. Традиционные пять цветов стихий используются во всем дизайне дворца. К ним относятся белый, черный, красный, желтый и зеленый. Крыша библиотеки была черной, что символизирует воду, это должно было защитить книги от огня.

Если приподнять ось север-юг, на которой расположены все постройки, станет видно, что череда зданий следует строгой иерархии. Чем меньше расстояние до центра оси, тем ближе оно к Небу. На южной оконечности расположены Врата Небесного Покоя – вход в город. В центре зал Вечной Гармонии, он ближе всего к Небу. Его горизонтальная проекция – совершенный квадрат. Это центр Мира, место, где Небо смыкается с Землей.

Все мероприятия в этом микро-городе проводились в соответствии с социальными и семейными ролями участников. Так как император был сакральным символом и посредником между Небом и Землей, то он был обязан выполнять жреческие функции. Древние китайцы верили, что от точности обрядов зависит благосостояние всего народа. Император осуществлял ритуал первой борозды, совершал моления о дожде, осматривал зерно и пр. Для каждого мероприятия существовало свое помещение и свой ритуал. Точно так же место проживания и участие в церемониях всех жителей дворца, т.е. императорской семьи и евнухов, было строго определено в соответствии с их положением в императорской семье или при дворе. Постоянные повторения одних и тех же ритуалов поддерживают космический порядок.

Запретный город разделен на две части: южный внешний двор, который использовался для всяческих церемоний и обрядов, таких как интронизация кронпринца, день рождения императора, императорских церемоний брака и ведения официальных дел, и северный внутренний двор, в котором жил император и его семья.

Внешний двор представляет собой огромную площадь, выложенную белым мрамором перед Залом Высшей Гармонии. Он охраняется рядом львов, защищающих Ворота Высшей гармонии, Ворота Небесной Чистоты, где император вершил государственные дела. Официальные лица собирались перед Срединными воротами с 3 часов утра, ожидая прихода императора в 5 утра.

Внутренний двор - пространство, предназначенное для проживания императорской семьи. Внутренний двор включает в себя дворцы в северной части Запретного города. Здесь три самых важных дворца совпадают с центральной осью города: резиденция императора, известная как Дворец Небесной Чистоты, севернее расположена резиденция императрицы - Дворец Земного Спокойствия, Зал Небесного и Земного Союза, небольшой квадратный дом для императорских свадеб и семейных церемоний, зажат между ними.

Резиденции императорских жен обходят три главных дворца во внутреннем дворе. Они образуют форму «Кун», «одну из восьми триграмм древнекитайской философии». Это символ Матери и Земли и, таким образом, является метафорой правильных женских ролей. Такая архитектурная и философская симметрия, однако, коренным образом изменилась, когда вдовствующая императрица Цыси (1835-1908) отремонтировала Дворец Вечной Весны и Дворец для собрания коллекций. Реконструкция трансформировала первоначальную структуру шести дворцовых соединений в четыре, тем самым нарушив форму символической триграммы и констатировав ослабление патриархальности власти в то время

Восточная и западная стороны внутреннего двора были зарезервированы для отставного императора и вдовствующей императрицы. Император Цяньлун (1735-96) построил свой отставной дворец - Зал Приятного долголетия в северо-восточном углу Запретного города. Это было последнее крупное сооружение в городе. В дополнение к этим дворцовым соединениям для старшего поколения существуют также структуры религиозной деятельности императорской семьи на восточной и западной сторонах внутреннего двора, такие как буддийские и даосские храмы, построенные во времена династии Мин. Маньчжуры сохранили большинство этих структур, но также добавили пространства для своих собственных шаманских верований.

Экспозиция ювелирных изделий

Это торжественная золотая шляпа, которую носили принцы династии Цин (1644-1912) с навершием, инкрустированным жемчугом и другими драгоценными камнями. Шапка императора была аналогичной, но немного выше.

Золотое навершие императорской шапки в форме дракона. Инкрустировано жемчугом. Датируется династией Цин (1644-1912).

Шествие «императора» к Храму Земли (Дитан) во время храмовой ярмарки на празднике Весны.

Золотое филигранное саше

В этом сосуде хранились ароматические вещества или лепестки цветов. Выполнен золотой филигранью во время династии Цин (1644-1912). Одной из функций парфюмерии во всем мире было маскирование неприятных запахов. Ни один версальский бал не обходился без этого атрибута. Иначе трудно себе представить как придворные танцевали в тяжелых одеждах душной летней ночью при отсутствии современных дезодорантов.

Четки (Rosary Bracelet)

Четки - традиционны для католиков. Используются для подсчета молитв. Этот розарийский браслет имеет два набора из девяти жадеитовых бусинок и крест из золота и жемчуга. Традиционные четки имеют десять бусин, но поскольку число девять священно в китайской культуре, то китайские четки были адаптированы к местной символике. Четки сделаны во времена династии Цин, но нет записи о владельце.


Золотые плетенки для волос

Эти золотые плетеные украшения для волос носили во время династии Цин. Они украшали сложные прически и закрепляли шиньоны. Дополнительно в разные точки головы в волосы вставляли блестящие бусинки. Иногда все это венчалось сложным головным убором.

Шпильки династии Цин

Золотая шпилька слева инкрустирована жемчугом и драгоценными камнями, выполнена в форме пера павлина. Серебряная шпилька в центре украшена перьями зимородка и инкрустирована сапфирами. Золотая шпилька справа инкрустирована жемчугом и драгоценными камнями и украшена филигранью. Их носили во время династии Цин (1644-1912).

Золотая шпилька «Стрекоза»

Сложная золотая шпилька имеет форму стрекозы и инкрустирована рубинами. Это было модно во время династии Цин.

Серебряная шпилька «Бабочка»

Шпилька из серебра с эмалью, инкрустирована жемчугом и другими драгоценными камнями. Сделана во время династии Цин.

Корона Феникс династии Мин

Эту корону Феникс носила императрица Xiaoduan из династии Мин. Она была женой императора Ван Ли, который правил с 1573 по 1620 год. Корона украшена эмалью, жемчугом и бирюзой.

Серьги династии Цин

Выполнены из жемчуга, жадеита и эмали.

Серьги династии Цин

Цветочные серьги выполнены из золота и украшены кораллами и жемчугом. Сделаны во время династии Цин.

Кадило для сжигания благовоний

Сделано из золота в период Тунчжи (1862-1874) династии Цин. Украшено гравировкой, изображающей драконов, играющих в облаках.

Золотое блюдо

Блюдо декорировано двумя фениксами, что говорит о том, что им пользовалась императрица. Ободок украшен восемью символами буддизма. Относится к династии Цин.

Императорская печать

Выполнена из золота. Относится к династии Цин.

Сосуд для парфюмерии

Выполнен из золота в форме лучуана - фантастического зверя. Служил для освежения воздуха в комнате. Сделан в период Тунчжи (1862-1874) династии Цин.

Золотая бутыль

Эта золотая бутыль относится к династии Цин (1644-1912). Украшена облаками и журавлями. Журавль - символ долголетия в китайском фольклоре.

Кубок Йонгу императора Цяньлуна

Этот кубок для вина сделан в 1739 году к тридцатилетию императора Цяньлун. Согласно записям Королевского Бюро Бытия, император Цяньлун уделял большое внимание созданию чаши. Чаша выполнена из золота, жемчуга и других драгоценных камней. Символизирует вечную стабильность династии Цин.

Будда Майтрейи

Золочение, жемчуг. Династия Цин.

Церемониальный императорский шлем

Период Куанлонг (1738-1795) династии Цин.

Кочан капусты

Изысканная резьба по нефриту. Очень редкий, изумрудный цвет камня.

Бонсай из кораллов

Тронные залы и престолы

Зал Сохранения Гармонии 保和殿

Во времена династии Мин (1368-1644) императоры приходили сюда, чтобы надеть церемониальные одежды для обрядов и официальных случаев. Затем они переходили в Зал Центральной Гармонии, чтобы рассмотреть предложения и встретиться с высокопоставленными лицами и членами семьи, которые примут участие в церемониях. Например, для торжественной церемонии вручения титулов императрице и наследному принцу требовались специальные церемониальные одежды. Эти одежды хранились здесь и надевались на императора евнухами. Церемониальные одежды были довольно сложными. Они были многослойными покрыты вышивкой. К весу добавлялись нефритовые ремни, жемчуг и другие украшения. Также в конце каждого года, император проводил здесь банкет победы, чтобы развлечь военных и гражданских чиновников.

Зал обрел новые функции во время династии Цин. Каждый канун Нового года, пятнадцатый день первого лунного месяца, император проводил здесь банкет для правителей вассальных государств, князей, чиновников первого и второго ранга, иностранных посланников и членов семей чиновников. Он также использовался в качестве банкетного зала для иностранных миссий, которые приносили дань уважения. Подарки для императора выставлялись на престоле во время прохождения процессии. Это делалось с большой помпой, чтобы повысить ценность подарка.

Драконовый трон императора династии Мин

Трон и интерьер Зала Высшей Гармонии 太和 殿

Трон и интерьер Зала Высшей Гармонии наполнены символами власти и императорского правления. Драконы украшают почти каждую поверхность, даже балки на потолке. Золотые змеевидные фигуры - это драконы. Место трона обрамляют шесть золотых столбов, по три на каждой стороне трона. Они украшены светлым и темным золочением, образующими узорную поверхность. Основные столбы имеют диаметр 3,48 фута и высоту 41,67 фута. Когда Зал Высшей Гармонии строили в 1420 году, все столбы были сделаны из отдельных деревьев породы нанму. Когда император Канси восстанавливал зал в 1695 году после очередного пожара, ему пришлось использовать сосну, потому что рощи нанму по берегам Янцзы практически исчезли.

Трон и интерьер Зала Центральной Гармонии 中 和 殿 (Zhōnghé Diàn)

Зал Центральной Гармонии использовался как место предварительного пребывания императора для того, чтобы внести последние исправления в одежду и украшения и затем отправиться в Зал Высшей Гармонии для совершения определенных церемоний по поводу крупных праздников и событий. Все было выверено. Император входил в определенный момент обряда, а здесь он ожидал своего выхода. Его окружали министры и дворяне, а также члены семьи.

Трон в Зале низкий. Сделано это для того, чтобы евнухи могли подойти и император мог просмотреть тексты, подходящие для данного дня.

Тронный зал в Зале Союза и Мира 交 泰 殿 (Jiāotài Diàn)

Позолоченный потолок зала украшен фигурами фениксов, окружающих центральную фигуру дракона. В центре подвешен большой золотой шар. На восточной стороне Зала находится клепсидра, водяные часы, датируемые 1745 годом, а с западной стороны - механические часы, сделанные в 1798 году.

Одной из наиболее интересных особенностей зала является знак над троном с двумя большими символами на нем: 無為 (无为 wú wéi). Переводится как «позволить вещам идти своим путем». Это доктрина даоса о бездействии и она была скопирована Цяньлуном в имперской каллиграфии Канси. Она напоминает правителю, что слишком много намерений вмешивается в естественный баланс между Инь и Яном.

Трон во Дворце Небесной Чистоты 乾清宫 (Qiánqīng Gōng)

Трон во Дворце Небесной Чистоты расположен за столом, за которым император рассматривал документы. Во времена династии Мин здесь была резиденция императора. В ней было девять спален, находящихся на двух уровнях. В каждой комнате находилось по три кровати. Никто не знал, на какой из них будет спать император. Во время династии Цин, начиная с императора Юнчжэн 雍正 (Yōngzhèng, 1678-1735), дворец использовался для проведения заседаний министров, банкетов и церемоний.

Мемориальная доска над троном была написана Императором Шунджи 順治 (Shùnzhì, 1638-1661). В ней говорится: «Будь открытым, честным и над всеми» (正大光明, Zhèng Dà Guāng Míng).

Выставка часов

Экспозиция расположена в Зале Почитания Предков. В этом зале императоры проводили торжественные обряды церемониального жертвоприношения своим предкам в дни их рождения, смерти и традиционно поминальные дни. Во время культурной революции все святыни и статуи в зале были разрушены. Зал реконструировали, вестибюль был расширен, и теперь он почти квадратный. Сейчас там выставлена императорская коллекция часов из более чем 200 экземпляров: от огромных, под самый потолок, до маленьких карманных.

Измерение времени в Китае имеет длинную историю. Долгое время, до династии Цин, пользовались солнечными часами и клепсидрами, они были главными часами. В конце династии Мин или в начале династии Цин в Китай завезли механические часы. После того, как часы были представлены двору династии Мин, император заручился услугами европейских миссионеров, которые были знакомы с такими механизмами и могли гарантировать их повседневную работу и техническое обслуживание.

К точному измерению времени император подошел очень серьезно: было создано Бюро часов и часового дела. В 1732 году, на десятый год правления императора Юнчжэна, Бюро часового дела было выделено в специальный департамент, который производил, ремонтировал, обслуживал и проверял часы, установленные во всем Запретном городе. Чиновники двора разработали специальный регламент, посвященный сохранению, ремонту и производству часов.

Императоры Шунжи, правивший с 1644 по 1661 год, Канси (1662-1722), Юнчжэн (1723-1735) и Цяньлун (1736-1795) проявляли большой интерес и восхищение часами. Зная это, европейские дворы не упускали случая преподнести какие-нибудь искусно сделанные часы, в ожидании преференций в Китае, конечно. К 18 веку часами западного производства был заполнен весь Запретный город. Ежечасно били куранты, по всем уголкам дворца разносились прелестные мелодии, приходили в движение фигурки на них: птицы, звери, люди.

В то же время императоры предусмотрительно позаботились о создании механических часов собственного производства, для чего они попросили европейцев передать свое мастерство механического часового искусства китайским мастерам.

Вторая половина XVIII века была «золотым веком» для Бюро часового дела. Часы, сделанные в то время, были заказаны императором, отсюда и их название Южи ( сделанные по заказу императора). Они включают в себя множество разновидностей: художественные часы, музыкальные часы, куранты, карманные часы. В часовом бюро трудилось более 100 евнухов. Кроме того, в создании часов принимали участие и другие дворцовые мастера: ювелиры, резчики нефрита и слоновой кости, кузнецы, оружейники. Часто изготовление часов занимало несколько лет.

В этой экспозиции первое, что привлекает внимание - это огромные куранты, сделанные около 1797 года императорскими часовщиками династии Цин (на снимке слева). Эти часы могут работать до 72 часов без подзавода и отбивают каждый час и каждую четверть часа. Высота часов - 5,85 м.

Есть здесь и несколько более древних водяных часов - клепсидр, как на снимке справа. Часы изготовлены из четырех бронзовых емкостей, одинаковых по размеру и размещенных вертикально. Вода в верхней ванночке падает во вторую через отверстие, затем в третью и так далее, пока не падает, наконец, на дно. В нижнем баке есть поплавок с маркерами на время, соответствующее этому уровню воды.

В дополнение к экспонатам китайских, английских, французских и швейцарских часов посетители могут отдохнуть в этом павильоне, посидев на скамеечках, и посмотреть документальные фильмы, а также использовать мультимедийные средства для знакомства с экспозицией музея.

Несколько экземпляров с выставки часов Запретного города:

Вам могут быть интересны следующие темы:

Драгоценные китаские чашечки - дипломатические подарки русским царям

Современные китайские ювелиры

Ювелиры Японии

Хризантемовая тиара императорского дома Японии