Китайская резьба по нефриту и жадеиту

«Нефрит – это добродетель и блеск небес»

Конфуций

Нефрит – один из самых древних материалов, которые использует человечество с незапамятных времен. Из этого твердого камня первобытные племена изготовляли скребки, топоры, наконечники для стрел и копий. Позднее были оценены его эстетические качества. Но только в Китае, у индейцев Южной Америки и у маори из Новой Зеландии нефрит стал культовым камнем.

Нефрит часто считается синонимом Китая. Нефрит для китайцев - камень со значительным смыслом, который неразрывно вплетен в китайскую духовную культуру, олицетворение всех человеческих добродетелей, мост между Небом и Землей. По древней китайской легенде, когда Бог создал человека, тот был беспомощен и уязвим при нападении диких зверей. Бог бури сжалился над человеком и сковал для него из радуги нефритовое оружие.

Еще одна легенда рассказывает, что когда татарские варвары (монголы) вторглись в Китай, драконы заплакали. Из их слез родился нефрит. В самой ранней китайской записи описано, что однажды нефрит положили в нагретую печь и калили его там трое суток, после чего выгнули камень и убедились, что его цвет и текстура никак не изменились.

Древние китайцы верили, что нефрит был способен на многое. В древних текстах сказано, что порошок нефрита при приеме внутрь может вылечить от бессонницы и метеоризма. Также они верили, что нефрит может сделать человека невидимым и дать ему способность к левитации, а также уберечь всадника от падения с лошади. Если все время носить нефрит, то это может исцелить все недуги и болезни, отогнать несчастья и злых духов. Для такой помощи достаточно только прикоснуться к камню. Ощущение холодного нефрита возвышает и очищает мысли, успокаивает ум и вызывает состояние созерцания. Ученые и лучники носили нефритовые кольца в знак чести. Также считалось, что нефрит помогает человеку осознать природу отношений Бога и человека.

Некоторые говорили, что нефрит продлевает жизнь. Другие, что нефрит может принести бессмертие, если потребляется в нужном количестве. Даосы верили, что нефрит - ингредиент вечной жизни, надо было только узнать как его использовать: пропорции и количество для потребления, с какими другим веществами его надо смешать и условия, когда это зелье нужно принять.

Считалось также, что частое общение с нефритом вызовет рост камня и сделает его еще более красивым и блестящим. Многие китайцы считают, что нефрит в конечном итоге становится частью жизни его владельца и изменяет цвет в зависимости от ауры своего обладателя. Когда он или она грустит или в депрессии, у нефрита может быть более темный оттенок. Если состояние владельца хорошее, камень блистает более светлым оттенком. Появившиеся на нем трещины указывают на экранирование камнем вредных событий, действий плохих людей и злых духов.

Название «нефрит» в русском языке происходит от греческого слова нефрос - почка. Испанцы заметили, что индейцы прикладывают нефрит к боку живота, так как считали, что он снимает боли в почках и назвали его pedra-de-ijada, т.е."камень от боли в боку".

Археологические раскопки свидетельствуют, что искусство обработки нефрита в Китае насчитывает 8000 лет. Некоторые ученые даже осмеливаются утверждать, что вся китайская цивилизация построена на нефрите. Известный как "камень неба", он ценится выше золота и драгоценных камней. Если в Китае проводят какой-то конкурс, то победитель получит награду из нефрита, занявший второе место – золото, а третье – слоновую кость. «Золото стоит дорого, нефрит же бесценен», - говорят китайцы. Некоторые куски нефрита стоят так дорого, особенно сорта Хотан, что один кусок мог вызвать бесчисленные бедствия. Мужчины боролись за его обладание, не останавливаясь перед кражей, предательством и даже убийством. Владельцам особенно ценных камней мог быть только император. Государственная печать была изготовлена из нефрита и символизировала легитимность правителя, считаясь Мандатом Неба. Каждый император обладал ею. Это был китайский Святой Грааль.

Впервые нефрит был обнаружен в реках Китайского Туркестана. Собирали его только женщины, так как считалось, что мужчине это гораздо труднее делать, потому что нефрит обладал силой Янь, а женщины как носители энергии Инь будут лучше привлекать его. Причем, женщины собирали его нагими, чтобы усилить свой Инь, отсюда вполне понятно почему добывали его обычно по ночам.

Позже нефрит нашли в провинции Кун Лунь. Основные шахты и сейчас находятся в регионах Хотан и Яркенд. Для добычи нефрита китайцы часто уходили далеко от своих деревень, оставаясь там иногда больше года, так как спрос на нефрит всегда превышал предложение. Добывали нефрит, откалывая большие валуны путем поджога угля в определенных местах камня. Температурный перепад раскалывал глыбы. Второй способ заключался в просверливании отверстий и заполнении их водой. Зимой замерзшая вода разрывала валун.

Начиная с примерно с 1475 Китай стал импортировать нефрит из Мьянмы.

Долгое время не различали нефрит и жадеит. Только в 1863 году француз Алексис Damour, обнаружил, что материал, известный как "нефрит" можно разделить на два различных минерала: жадеит и нефрит. Но уж так исторически сложилось, что оба минерала можно назвать «нефрит» (в англоязычной литературе называют Jade, в отличие от его разновидностей: jade nephrite и jadeite) и это считается корректным.

Слово "нефрит" также неточный термин. Он используется для материалов, состоящих из минералов актинолита и тремолита. Жадеит и нефрит имеют различные минеральные составы. Жадеит – это богатый алюминием пироксен, в то время как нефрит является богатый магнием амфиболит. Эти два минерала имеют очень похожие физические свойства на глаз обычного человека. Различить их могут только хорошие специалисты-геммологи, поэтому их так долго и не могли различить.

Несколько сотен лет назад китайские умельцы, которые работали с нефритом ежедневно, видели, что некоторые куски нефрита, полученные из Бирмы (ныне Союз Мьянма), были иными. Они были тверже, плотнее и давали более высокий блеск при полировке. Постепенно этот сорт нефрита стали предпочитать ремесленники и покупатели. Так бессознательно китайские мастера стали различать жадеит и нефрит. Не имея специальных знаний и оборудования, они поняли это задолго до того, как ученые разделили жадеит и нефрит в 1863 году, .

Жадеит стал цениться дороже. В течение долгого времени жадеит поставлялся, в основном, для потребностей императорской фамилии. Императрица Цы Си, которая правила Китаем в конце династии Цин (с 1861 по 1908 гг.), собирала жадеит самого высокого качества со всех уголков страны исключительно для удовлетворения собственных желаний. Члены императорской семьи и высшая знать также стремились заполучить изделия из высококачественного жадеита, которые подчеркивали их богатство и высокое положение в обществе. В конце XVIII и начале XIX века китайские резчики создали до сих пор непревзойденные шедевры, совершенные по композиции, дизайну и техническому исполнению.

Перед вами императорская печать, изготовленная из нефрита сорта Хотан для императрицы Ци Си. Камень имеет глубокий оливковый цвет с незначительными вкраплениями. Печать квадратной формы увенчана двумя соединенными спинами драконами. Мощные резные драконы с выпученными глазами и длинными усами раздувают ноздри, меж острых клыков видны языки. Крепкие чешуйчатые тела тесно сплетены, увенчаны рогами и гривами и, присев на корточки, пронзают центр с отверстием для печати. На печати вырезаны символы Мира и Щедрости, уравнивающие Небеса и Землю.

Высокое качество этого нефрита Хотан, энергичные очертания драконов и необычно короткая база свидетельствуют о том, что камень изначально сделали в 18-м веке и вновь вырезали с настоящрй надписью в период Гуан. Такие крупные высококачественные камни не были доступны в конце 19 века, а наследовались более поздними императорами от своих предшественников. Императрице Цы Си принадлежит сравнительно большое количество печатей, сделанных из драгоценных материалов. Печати подчеркивают ее активное участие в управлении Китаем в течение приблизительно 48 лет, ее власть и влияние, а также возвышают ее образ как реального владельца Китая, в отличие от остальных обыкновенных императриц и многочисленных наложниц. Но эта – несомненный шедевр китайского искусства.

Ниже можно ознакомиться с другими работами старинных китайских мастеров-резчиков

Некоторые из древних символических мотивов до сих пор используются в современных резных изделиях из нефрита и жадеита, например:

Цветущий персик — долголетие;

Утка-мандаринка — любовный талисман;

Олень — указывал на благородное происхождение;

Летучая мышь — благословение, удача, счастье;

Рыба — богатство;

Два феникса — процветание;

Лотос — святость;

Бамбук — провидение свыше;

Веер — щедрость;

Бабочка - долгая жизнь;

Дракон - мощь, процветание и добро;

Би (плоский круглый диск с отверстием в центре) – рай.

Трехмерная резьба по жадеиту Шань Цзы


Изготовление ювелирных изделий в виде подвесов, колец и браслетов из нефрита и жадеита широко распространено как в Китае, так и во всем мире. Жадеит и нефрит часто становятся вставками в ювелирных изделиях их драгоценных металлов. Есть также другие способы использования жадеита. Например, жадеит нарезают тонкими пластинами, а затем на поверхности создают геммы. Это дает возможность повысить прозрачность материала, а также выход годного из того же количества сырья.

Однако некоторые резчики Китая перерабатывают этот материал в крупномасштабные изделия. Эти украшения называются "Шань Цзы". На китайском языке. "Шань" означает холмы или горы, указывая, что жадеит был вырезан так, чтобы сохранить свою первоначальную структуру и форму. По сравнению с другими методами, Шань Цзы, вероятно, самый естественный способ обработки жадеита, но это также самый дорогой и трудоемкий процесс.


Резчики работают с относительно большими камнями с идеальными очертаниями для резьбы Шань Цзы. Такие большие куски трудно найти и обработать. Несколько резчиков вместе долго работают над отдельными частями камня. В прошлом только королевская семья или чрезвычайно богатые люди могли позволить себе Шань Цзы, особенно с большим и многофигурным рисунком. Поэтому Шань Цзы также является символом богатства и власти.

Это типичный жадеит Шань Цзы. Частично он сохранил первоначальную форму и очертания исходного камня. .Шань Цзы, как правило, резьба в трех измерениях. Большой размер камня впечатляет!

Общие темы Шань Цзы - живописные виды, жизнь растений, традиционные символы, древние известные картины и многое другое. Выбор темы целиком и полностью зависит от формы и очертания, а иногда и цвета исходного камня

Этот вид искусства продолжает развиваться и в современном Китае.

Одним из таких продолжателей древней традиции является известный мастер Xingchun Fang. Он родился в 1975 году в городе Фуцзянь на юге Китая. Этот город славится своими резными деревянными скульптурами и Фан первоначально тоже начинал как резчик по дереву. Это дало ему прочную базу и, в конечном итоге, привело его в мир Шань Цзы. С 17 лет Фан начал работать уже как резчик по нефриту в различных мастерских. Работа эта очень кропотливая и монотонная и многие просто не выдерживают. Фан был из числа немногих, кто видит за грудой кирпичей будущий собор.

Вскоре он открыл собственное дело – маленькую мастерскую, где резал разнообразные подвесы на продажу, это был тогда самый ходовой товар. Но его творческая натура требовала чего-то большего. Он уговорил своего дилера продать небольшой Шань Цзы, что тот и сделал, получив хорошую прибыль. Тогда другие дилеры стали делать заказы на такие трехмерные резные статуэтки из нефрита. В 2003 году Фан вместе г. Чжэн открыли совместное предприятие Mazu Jade Articleco Ltd, специализирующееся исключительно на Шань Цзы, где Фан стал главным дизайнером. Здесь он создал много увенчанных наградами шедевров, прославивших их предприятие как лучшую компанию в области резьбы по жадеиту.

Через некоторое время Фан оставил Mazu Jade Articleco, чтобы создать собственную компанию - Jingyu Mantang, но его дружба с г-ном Чжэн от этого не пострадала. Теперь Фан движется к своей новой мечте: превратить свою компанию в музей шедевров искусства резьбы по жадеиту и привлечь для совместной работы самых лучших резчиков со всей страны.

Этот жадеит Фан и Чжэн купили в 2004 году на публичном аукционе в Мьянме. Он был отделен от еще большего валуна. Когда они покупали камень, поверхность его была темной и покрыта коричневой коркой. Когда же поверхностный слой сняли в мастерской, то оба мастера несказанно обрадовались своему коту в мешке: камень был наполнен фиолетовыми и зелеными фрагментами. Валун распилили еще раз надвое. Из одной части сделают многофигурный Шань Цзы. Г-н Фан сказал что, по их данным, это будет самый большой жадеит Шань Цзы в Азии. Другая часть была дополнительно разделена на три части, из которых вырежут три китайскиж бога: Фу, Лу и Шу.

Они могли понаделать из этого валуна огромное количество браслетов и получить громадную прибыль, так как браслеты зеленого и фиолетового цвета стоят на рынке несколько миллионов юаней каждый, но оба решили сделать из камня Шань Цзы. Фан всегда мечтал о таком грандиозном проекте всей его жизни.

Камень пролежал в мастерской до 2010 года, пока вдохновение не пришло к Фану. Это случилось, когда он принял участие в Шанхай Экспо 2010. В китайском павильоне он увидел изумительную 3D динамическую картину под названием «Вдоль реки во время фестиваля Цинмин (День поминовения усопших)» . В тот же день, по возвращению, Фан принялся за эскизы, чтобы воплотить эту тему в жадеите. Первоначальная картина приписывается великому китайскому художнику Чжан Цзедуань. Она показывает сцены из жизни в Кайфыня, столице Китая во время Северной династии Сун (960 – 1279 гг.) и представляют собой наиболее благополучный период в истории Китая. Китай в это время был самой развитой и сильной страной в мире. Так как панорама слишком длинная, чтобы всю ее передать в жадеите, то Фан решил воплотить только наиболее привлекательные ее части, это сцены у городских ворот и моста.


К работе были привлечены еще 2 дизайнера и 6 высококвалифицированных резчиков. Такая многофигурная картина потребует особого искусства от резчиков, так как должна передать не только позы, выражения лиц, детали одежды людей, но также и ювелирные украшения, которые на них надеты. Полагают, что работа займет около 5-6 лет. Была разработана специальная платформа для этого Шань Цзы. Платформа позволяет одновременно работать трем резчикам с каждой стороны. В настоящее время завершены карандашные эскизы и 3D картину из жадеита начали вырезать.

В соседней комнате уже все подготовлено для вырезания статуй трех богов: Фу, Лу и Шу и на камень нанесен первый карандашный будущих статуй. В дальнейшем, по мере продвижения работ, дизайн может быть изменен, так как пока неизвестно как будет изменяться цвет жадеита в глубину, а он может измениться на каждом сантиметре.

В китайской культуре Фу - бог счастья и удачи, Лу - бог удачи и почета, а Шу - бог долголетия. Украшения с этими тремя блгами можно увидеть везде, они изготавливаются из различных материалов, в том числе из фарфора и дерева. В прошлом почти каждая семья имела набор из трех богов разного размера или из разных материалов. Трое богов таких размеров из такого превосходного материала делаются крайне редко. Это еще одна мечта Фана.


Из Энциклопедии камней GIA

Минерал: жадеит и нефрит; химическая формула: NaAlSi2O6 и Са2Mg, Fe)5Si8O22(ОН)2; цвет: зеленый, белый, оранжевый, желтый, лаванда, черный; показатель преломления: 1.666 1.680 с (+/- 0,008) и 1.606 для 1.632 (0,009, 0,006); двойное лучепреломление: обычно не обнаруживаются; удельный вес: 3,34 и 2,95; твердость по шкале Мооса: от 6,5 до 7 и от 6,0 до 6,5.

Два разных драгоценных камня могут быть корректно названы нефритом. Один из них – жадеит, а другой нефрит. Их кристаллическая структура делает оба драгоценных камня исключительно жесткими. Жадеит обладает широким диапазоном привлекательных цветов: много оттенков зеленого, желтого, оранжевого и красноватого, плюс белый, серый, черный, коричневый и лавандовый (фиолетовый, светло серовато-фиолетовый цвета). Очень часто окраска может быть пестрая и с прожилками, придавая жадеиту интересную текстуру, которую резчики используют для создания необычных произведений искусства.

Китайцы почитают жадеит красивого зеленого цвета с момента его открытия в Бирме. Высококачественный жадеит попадается редко. Яркий, стильный и полупрозрачный великолепный жадеит диктует современном международном рынке одни из самых высоких цен.

При оценке жадеита исходят из трех факторов, влияющих на его рыночную стоимость: цвет, прозрачность и текстура.

Цвет

Цвет является наиболее важной составляющей в цене жадеита. Обычно потребители ассоциируют жадеит с зеленым цветом, не зная, что он бывает самых разных цветов и оттенков. Все эти цвета могут быть очень привлекательными, хотя зеленый предпочтительней. Более всего ценится сорт «Империал» - высококачественный жадеит, почти прозрачный, с опалесценцией изумрудно-зеленого цвета. Кусок чисто зеленого, без намека на серый цвет, который смотрится интенсивно окрашенным даже на расстоянии может стоить миллионы долларов на рынке. Цвет может варьироваться от чистого зеленого до слегка голубовато-зеленого или слегка желтовато-зеленого.

Другой ценный сорт нефрита – «Кингфишер»: тоже зеленого цвета, яркость и интенсивность его лишь немного уступает «Империалу». Цвет его яблочно-зеленый (желтовато-зеленый) и "мох в снегу" (белый, прозрачным с ярко-зелеными прожилками или пятнами). Наиболее выдающиеся экземпляры этого сорта всегда ходовой товар на азиатском рынке.

Лавандовый нефрит - следующий наиболее ценный цвет. Куски насыщенных цветов существенно дороже бледных и слабо окрашенных . Черный нефрит также популярен, наряду с оранжевым и красноватым нефритом, особенно без примеси коричневатого.

Прозрачность

Прозрачность жадеита колеблется от полностью непрозрачного до полупрозрачного. Лучший жадеит - полупрозрачный, то есть через камень можно прочитать слегка размытый текст. Так как свет проходит сквозь камень, полупрозрачный жадеит имеет соблазнительный блеск. Кажется, что он светится, увеличивая очарование пышным зеленым или богатым лавандовым оттенками. Менее ценны полностью непрозрачные камни или содержащие непрозрачные, мутные пятна.

Чтобы оценить прозрачность камня, некоторые покупатели кладут тонкий кусок жадеита на печатную страницу. При отличной прозрачности зритель может легко прочесть текст, даже если жадеит темно-зеленый. Хорошая прозрачность иногда может сопровождаться неоднородностью или низкой насыщенностью цвета.

Текстура

Жадеит имеет гладкую текстуру. Текстура жадеита может быть мелкой, средней, или грубой, в зависимости от размера кристаллов и твердости. Эти категории текстуры иногда называют старая шахта, довольно старая шахта и новая шахта соответственно.

Обработка

Китай является основным центром обработки жадеита в мире. Некоторые жадеиты из Мьянмы обрабатывается вблизи их добычи в Хапакане, Лонкине, Моганге, и Мандалае. Многие мастера все еще обрабатывают жадеит старинным дедовским способом с помощью полой бамбуковой палочки, песка и воды.

Из жадеита изготавливают триадиционные формы ювелирных изделий: подвесы, браслеты и кольца. Нефритовый браслет - стиль, которому в Китае, по крайней мере, четыре тысячи лет. Считается, что гладкий круг яркого жадеита на запястье приносит мир и защиту его владельца от всяческих невзгод.

Некоторые браслеты являются hololiths. Их изготавливают из целого куска нефрита. Так как это сопровождается большой потерей веса, то такие изделия стоят много дороже браслетов, изготовленных из нескольких частей, соединенных металлическими петлями.

Наиболее редкие и высококачественные куски идут на изготовление кабошонов для вставок в ювелирные изделия. Огранщики никогда не калибруют такие вставки, стремясь сохранить как можно больше ценного материала.

Высококачественный материал может также быть разрезан и обработан в виде круглых бусин. Согласование кусков по цвету и текстуре – очень важные факторы при собирании бусин в ожерелье. Необходимо также учесть прозрачность, размер, симметрию разреза и расположение прожилок и пятен. Такие бусы стоят очень дорого.

Размеры и вес

Размер жадеита обычно выражается в миллиметрах. Стоимость кабошонов, бус, браслетов возрастает с увеличением размера при прочих равных факторах. Цена на изделия из сорта «Империал» резко увеличивается с увеличением размера. Для остальных сортов изменение размера не так сильно влияет на цену.


При подготовке сообщения использовались материалы сайтов GIA. geology.com и Sotheby's

Вам могут быть интересны следующие темы:

Современные китайские ювелиры

Ювелиры Японии

Хризантемовая тиара императорского дома Японии