Menu

Китайская резьба по нефриту и жадеиту

«Нефрит – это добродетель и блеск небес»

Конфуций


Нефрит – один из самых древних материалов, которые использует человечество с незапамятных времен. Из этого твердого камня первобытные племена изготовляли скребки, топоры, наконечники для стрел и копий. Позднее были оценены его эстетические качества. Но только в Китае, у индейцев Южной Америки и у маори из Новой Зеландии нефрит стал культовым камнем.

Нефрит часто считается синонимом Китая. Нефрит для китайцев - камень со значительным смыслом, который неразрывно вплетен в китайскую духовную культуру, олицетворение всех человеческих добродетелей, мост между Небом и Землей. По древней китайской легенде, когда Бог создал человека, тот был беспомощен и уязвим при нападении диких зверей. Бог бури сжалился над человеком и сковал для него из радуги нефритовое оружие.


Еще одна легенда рассказывает, что когда татарские варвары (монголы) вторглись в Китай, драконы заплакали. Из их слез родился нефрит. В самой ранней китайской рукописи описано как однажды нефрит положили в нагретую печь и калили его там трое суток, после чего вынули камень и убедились, что его цвет и текстура никак не изменились.

Древние китайцы верили, что нефрит был способен на многое. В древних текстах сказано, что порошок нефрита при приеме внутрь может вылечить от бессонницы и метеоризма. Также они верили, что нефрит может сделать человека невидимым и дать ему способность к левитации, а также уберечь всадника от падения с лошади. Если все время носить нефрит, то это может исцелить все недуги и болезни, отогнать несчастья и злых духов. Для такой помощи достаточно только прикоснуться к камню. Ощущение холодного нефрита возвышает и очищает мысли, успокаивает ум и вызывает состояние созерцания. Ученые и лучники носили нефритовые кольца в знак чести. Также считалось, что нефрит помогает человеку осознать природу отношений Бога и человека.

Некоторые говорили, что нефрит продлевает жизнь. Другие, что нефрит может принести бессмертие, если потребляется в нужном количестве. Даосы верили, что нефрит - ингредиент вечной жизни, надо было только узнать как его использовать: пропорции и количество для потребления, с какими другим веществами его надо смешать и условия, когда это зелье нужно принять.

Считалось также, что частое общение с нефритом вызовет рост камня и сделает его еще более красивым и блестящим. Многие китайцы считают, что нефрит в конечном итоге становится частью жизни его владельца и изменяет цвет в зависимости от ауры своего обладателя. Когда он или она грустит или в депрессии, у нефрита может быть более темный оттенок. Если состояние владельца хорошее, камень блистает более светлым оттенком. Появившиеся на нем трещины указывают на экранирование камнем вредных событий, действий плохих людей и злых духов.

Название «нефрит» в русском языке происходит от греческого слова нефрос - почка. Испанцы заметили, что индейцы прикладывали нефрит к боку живота, так как считали, что он снимает боли в почках и назвали его pedra-de-ijada, т.е. «камень от боли в боку».

Археологические раскопки свидетельствуют, что искусство обработки нефрита в Китае насчитывает 8000 лет. Некоторые ученые даже осмеливаются утверждать, что вся китайская цивилизация построена на нефрите. Известный как «камень неба», он ценится выше золота и драгоценных камней. Если в Китае проводят какой-то конкурс, то победитель получит награду из нефрита, занявший второе место – золото, а третье – слоновую кость. «Золото стоит дорого, нефрит же бесценен», - говорят китайцы. Некоторые куски нефрита стоят так дорого, особенно сорта Хотан, что один кусок мог вызвать бесчисленные бедствия. Мужчины боролись за его обладание, не останавливаясь перед кражей, предательством и даже убийством. Владельцем особенно ценных камней мог быть только император. Государственная печать была изготовлена из нефрита и символизировала легитимность правителя, считаясь Мандатом Неба. Каждый император обладал ею. Это был китайский Святой Грааль.

Впервые нефрит был обнаружен в реках Китайского Туркестана. Собирали его только женщины, так как считалось, что мужчине это гораздо труднее делать, потому что нефрит обладал силой Янь, а женщины как носители энергии Инь будут лучше привлекать его. Причем, женщины собирали его нагими, чтобы усилить свой Инь, отсюда вполне понятно почему добывали его обычно по ночам.

Позже нефрит нашли в провинции Кун Лунь. Основные шахты и сейчас находятся в регионах Хотан и Яркенд. Для добычи нефрита китайцы часто уходили далеко от своих деревень, оставаясь там иногда больше года, так как спрос на нефрит всегда превышал предложение. Добывали нефрит, откалывая большие валуны путем поджога угля в определенных местах камня. Температурный перепад раскалывал глыбы. Второй способ заключался в просверливании отверстий и заполнении их водой. Зимой замерзшая вода разрывала валун.

Начиная с примерно с 1475 Китай стал импортировать нефрит из Мьянмы.

Долгое время не различали нефрит и жадеит. Только в 1863 году француз Алексис Damour, обнаружил, что материал, известный как «нефрит» можно разделить на два различных минерала: жадеит и нефрит. Но уж так исторически сложилось, что оба минерала можно назвать «нефрит» (в англоязычной литературе называют Jade, в отличие от его разновидностей: jade nephrite и jadeite) и это считается корректным.

Слово «нефрит» также неточный термин. Он используется для материалов, состоящих из минералов актинолита и тремолита. Жадеит и нефрит имеют различные минеральные составы. Жадеит – это богатый алюминием пироксен, в то время как нефрит является богатый магнием амфиболит. Эти два минерала имеют очень похожие физические свойства на глаз обычного человека. Различить их могут только хорошие специалисты-геммологи, поэтому их так долго и не могли различить.

Несколько сотен лет назад китайские умельцы, которые работали с нефритом ежедневно, видели, что некоторые куски нефрита, полученные из Бирмы (ныне Союз Мьянма), были иными. Они были тверже, плотнее и давали более высокий блеск при полировке. Постепенно этот сорт нефрита стали предпочитать ремесленники и покупатели. Так бессознательно китайские мастера стали различать жадеит и нефрит. Не имея специальных знаний и оборудования, они поняли это задолго до того, как ученые разделили жадеит и нефрит в 1863 году.

Жадеит стал цениться дороже. В течение долгого времени жадеит поставлялся, в основном, для потребностей императорской фамилии. Императрица Цы Си, которая правила Китаем в конце династии Цин (с 1861 по 1908 гг.), собирала жадеит самого высокого качества со всех уголков страны исключительно для удовлетворения собственных желаний. Члены императорской семьи и высшая знать также стремились заполучить изделия из высококачественного жадеита, которые подчеркивали их богатство и высокое положение в обществе. В конце XVIII и начале XIX века китайские резчики создали до сих пор непревзойденные шедевры, совершенные по композиции, дизайну и техническому исполнению.

Перед вами императорская печать, изготовленная из нефрита сорта Хотан для императрицы Ци Си. Камень имеет глубокий оливковый цвет с незначительными вкраплениями. Печать квадратной формы увенчана двумя соединенными спинами драконами. Мощные резные драконы с выпученными глазами и длинными усами раздувают ноздри, меж острых клыков видны языки. Крепкие чешуйчатые тела тесно сплетены, увенчаны рогами и гривами и, присев на корточки, пронзают центр с отверстием для печати. На печати вырезаны символы Мира и Щедрости, уравнивающие Небеса и Землю.

Высокое качество этого нефрита Хотан, энергичные очертания драконов и необычно короткая база свидетельствуют о том, что камень изначально сделали в 18-м веке и вновь вырезали с настоящей надписью в период Гуан. Такие крупные высококачественные камни не были доступны в конце 19 века, а наследовались более поздними императорами от своих предшественников. Императрице Цы Си принадлежит сравнительно большое количество печатей, сделанных из драгоценных материалов. Печати подчеркивают ее активное участие в управлении Китаем в течение приблизительно 48 лет, ее власть и влияние, а также возвышают ее образ как реального владельца Китая, в отличие от остальных обыкновенных императриц и многочисленных наложниц. Но эта – несомненный шедевр китайского искусства.

Символизм в китайском нефрите

Нефрит можно найти во многих регионах мира (в Северной и Южной Америке и Азии) и он использовался и ценился рядом цивилизаций. Однако китайцы усовершенствовали резьбу по нефриту до уровня, не имеющего себе равных в любой другой культуре. Жад играет неотъемлемую роль в их традициях с самого начала письменной истории. Хотя многие люди задавались вопросом, почему нефрит так очаровал китайцев, никто так и не смог окончательно ответить на этот вопрос. Возможно, отчасти ответ заключается в том, что увядание хорошо подходит философии и религиям Китая, кажется, что оно соответствует китайскому культурному темпераменту.

Философские и религиозные основы китайского искусства

Тао-тие - маски чудовищ

Ряд ученых, знатоков династии Сун (960–1279 г.г. н.э.), считают, что тао тиэ означает «обжора», и что этот элемент изначально был символом жадности или похоти и использовался как предупреждение против этих пороков. Они описывают маску как «прожорливый людоед с выступающими по бокам клыками». Другие критикуют эту теорию, полагая, что китайцы не могли оскорблять своих предков, своих второстепенных божеств или своих гостей на официальных банкетах, предупреждая их не есть и не пить слишком много. Они трактуют тао тиэ как «всепожирающий китайский бог бури на фоне облаков». На эту мысль их навело то, что таа тиэ изображается на фоне волнистых изображений, символизирующих атмосферные явления.

Существует также предположение, что ранний тао тиэ носил черты тибетского мастифа, что возможно, поскольку китайцы приручили собаку в древности и очень уважали ее.

Некоторые идентифицируют тао тиэ как дракона, но, поскольку тао тиэ и дракон иногда появляются рядом на одном и том же объекте, это объяснение маловероятно. Более вероятное объяснение происхождения тао тиэ - тигриная морда. Тигр - древняя и зловещая фигура в китайском искусстве. Соседство изображений тао тиэ и дракона в одном изделии также подтверждает эту мысль, так как китайская мифология традиционно объединяет тигра и дракона. Тигр символизирует Запад и осень, а дракон - Восток и весну. Говорят, что ветры преследуют тигра, дожди - дракона. Также было высказано предположение, что тао тиэ - это диаграмма, которую древние китайские целители использовали при диагностике боли у своих пациентов.

Тао тиэ - очень древний символ, поэтому, скорей всего, имеет даосское происхождение. Маска может состоять из любого набора сгруппированных симметрично естественных форм, что идеально отражает даосское восприятие узоров в природе и ткани Вселенной. Таким образом, это удивительно универсальный декоративный дизайн, долгая жизнь которого проистекает, по крайней мере частично, из-за его способности модифицироваться и использоваться различными способами. Он может быть сильным, смелым и доминирующим или слегка и деликатно предложенным. Сегодня тао тиэ используется как старинный символ, как элегантное свидетельство древнего эстетического наследия.

Две тао тиэ (маски монстров) из белого жада. Слева более проработанная, справа несколько стилизованных. Британский музей.

Би (или Пи)

Мало что известно о происхождении и значении би (пи) - плоского круглого диска с отверстием в центре. Ранние формы были простыми и грубо отделанными. Однако по мере развития искусства резьбы би начали покрывать разнообразными замысловатыми узорами, а затем стали вырезать в виде богато стилизованной скульптуры.

Би как символ, несомненно, даосского происхождения. Он использовался в ритуалах поклонения с начала письменной истории. Наиболее широко распространенное толкование его состоит в том, что би (пи) представляет небеса. В «Книге обрядов» (династия Чжоу, 1122–256 г.г. до н. э.) он указан как первый из шести ритуальных жадов: «Небесно-голубым би поклоняются Небесам».

Девять гибких, почти похожих на кошек драконов чи, носятся вокруг этого числа и сквозь него. Отсутствие чешуи и когтей, жилистое тело и игривая стойка характеризуют этот тип драконов. Нефрит, Китай. Начало XX века. 3,75 дюймов в диаметре.

Также полагают, что би (пи) означает, среди прочего, солнечный диск, или солнце, сияющее сквозь небесный свод, или само небо. Нам нужно только поставить себя на место древних китайцев, смотрящих в небо, чтобы понять это объяснение. Каким бы ни было его происхождение, на протяжении тысяч лет число «пи» использовалось как символ неба и используется сегодня.

Дракон

Созданное в Древнем Вавилоне, самое распространенное мифическое изобретение человечества двинулось, как в прямом, так и в переносном смысле, в противоположных направлениях: на Запад, чтобы стать символом зла, и на Восток, чтобы стать символом милосердия. Сегодня это существо известно во всем мире как дракон.

Вырезанный в нефрите Хотан дракон Чи.

Как и для всех древнейших символов, происхождение дракона точно не известно. Миф о драконе бытует практически во всех цивилизациях. Некоторые объясняют такое положение тем, что дракон один из юнгианских архетипов, общих для всех людей, независимо от культуры. Или же миф имел одно место рождения, а затем уже распространился по всему миру торговцами и путешественниками. Однако этот миф вряд ли мог бы распространиться и закрепиться, если бы он не удовлетворял некоторым основным потребностям человеческой психики. Возможно, миф родился, когда еще в древности люди натолкнулись на кости динозавров.

В китайской мифологии есть много разных видов драконов. Все они доброжелательные существа, связанные с природой и стихиями. Они контролируют ветер и, что более важно, дождь, питающий посевы.

Наименее страшными являются Чи, незрелые драконы. Их обычно изображают цепкими, похожими на ящериц, или в некоторых случаях почти кошачьими рептилиями с лапками без когтей и расщепленным хвостом. Дракончик Чи - дракон-целитель, оберегающий смертных.

Для водных драконов характерны жилистые, похожие на рыбу тела, также с длинными расщепленными хвостами. В китайской мифологии они господствуют над океанами и рекам. Было высказано предположение, что дракон был смоделирован по образцу аллигатора; чешуя на водном драконе подтверждает эту теорию.

Независимо от его происхождения, именно в Китае миф о драконе получил такое широкое развитие. Ни в одной другой культуре мы не находим такого изобилия разновидностей драконов и такой их детализации, и нигде дракон не так важен, как для китайцев. Поскольку этот миф существует очень давно и так тесно связан с природой и стихиями, дракон в китайской мифологии, вероятно, имеет даосское происхождение.

Собака Фо (Фу)

Собачка больше напоминает пекинеса, однако это буддийский лев и, соответственно, этот символ пришел в Китай с распространением буддизма во времена династии Хань (207 г. до н.э. - 220 г. н.э.).

В буддизме лев - защитник закона и страж священных построек. Собаки не пугают, их обычно изображают в виде маленьких игривых львов. Иногда они опираются на золотистый шар, олицетворяющий Драгоценность Закона. В качестве стражей их часто ставят у входов в здания или на углах крыш. Собаки могут стоять или сидеть, с поднятой головой или элегантно изогнутой спиной, с открытыми челюстями, а гривы и брови у них волнистые.

Нефритовая курильница с собачками Фо. Конец 19 - начало 20 века.

Нефритовые горы

Самые большие и самые известные нефритовые горы были вырезаны во времена императора Цяньлуна, правивший Китаем с 1736 по 1795 год. Империя была в безопасности: процветала экономика и торговля, Китай богател. Цяньлун был не только способным государственным деятелем, но и творческим мыслителем, покровителем всех художественных начинаний. Его правление было эпохой творческой свободы и высочайших художественных достижений. Во время правления Цянь-луна резьба по нефриту достигла «вершины совершенства и утонченности, которой никогда не касались ни до, ни после».

Нефритовые горы упоминаются в китайской литературе еще во времена династии Юань (1260-1368 гг.), но ни один из этих предметов не был датирован с какой-либо достоверностью до династии Цин (1644-1912 гг.).

Резной кусок нефрита иллюстрирует восточное стремление подражать природе. Маленькие человеческие фигурки символизирует место человека в общей схеме мироздания.

Религиозные мотивы преобладают в китайской резьбе по нефриту. На протяжении большей части истории Китая резчики свободно выбирали религиозные темы, вдохновленные любой из религий Китая. Большинство нефритовых гор представляют собой натуралистические изображения сцен из буддизма, конфуцианства или даосизма. Однако даосская любовь к природе является основной темой всех нефритовых гор. Нефритовые горы олицетворяют китайское уважение к природе и даосское желание найти убежище в спокойной стране.

Три даосских символа: летучая мышь, бабочка и персик.

Даосская любовь к природе и китайская любовь к символам объединились, чтобы превратить множество необычных животных и растений в благоприятные символы, используемые в небольших резных фигурках или в качестве декоративных мотивов на более крупных предметах.

В большинстве стран летучая мышь оклеветана и нелюбима, но в Китае она является символом счастья и долгой жизни. Китайцы - известные любители каламбуров и порой их каламбуры превращались в устоявшиеся символы и мотивы. Так обстоит дело и с летучей мышью. Летучая мышь, ставшая в символом счастья, обязана этим не своей природе, а потому что китайское слово фу-и, обозначающее счастье, произнесенное с немного другим ударением, обозначает летучую мышь. Когда мышку изображают группами по пять штук, они символизируют пять признаков счастья или благословения: старость, здоровье, богатство, добродетель и естественную смерть.

Резной кулон из нефрита с изображением пяти летучих мышей.

На китайской свадебной церемонии есть момент, когда жених и невеста выпивают по три чашки вина подряд. Сосуды, используемые в церемонии, часто украшаются такими благоприятными символами, как летучие мыши, бабочки и персики. В этом случае летучая мышь ассоциируется с супружеством. Это также распространенный мотив на свадебных подарках и символизирует пожелание долгого и счастливого брака.

Нефритовая бабочка. Династия Цин.

Бабочка - символ бессмертия. В древние времена нефритовых бабочек хоронили вместе с мертвыми в надежде, что умершие пробудятся из загробной жизни, как и бабочка, которая вылезает из кокона после периода покоя. Постепенно бабочка превратилась в символ долголетия. Пара бабочек символизируют счастье в браке.

Персик - еще один символ бессмертия. Согласно ранней даосской мифологии, персик был талисманом в поисках вечной жизни. Легенда гласит, что Хо Сянь Ку, единственная женщина из восьми даосских бессмертных, съела один из персиков бессмертия и таким образом достигла вечного блаженства. Другие религиозные деятели также часто изображаются с персиками в руках.

Фигура Хо Сянь Ку с персиком в руках.

В отличие от многих других цивилизаций, китайцы были удивительно терпимы к религиозным различиям. Конечно, время от времени происходили религиозные гонения, но обычно три доминирующие религии Китая мирно сосуществовали, даже заимствуя символы друг у друга. Например, буддийский святой Гуань Инь часто изображается с даосским персиком бессмертия. Сегодня маленькие, слегка приплюснутые персики в форме сердца, вырезанные поодиночке или связками, носят как подвески, символизирующие желание долгой и счастливой жизни.

Другие древние символы, которые до сих пор используются в современных резных изделиях из нефрита и жадеита:

Утка-мандаринка — любовный талисман;

Олень — указывал на благородное происхождение;

Рыба — богатство;

Два феникса — процветание;

Лотос — святость;

Бамбук — провидение свыше;

Веер — щедрость;

Трехмерная резьба по жадеиту Шань Цзы

Изготовление ювелирных изделий в виде подвесов, колец и браслетов из нефрита и жадеита широко распространено как в Китае, так и во всем мире. Жадеит и нефрит часто становятся вставками в ювелирных изделиях их драгоценных металлов. Есть также другие способы использования жадеита. Например, жадеит нарезают тонкими пластинами, а затем на поверхности создают геммы. Это дает возможность повысить прозрачность материала, а также выход годного из того же количества сырья.

Однако некоторые резчики Китая перерабатывают этот материал в крупномасштабные изделия. Эти украшения называются "Шань Цзы". На китайском языке. "Шань" означает холмы или горы, указывая, что жадеит был вырезан так, чтобы сохранить свою первоначальную структуру и форму. По сравнению с другими методами, Шань Цзы, вероятно, самый естественный способ обработки жадеита, но это также самый дорогой и трудоемкий процесс.

Резчики работают с относительно большими камнями с идеальными очертаниями для резьбы Шань Цзы. Такие большие куски трудно найти и обработать. Несколько резчиков вместе долго работают над отдельными частями камня. В прошлом только королевская семья или чрезвычайно богатые люди могли позволить себе Шань Цзы, особенно с большим и многофигурным рисунком. Поэтому Шань Цзы также является символом богатства и власти.

Это типичный жадеит Шань Цзы. Частично он сохранил первоначальную форму и очертания исходного камня. Шань Цзы, как правило, - резьба в трех измерениях. Большой размер камня впечатляет!

Общие темы Шань Цзы - живописные виды, жизнь растений, традиционные символы, древние известные картины и многое другое. Выбор темы целиком и полностью зависит от формы и очертания, а иногда и цвета исходного камня

Этот вид искусства продолжает развиваться и в современном Китае.

Одним из таких продолжателей древней традиции является известный мастер Xingchun Fang. Он родился в 1975 году в городе Фуцзянь на юге Китая. Этот город славится своими резными деревянными скульптурами и Фан первоначально тоже начинал как резчик по дереву. Это дало ему прочную базу и, в конечном итоге, привело его в мир Шань Цзы. С 17 лет Фан начал работать уже как резчик по нефриту в различных мастерских. Работа эта очень кропотливая и монотонная и многие просто не выдерживают. Фан был из числа немногих, кто видит за грудой кирпичей будущий собор.

Вскоре он открыл собственное дело – маленькую мастерскую, где резал разнообразные подвесы на продажу, это был тогда самый ходовой товар. Но его творческая натура требовала чего-то большего. Он уговорил своего дилера продать небольшой Шань Цзы, что тот и сделал, получив хорошую прибыль. Тогда другие дилеры стали делать заказы на такие трехмерные резные статуэтки из нефрита. В 2003 году Фан вместе г. Чжэн открыли совместное предприятие Mazu Jade Articleco Ltd, специализирующееся исключительно на Шань Цзы, где Фан стал главным дизайнером. Здесь он создал много увенчанных наградами шедевров, прославивших их предприятие как лучшую компанию в области резьбы по жадеиту.

Через некоторое время Фан оставил Mazu Jade Articleco, чтобы создать собственную компанию - Jingyu Mantang, но его дружба с г-ном Чжэн от этого не пострадала. Теперь Фан движется к своей новой мечте: превратить свою компанию в музей шедевров искусства резьбы по жадеиту и привлечь для совместной работы самых лучших резчиков со всей страны.

Этот жадеит Фан и Чжэн купили в 2004 году на публичном аукционе в Мьянме. Он был отделен от еще большего валуна. Когда они покупали камень, поверхность его была темной и покрыта коричневой коркой. Когда же поверхностный слой сняли в мастерской, то оба мастера несказанно обрадовались своему коту в мешке: камень был наполнен фиолетовыми и зелеными фрагментами. Валун распилили еще раз надвое. Из одной части сделают многофигурный Шань Цзы. Г-н Фан сказал что, по их данным, это будет самый большой жадеит Шань Цзы в Азии. Другая часть была дополнительно разделена на три части, из которых вырежут трех китайских богов: Фу, Лу и Шу.

Они могли понаделать из этого валуна огромное количество браслетов и получить громадную прибыль, так как браслеты зеленого и фиолетового цвета стоят на рынке несколько миллионов юаней каждый, но оба решили сделать из камня Шань Цзы. Фан всегда мечтал о таком грандиозном проекте всей его жизни.

Камень пролежал в мастерской до 2010 года, пока вдохновение не пришло к Фану. Это случилось, когда он принял участие в Шанхай Экспо 2010. В китайском павильоне он увидел изумительную 3D динамическую картину под названием «Вдоль реки во время фестиваля Цинмин (День поминовения усопших)» . В тот же день, по возвращению, Фан принялся за эскизы, чтобы воплотить эту тему в жадеите. Первоначальная картина приписывается великому китайскому художнику Чжан Цзедуань. Она показывает сцены из жизни в Кайфыня, столице Китая во время Северной династии Сун (960 – 1279 гг.) и представляют собой наиболее благополучный период в истории Китая. Китай в это время был самой развитой и сильной страной в мире. Так как панорама слишком длинная, чтобы всю ее передать в жадеите, то Фан решил воплотить только наиболее привлекательные ее части, это сцены у городских ворот и моста.


К работе были привлечены еще 2 дизайнера и 6 высококвалифицированных резчиков. Такая многофигурная картина потребует особого искусства от резчиков, так как должна передать не только позы, выражения лиц, детали одежды людей, но также и ювелирные украшения, которые на них надеты. Полагают, что работа займет около 5-6 лет. Была разработана специальная платформа для этого Шань Цзы. Платформа позволяет одновременно работать трем резчикам с каждой стороны. В настоящее время завершены карандашные эскизы и 3D картину из жадеита начали вырезать.

В соседней комнате уже все подготовлено для вырезания статуй трех богов: Фу, Лу и Шу и на камень нанесен первый карандашный будущих статуй. В дальнейшем, по мере продвижения работ, дизайн может быть изменен, так как пока неизвестно как будет изменяться цвет жадеита в глубину, а он может измениться на каждом сантиметре.

В китайской культуре Фу - бог счастья и удачи, Лу - бог удачи и почета, а Шу - бог долголетия. Украшения с этими тремя богами можно увидеть везде, они изготавливаются из различных материалов, в том числе из фарфора и дерева. В прошлом почти каждая семья имела набор из трех богов разного размера или из разных материалов. Трое богов таких размеров из такого превосходного материала делаются крайне редко. Это еще одна мечта Фана.


Работы старинных китайских мастеров-резчиков




Вам могут быть интересны следующие темы:

Сокровища Запретного города

Китайский ювелирный дизайн

Тиары и регалии имераторского дома Японии

Благородная японская патина

Ювелирный мир


При подготовке сообщения использовались материалы сайтов GIA. geology.com и Sotheby's