Menu

Китайский ювелирный дизайн



Многим нашим ювелирам интересно какие украшения носят китайцы и китаянки. Нет, не то, что производится на экспорт многочисленными их фабриками для жителей Европы и обеих Америк. Не то, что продают китайцам Тиффани и Карден в своих бутиках в Запретном городе. А то, чем восхитился бы каждый обычный китаец и пожелал бы иметь.

Изыскания в Интернете мало к чему привели. Англоязычная китайская сеть заполнена предложениями для среднестатистического европейца. А иероглифов я не понимаю.

Председатель гильдии ювелиров России г. Радашевич рассказывал нам на семинаре о том, что со вступлением в ВТО китайцы чуть не разрушили всю ювелирную отрасль Италии. Они приехали, закупили массу разнообразных изделий и итальянцы уже потирали руки в ожидании дальнейших барышей от следующей покупки, но не тут-то было! За короткий срок они наводнили своими копиями всю Италию по весьма низким ценам. А какого-то законодательства по защите от копирования ювелирного дизайна в Италии не существует.

Вопросы к коренному китайцу, экономисту по роду деятельности, тоже мало что прояснили. Он снабдил меня бодрыми цифрами роста китайской ювелирной промышленности, но про дизайн ничего не мог сказать.

Все же что-то удалось узнать. Китайцы в ювелирных изделиях предпочитают чистое золото. Без всяких камней, на сленге ювелиров – «бескаменку». Цветные камни почти не используются. Самый почитаемый камень в Китае – нефрит. (Кстати, мужское достоинство в китайской поэзии обычно называют нефритовым стержнем.) Если в Китае проводится какое-либо соревнование, то за первое место полагается нефритовая медаль, за второе - золотая и за третье - серебряная.

В последнее время внутренний рынок китайской ювелирной промышленности растет невиданными темпами. Этому способствует общий рост китайской экономики, а с ним и увеличение покупательского спроса среди жителей Китая. Сейчас продажи ювелирных изделий в Китае по стоимости занимают третье место после покупок машин и недвижимости. Последние продажи в Тусоне подтверждают эту тенденцию. Наибольшую прибыль получили те продавцы, которые работают с китайскими дилерами.

Изменились также и предпочтения и вкусы китайского потребителя относительно дизайна ювелирных изделий. Открытость Китая, его стремление освоить все мировые достижения сказались и на ювелирном дизайне. В дизайне китайские ювелиры сумели, не отходя от многовековых традиций, привнести в него тенденции мировой ювелирной моды.

Несколько фотографий с фестиваля моды в Пекине




Китайская душа и современный дизайн ювелирных изделий

Авторы: Andrew Lucas, Merilee Chapin, Moqing Lin, and Xiaodan Jia


В этой копии шпильки времен династии Цин, очертания цветов, листьев и другие детали были созданы очень тонкими золотыми нитями в технике филиграни. Перья зимородка, установленные в оправу, обеспечивают яркий синий цвет. В отличие от красителей, перья дают естественный цвет и тени, а также биологическую структуру. Рубиновые кабошоны установлены в качестве центральных камней.

Самый известный западным людям материал в ювелирном искусстве Китая – нефрит. Его используют в Китае, начиная с 5000г. до н.э. Но на Западе совершенно неизвестен материал, который используется в Китае также на протяжении многих тысячелетий. Это – перья зимородка. Птица зимородок высоко ценится китайцами за небесно-голубую расцветку перьев и воспевается в поэзии и песнях китайцев с древних времен. Насыщенный синий цвет перьев зимородка на протяжении веков был очень ценным и чрезвычайно востребованным материалом для инкрустации в декоративно-прикладном искусстве. Перо зимородка означало чрезвычайно высокий статус владельца такой вещи, обозначение его богатства и власти. Сегодня такое применение запрещено, так как из-за интенсивной охоты на эту крошечную птичку, особенно во время династии Цин (1644-1911), птица почти исчезла в Азии. Метод, называемый тянь-цуй, что означает "расставить зимородка", состоит в том, перья зимородка приклеиваются на позолоченную медь, бронзу или серебро. Техника исчезла во время китайской революции в 1940-х годах

Мастерство китайских ювелиров шлифовалось на протяжении 5 тысячелетий и постоянно совершенствовалось с использованием все новых и новых методик. От украшений для волос (попросту: шпилек и заколок) до изысканных серег и великолепных корон – все это делалось как для представителей правящего класса, так и для обычных людей.

После Культурной революции в Китае (1966-1976) последовали значительные социально-экономические потрясения, разрушившие почти каждый аспект национального роста. В течение этого периода ювелирные изделия считались пережитком капитализма, и носить их было чем-то позорным. Дизайнеры и мастера, чтобы избежать преследования, вынуждены были просто прекратить свою работу.

В последние десятилетия 20-го века начался резкий подъем ювелирного производства Китая. К концу 1990-х годов насчитывалось уже около 20000 ювелирных предприятий и около трех миллионов человек, участвующих в торговле ювелирными изделиями (Hsu et al., 2014). Ювелирный рынок страны насыщается простейшими изделиями, причем, многие из них очень низкого качества (Дж J. Bai, pers. comm., 2013).

Это отсутствие инноваций вызвало ощущение застоя, что привело в некоторые отрасли пионеров - людей, которые могли бы найти новый подход. Профессиональные учебные программы и программы усовершенствования в ювелирном дизайне были предложены с начала 1990-х годов. За последние 10 лет многие ведущие университеты и академии художеств создали свои собственные факультеты по дизайну и производству ювелирных изделий для обслуживания все расширяющегося рынка. Ведущие из них: Университет Цинхуа, Китайский геологический университет и Китайская Центральная академия изящных искусств. Чтобы способствовать развитию молодых талантов, организованы многочисленные ювелирные конкурсы. Многие компании пригласили дизайнеров из Гонконга и из-за рубежа, чтобы они поделились своими навыками в Китае и обучили местных мастеров. В то же время, китайские художники стали собираться за границу: в Великобританию, США, Италию, Германию, чтобы изучать западное производство ювелирных изделий.

Это кольцо из коллекции "Jade That She Wants" (не буду переводить) разработано гонконгской фирмой Grace Lee, главный дизайнер - Zhaoyi Jade House. Кольцо выполнено из 18-каратного белого золота, в центре прозрачный кабошон нефрита, оттененный по окружности фантазийными сапфирами, создающими великолепный цветовой акцент.

Среди китайских потребителей широко распространено мнение, что национальный ювелирный дизайн должен отражать и захватывать "китайскую душу". Эта концепция отражает их национальную культуру, "коллективное программирование ума", их отличительные национальные черты (Hofstede and Bond, 1988).(Собственно, это справедливо для любого народа – прим. мое. Но об этом особый разговор.) Вернее сказать, то, что генетически передается в виде культурного наследства, может быть усовершенствовано только на родной почве. В течение тысячелетий основные ценности китайской культуры принципиально не менялись. Процесс начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека. Все это глубоко укоренилось в китайской национальной культуре, в том числе: в национальных традициях, философии, религии и тех материалах, которые они предпочитают носить в качестве ювелирных изделий. Это понимание позволяет новой волне китайских дизайнеров легко и естественно включить традиционные элементы в ювелирные изделия для внутренней аудитории и точно интерпретировать их предназначение. Духовное послание, которое несет украшение, может быть выражено путем объединения некоторых, чисто китайских элементов дизайна, но это не всегда так. Просто чисто китайских элементов не хватает для того, чтобы «дизайнеры должны следовать по китайскому пути».

Этот ароматизатор в виде кольца-медальона разработан Dickson Yewn. Древние китайские ученые и представители элиты часто носили небольшие медальоны, заполненные ароматными веществами, чтобы освежить воздух или отпугнуть летучих насекомых. Кольцо символизирует добродетель носящего, что, в свою очередь, может повлиять на его общественную значимость. Хотя цветы и медальоны и не считаются традиционными символами китайской культуры, это кольцо следует рассматривать как напоминание о важных ее особенностях.

В 2010 году Китай обогнал Японию и стал второй по величине экономикой в мире после США. Китай в настоящее время также второй по величине рынок ювелирных изделий и, по прогнозам, станет крупнейшим в 2020 г. (“Chinese jewelry firms…,” 2014). Для удовлетворения быстро растущего спроса на предметы роскоши, китайцы начали развитие собственного инновационного ювелирного дизайна.

Элементы китайского дизайна

Одна из последних тенденций китайских ювелирных изделий - включение традиционных китайских элементов, таких как драконы, феникс, бамбук и др. Многие призовые изделия на международных конкурсах ювелирного дизайна и огранки камней несут черты этой тенденции(Chen, 2014). В то же время некоторые западные дизайнеры стали использовать традиционные китайские символы, но иногда применяют или комбинируют их неправильно, что делает их менее значимыми. По мнению гонконгского ювелирного дизайнера Dickson Yewn, "Ювелирные изделия - это новый способ интерпретировать культуру, которая была подавлена в течение десятилетий". Он считает, что Китай является фундаментальным ресурсом для ювелирного дизайна и что после длительных социальных потрясений наступает время вернуть его былую славу.

Получив образование как художник, Yewn всегда интересовался китайской историей и китайской культурой. Долгие годы он жил на Западе и питает глубокую признательность его культуре, но предпочитает создавать украшения, которые имеют отчетливо китайский стиль, не смешивая разные культуры в дизайне (World Gold Council, 2014). Он также занимается и возрождением традиций китайского ювелирного мастерства.

Гонконгский дизайнер Dickson Yewn , вдохновленный созданием ювелирных изделий в китайских традициях.

В то время как многие дизайнеры фокусируются на создании новых концепций, Yewn глубоко зарылся в национальные традиции и претворяет их в предметы современной роскоши. Его обычные мотивы включают в себя формы решетки, обреза бумаги, маньчжурские мотивы и еще пионы - национальный китайский цветок. Перед вами одно из изделий коллекции "Lock of Good Wishes (Замо́к добрых пожеланий)", которое базируется на таких традициях. Самый ранний известный замок в Китае был обнаружен в могиле, датируемой 3000 г. до н.э. Основная функция замка не изменилась, но стиль, материалы и мастерство изготовления продолжали развиваться, и теперь это больше, чем просто запирающее устройство, это уже значимый декоративный элемент. Как символ безопасности, замок в китайской культуре также олицетворяет хорошее здоровье и долголетие. Новорожденным дарят подвес из драгоценного металла в виде замка, чтобы «запереть» здоровье и счастье на всю их жизнь. Этот тип подвески в Китае по-прежнему один из самых популярных ювелирных подарков для младенца.

Бриллиантовый и изумрудный браслет от Dickson Yewn’s из коллекции "Замок добрые пожелания". Четыре угла панели замка украшены упрощенными изображениями летучих мышей, которые символизируют удачу и счастье в китайской культуре. Застежка освежает в памяти рисунок обычного замка на воротах в древнем Китае. Концепция, как правило, используется в детских ювелирных изделиях, чтобы владелец чувствовал себя благословенным на протяжении всей жизни, но Yewn успешно применяет его и в изделиях для взрослых.

Его кольцо из бриллиантов и нефрита из коллекции "Исполнение желаний" несет черты традиционной оконной решетки. Через такую решетку обычно смотрели в древности на китайские сады, ее изящный рисунок побуждает смотрящего взглянуть через нее и насладиться красивым пейзажем. Такие решетки ведут свое происхождение из южной части Китая – прародителя знаменитых Классических садов Сучжоу. Эти частные сады - Всемирное наследие ЮНЕСКО, они датируются между 11 и 19 веками. Такие решетчатые окна являются одними из самых важных элементов сада, обрамляя все видимое таинственным покрывалом (рисунок 6). Yewn позаимствовал эту концепцию кольца именно оттуда, у китайских ландшафтных дизайнеров, чтобы создать связь между сознанием носящего кольцо и окружающим миром.

Левый и верхний правый снимок: кольцо из коллекции "Исполнения желаний" на пальце Первой леди Мишель Обамы, вдохновленное изысканными решетками древних китайских садов. Образцы решетки разнообразят внутреннюю и наружную части кольца. Фото предоставлено Yewn. Внизу справа: решетка окна в саду скромного администратора классических садов Сучжоу. Изысканный дизайн и мастерство этого окна придают элегантность всему, что можно рассмотреть через него. Это кольцо стало фаворитом Первой леди Мишель Обамы, она надевала его в 2011 году, когда президент Обама устраивал банкет для королевы Елизаветы II и принца Филиппа. Кольцо привлекло внимание многих известных гостей в этот вечер (Adducci, 2011).

Традиционное мастерство

У Китая долгая история применения золота и серебра в ювелирном дизайне и золото по-прежнему доминирует на внутреннем рынке ювелирных изделий. Имперские ремесленники были когда-то в состоянии потратить значительное время на украшение по заказу императора. Сегодня очень немногие могут позволить себе такую трату времени на традиционные ремесла. Тем не менее, рост рынка роскоши материкового Китая осуществляется за счет поощрения классических методов обработки.

Это копия шпильки времени династии Цин, извлеченная из могилы в Пекине. Две основные жемчужны, вмонтированные в узор из двух слоев золотых нитей, на китайском называются ruyi и символизируют исполнение желаний.

Одним из них является искусство филиграни. Это сочетает в себе две техники: первая - филигрань, использующая золотые или серебряные нити разного веса; вторая – декор, т.е. работа, которая включает в себя установку камней и резьбу или подачу обрамления из драгоценных металлов вокруг камня. Художник, который отвечает за возрождение этой техники, - мастер Цзиньгуй Бай

Мастер Цзиньгуй Бай является в Китае официальным Наследником искусства филигранной инкрустации. Она работает в своей студии, создавая украшения «от кутюр» для высокопоставленных покупателей.

Мастер Бай создала много копий исторических образцов филигранного искусства. Сегодня она работает полный рабочий день в своей студии в качестве главного дизайнера по филиграни Zhaoyi. Ее украшения исключительно китайские: от материалов до тематики и исполнения. Ее комплект филигранных ювелирных изделий "Королевский Классический: Великолепное Облако" выиграл премию «Лучший образец искусства Национального наследия» на втором Национальном конкурсе мастерства ювелирных дизайнеров в 2011 году.

Эта пара сережек мастера Бай, получивших премию «Лучший образец искусства Национального наследия». Тонкие золотые нити были согнуты в отдельные завитки. Затем мастер соединила завитки так, чтобы они образовали форму серьги. Затем в серьги установили ограненный нефрит. Эта филигранная техника известна как пилинг. Она дает ощущение легкости и света.

Философия мастера дизайна Бай заключается в том, что каждое изделие должно быть успешным на рынке само по себе. Она считает, что для достижения этой цели важно как мастерство ювелира, так и соответствующая композиция. Первое филигранное изделие было разработано и изготовлено ею для Zhaoyi. И неожиданно его приобрела молодая пара. В течение многих лет молодое поколение Китая, особенно в крупных городах, считало, что украшения из золота высокой чистоты несколько вышли из моды. Это мнение сформировалось в значительной степени из-за отсутствия творческого дизайна. Сегодня молодые потребители предпочитают инновационные золотые украшения.

Экскурс в китайскую философию

Китайские ювелирные дизайнеры черпают вдохновение из самых разных источников. Китайские стихи, сказки, живопись наполнены философией многих поколений. Юэ Ван-Йо, ювелирный дизайнер из Тайваня, посвятила себя традиционному китайскому ювелирному дизайну с использованием таких тем. Она сочетает в себе традиционное китайское начало, связывая его с современным дизайном и современными методами производства с тем, чтобы создать свои собственные изделия, со своей собственной историей.

Тайваньский дизайнер Юэ Ван-Йо, изображенная здесь, создает украшения, которые выражают китайскую философию и традиции.

Начало ювелирного искусства в Китае возможно восходит к 1600 г. до н.э. Сегодня молодое поколение возобновило интерес к этому древнему искусству. Ван начала с узорчатого покрытия для чайников, затем разработала свои производственные линии для товаров массового спроса, включая одежду и украшения. В конце концов, она поняла, что высокое искусство может вполне сочетаться с современными методами производства ювелирных изделий и 20 лет назад открыла фирму Wang Yue-Yo Creative Jewelry Design в Тайбее. Флагманский магазин открылся в Пекине в 2007 году. С тех пор ее компания значительно расширила число своих торговых точек. В 2012 году Ван образовала ассоциацию Taiwan Creative Jewelry Design Association с надеждой побудить дизайнеров сфокусироваться на артистизме и желании распространять китайскую культуру в остальном мире.

Это ожерелье Yue-Yo Wang выполнено из 18-каратного золота и представляет собой вязанный воротник с розовым кварцем в качестве кулона.
Дизайн и маркетинговый стиль Yue-Yo Wang вывел ее драгоценности в мир высокой моды.

Дизайн Ван сочетает традиционные китайские символы с элементами китайского узелкового искусства, такими как длинные кисти и узорчатая резьба. Из камней, которые она предпочитает в своем дизайне, выделяются опал, коралл, нефрит, турмалин, и халцедон. Эти драгоценные камни - освященные веками фавориты китайского народа. Ван считает, что каждый камень имеет свою собственную душу и она вдохновляется ею, чтобы найти и выразить ее через драгоценности.

Нефрит является одним из самых заветных камней в Китае. Это кольцо Yue-Yo Wang использует нефрит, чтобы изобразить дракона и 18-каратное золото для изображения феникса. В китайской культуре дракон и феникс символизируют соответственно мужчину и женщину. Дракон и феникс изображены радостно смотрящими в небо. Сцена представляет собой процветание нации или семьи.

Дизайн Ван с его сбалансированностью и гармоничностью цвета и материалов, отражает концепцию, изложенную в китайской философии около 500 г. до н.э. и известную как Доктрина о Среднем. Чжун символизирует беспристрастность, а Юн представляет постоянство. Этот классический текст вошел в одну из первых книг, составленных учениками Конфуция, и с тех пор стал центральным принципом философии конфуцианства. Интеллектуалы практикуют эту философию в своей повседневной жизни, в то время как правящий класс применяет ее к стратегии управления. На протяжении многих поколений конфуцианская философия стала основным штрихом китайской культуры и остается таким по сей день. Это нашло свое отражение в искусстве: в симметрии узоров и мотивов. Свои эстетические стандарты китайский народ формирует также на основе этой философии. Китайская живопись, каллиграфия и резьба - все это отражает стандарт, который иллюстрируют ювелирные изделия Ван.

В этом ожерелье Yue-Yo Wang использовала комбинацию зеленого нефрита и красного коралла. Золотая рыбка в китайской культуре символизирует удачу, в то время как пара золотых рыбок символизируют вечный брак. Китайский иероглиф между двумя рыбами - традиционный свадебный символ, а мальчик на цветке лотоса под ним представляют пожелание процветания семьи. Непосредственное чувство идеальной симметрии характеризует многие из дизайнов Ван.

Инновационные методики в дизайне

Ширли Чжан, одна из ведущих в Китае дизайнеров, работает в отрасли с 1990-х годов. Она создала свои собственные запатентованные методы изготовления ювелирных изделий с применением западных технологий. Небольшой завод Чжан , Meiher Jewelry Styling Research, выполняет все стадии производства от проектирования до готового продукта. Это позволяет Чжан непосредственно проводить у себя все разработки и испытания новых технологических процессов.

Творческая философия независимого ювелирного дизайнера Ширли Чжан опирается на убеждение, что изделие должно сочетать и мастерство, и вдохновение.

Ее старание было оправдано, когда шедевр Чжан - "Танцы на цветах", выиграл специальный приз в 2012 г. на конкурсе National Gems & Jewelry Technology Administrative Centre jewelry design and manufacturing skills competition. Комплект, акцентируемый цветком и пчелой, включает в себя наплечное украшение-драпировку, браслет-манжет и пару сережек. В китайской культуре пчелы символизируют существенную черту национального характера - осмотрительность. Этот конкурс был салютом достижений китайской камнерезной и ювелирной промышленности на протяжении последних 20 лет. Используя пчел, Чжан хочет выразить кропотливую работу отрасли. Это изделие характеризуется большим разнообразием драгоценных камней и применением разнообразных ювелирных техник. Из всего этого драпировка на плече выглядит наиболее впечатляющей. Она оснащена запатентованной связкой между звеньями – «dumbbell», позволяющей частям изделия свободно передвигаться и, таким образом, драпировка идеально ложится на плечо носителя, давая ощущение шелковой ткани, а не золота. Владелец может также изменить объем изделия, отсоединив и снова прикрепив куски его в различных комбинациях для универсальности.

Призовой ювелирный гарнитур "Танцы на цветах" Ширли Чжан содержит в общей сложности 1002 цветных камня и 4986 бриллиантов. Чжан применила несколько ее запатентованных методов изготовления ювелирных изделий.

Другой запатентованный метод, который применялся в этой драпировке на плече – это особая закрепка цветных камней “honeycomb”, которая позволяет пропускать больше света. Цвет и закрепка одинаково привлекательны по обе стороны лепестков - разрешение векового вызова для дизайна украшений.

Опыт Чжан, поработавшей за границей, открыл ей глаза на западную ювелирную промышленность и вдохновил ее применить некоторые из их методов. Одним из примеров является ее использование plique-à-jour (перегородчатой эмали). Метод появился во Франции и Италии в начале 14-го века. Эта техника отличается от стандартного эмалирования тем, что прозрачная эмаль непосредственно крепится в каркас из драгоценных металлов и с обратной стороны не имеет металлической подложки, позволяя свету свободно проходить через стекло. Это создает потрясающий эффект миниатюрного, цветного стеклянного окошечка в ювелирном изделии. Перегородчатую эмаль западные ювелиры обычно применяют при изготовлении ювелирных изделий и карманных часов, в том числе ее используют такие всемирно известных бренды, как Van Cleef & Arpels, Cartier, Tiffany. Чжан и ее команда провели годы исследования и тестирования этого метода. В настоящее время ее компания единственная в Китае, которая применяет перегородчатую эмаль при изготовлении ювелирных изделий.

Крышка часов, выполненная Shirley Zhang в технике витражной эмали.

Ювелирные изделия Чжан подчеркивают прекрасные цвета драгоценных камней, стремясь к полноценной гармонии. Она также любит сочетать цвет с различными формами или предметами культуры и выражать таким образом, через дизайн, свою любовь к природе. Ее стиль - смешивать инновационное мастерство с принципами восточной эстетики, используя уникальные комбинации цветов и материалов.

Настоящее ювелирное дело и настоящая радость

В 2011 г. в своей книге «Роскошный дизайн: Мой путь в ювелирном дизайне» Джин Рен делится словами, которыми он живет: "Если вы хотите красивое дизайнерское кольцо, приходите ко мне." Он считает, что, если весь рынок роскоши - башня из слоновой кости, то ювелирные изделия из натуральных камней - верх этой башни, а дизайн - его структура и душа. Согласно Ren, кольцо является одним из самых распространенных ювелирных изделий, но его и трудней всего разработать. Он считает свою работу в области дизайна колец самым крупным достижением в его карьере. Ren - один из самых известных дизайнеров ювелирных изделий в Китае, он также является основателем школы геммологии в Китайском геологическом университете в Пекине и автором первого китайского учебника по дизайну ювелирных изделий.

Джин Рен, профессор дизайна ювелирных изделий в китайском географическом университете в Пекине.

Будучи доктором геологических наук, Рен никак не ожидал, что в один прекрасный день он предстанет в Париже на кутюр-шоу вместе с модельером мирового класса Лоренс Сюй. Когда Рена спросили о его дизайнерском образовании, он признал, что едва ли оно у него есть. Его карьера в качестве дизайнера началась чисто случайно, с бума в китайской ювелирной промышленности в 1990-х годах. В то время он был только профессором Геммологической Программы страны. Переломный момент наступил в 1993 году, когда один журнал попросил его написать о тенденциях моды в ювелирных изделиях. Его репутация росла оттуда и, в конце концов, обеспечила основу для его собственной марки - RJ (Ren, 2011 г.).

Наряду с его именем, бренд RJ означает "Настоящие ювелирные изделия и настоящую радость". Он считает, что ювелирный дизайн - это вопрос управления формой, размером, цветом и динамикой в сочетании с сильным акцентом на культуру (Ren, 2011 г.). Его дизайны сочетают в себе традиционные и современные концепции, охватывая механические методы проектирования, и часто отражают сюжетную линию, которая соединяет одну часть с другой.

Этот набор с бесцветными, желтыми и черными бриллиантами был навеян змеиной кожей и способностью змей менять кожу. Серьги (слева) изображают начало процесса, когда из-под старой кожи змеи показывается новая. Кольцо (в центре и справа) представляет собой кульминацию, когда красивая новая кожа полностью раскрывается. Джин Рен считает, что это метафора для человека, который должен испытывать периодические преобразования.

Рен и его друг Лоренс Сюй (Ничего не смогла найти в сети про этого человека, несмотря на всемирную известность. Не могу даже сказать мужчина это или женщина. – Прим. мое) часто собираются вместе, чтобы обсудить модные тенденции и дизайнерские идеи. Так как у них общие интересы, Сюй попросил/а Ren быть дизайнером ювелирных украшений для своей коллекции на Paris Haute Couture в 2013 году. Величественные одежды Сюй и подобранные для них комплекты украшений Рена отражают их общую идентичность и следование традициям.

В этом комплекте серьги и браслет, также как и платье, навеяны оперением павлина. Тщательно подобранные турмалин, сапфир, топаз, цаворит и бриллианты, закрепленные в основу из 18-каратного белого золота, представляют собой перья павлина. Джин Рен разработал такую конструкцию, которая позволяет каждому перу свободно перемещаться. 3- каратные бриллианты скрыты под перьями браслета, их можно снять и носить отдельно.

Рен говорит, что темы его изделий часто приходят к нему на прогулке с семьей и друзьями, где он вдохновляется людьми, архитектурой, кино и древними сказками (Ren, 2011). Его комплект "Путешествие на Запад" основан на сказке, которая считается одной из четырех великих шедевров китайской литературы. Барочный жемчуг представляет четырех главных героев в их экспедиции на Запад, в том числе знаменитого Monkey King. Их приключения - заветные воспоминания детства почти каждого китайца.

Слева: старинная миниатюра. Справа: коллекция Цзинь Рен 2014 года "Путешествие на Запад", основанная на китайской сказке с тем же именем. Барочный жемчуг изображает капитана и его трех учеников, схватывая их основные качества (по часовой стрелке от верхнего левого): милосердие Мастера Tang Sanzang, смелость Короля обезьян, честность Sha Wujing, и жадность Zhu Bajie.

Возрождение золото-нефритовой культуры

Вставки из нефрита в золотых украшениях имеют долгую историю в китайской культуре, где золото представляет великолепие, а нефрит символизирует элегантность. Китайцы используют родство золота и нефрита как символ счастливого брака. По политическим и экономическим причинам, рынок для этого типа ювелирных изделий был очень ограничен в течение многих лет ("Возрождение золото-нефритовой культуры ...", 2014). После того, как были выпущены медали Олимпиады 2008 со вставкой из нефрита, рынок почувствовал возможность возродить то, что известно как золото- нефритовая культура.

Интересы и таланты ювелирного дизайнера из Шанхая Kaka Zhang охватывают искусство, науку и бизнес. Используя в своих дизайнах нефрит, она разрабатывает высококачественные изделия, изделия среднего диапазона и изделия массового спроса, для удовлетворения каждого покупателя. Когда ей было три года, ее отец учил ее живописи. Ее высоко оцененные школьные и университетские исследования включали в себя науку и технологии, а также геммологию, что привело ее к карьере в области дизайна ювелирных изделий и электронной коммерции.

Шанхайский дизайнер ювелирных изделий Kaka Zhang посвящает свой труд возрождению золото-нефритовой культуры

Девяносто процентов бизнеса Чжан находится в Интернете, где у нее многочисленная лояльная и восторженная аудитория последователей. Она работает дома, в своей дизайн-студии и на веб-сайте. Ее ювелирные изделия производятся в Шэньчжэнь, где опытные мастера-ювелиры превращают ее проекты в готовые изделия.

Когда Кака Чжан, будучи еще подростком, купила свой первый кусок нефрита, она никак не ожидала, что станет полноправным ювелирным дизайнером. Наряду с отличным имперским нефритом Чжан использует бесцветный прозрачный нефрит, завоевавший высокую популярность среди молодых женщин в последние несколько лет.

Шпилька была одним из самых важных личных украшений для женщин древнего Китая, а бабочка традиционный символ верности в любви. Крылья бабочки можно легко отсоединить и носить как кулон.

Большинство дизайнов Kaka Чжан пришло от природы, а также навеяны главной темой традиционной китайской живописи. Она использует различные цвета и узоры и часто использует резьбу по нефриту. Если его форма напоминает ей о чем-то, что она видела или слышала в старой поговорке, стихотворении, картине или на сцене, она претворяет эту тему в свою разработку

Этот небольшой резной нефрит напомнил Кака Чжан рыбу. Она присоединила удочку и пену волн вокруг него и назвала изделие "Удачная рыбалка". Одна китайская пословица описывает знаменитую интеллектуальную рыбалку: без наживки и над водой крючок. Вместо того, чтобы воздействовать на какие-то вещи, истинный интеллигент "идет с потоком". Многие китайцы считают, что это высшее духовное состояние.
Кольцо носит название "Красивая Оперная певица" Оно выглядит как сложная металлоконструкция, напоминающая стиль шляп, которые когда-то носили певицы пекинской оперы. Нефритовый кабошон символизирует красоту лица и чистоту их сердец.

Нефрит наиболее часто применяют в резьбе, его красоту лучше всего можно раскрыть и показать с помощью мастерства резчика. Дизайнер должен рассмотреть резьбу и представить форму и тему, в виде которой он предстанет в изделии. Камень не может быть изменен, но композицию можно усилить за счет мастерского использования драгоценных металлов и других элементов с тем, чтобы наиболее полно выразить тему в неподражаемом стиле дизайнера.

Чжан считает, что для достижения успеха она должна воспитывать своих клиентов в области дизайна ювелирных изделий, материалов и изготовления. Мечтает создать личный ювелирный клуб, где в спокойной атмосфере сможет пообщаться с каждым клиентом.

Будущее

За последнее десятилетие китайские ювелирные дизайнеры добились больших успехов, что, соответственно, привело к быстрому росту внутреннего рынка ювелирных изделий. Многие из них в настоящее время хорошо известны и на международном уровне. Так как китайские дизайнеры продолжат завоевывать признание, все больше их профессионалов будет определять будущее в дизайне.

У ювелирного искусства Китая долгая история, хотя когда-то оно и ограничивалось запросами королевской семьи и высших социальных классов. Рынок элитного ювелирного дизайна в последнее десятилетие находится в большем прогрессе, чем остальные секторы производства. Теперь все топовые марки, а также некоторые независимые дизайнеры и малые магазины предлагают высококлассные услуги по индивидуальному дизайну для каждого заказчика. Дизайнеры сейчас все больше сосредотачиваются на работе в основном секторе коммерческого ювелирного рынка. Применяя все лучшее из методик западного мира, они сохраняют многое из собственных уважаемых традиций. Ведущие ювелирные предприятия улучшают дизайн коммерческих ювелирных изделий и мы надеемся, что это приведет к еще большим инновациям в ближайшем будущем. В 2013 - 2014 годах Рио-Тинто запустили в Китае серию коммерческих ювелирных изделий с бриллиантами: Argyle (узор, выполненный из бриллиантов разных цветов на однотонном фоне). Вместо того, чтобы просто продавать бриллианты, Rio Tinto через многочисленные средства массовой информации запустил кампанию продвижения своих дизайнеров, создающих коммерческие линии ювелирных изделий. Большинство из них были молодые китайские дизайнеры.

Китайские дизайнеры, особенно крупные бренды, также оказывают глобальное влияние на рынок элитных ювелирных изделий. Два недавних примера: покупка Chow Tai Fook Jewellery американской алмазной компании Group U.S. diamond company , Hearts on Fire and French luxury retailer Kering куплена китайским ювелирным домом Chinese jewelry house Qeelin. Несмотря на то, что западные бренды, как правило, доминируют на рынке, китайские бренды заняли международные позиции посредством оригинального дизайна, культурного значения и высокого мастерства. Влияние "китайской души" идет в обоих направлениях.

Дополнение: Философские и религиозные основы китайского искусства

Эвелин Такер

Китайская философия, религия и искусство настолько тесно переплетены, что для понимания китайского искусства требуется хотя бы беглое изучение философии и религий этой нации. Этот обзор охватывает только три основных религиозных и философских движения древнего Китая. Понятно, что любая попытка обобщить искусство такой древней и сложной культуры, как китайская, в коротком эссе, лишь иллюстрирует этноцентризм западного человека.

Искусство восточного полушария сильно отличается от искусства западного полушария. Это не только различия в религии и символике, но и более тонкое различие, которое западный интеллект часто не замечает или не принимает во внимание: в культуре, искусстве и философии Запада в центре внимания находится человек. На Востоке человек - это одна маленькая часть гораздо большего целого.

Ранний западный человек смотрел на мир только со своей точки зрения: Земля была назначена им центром Вселенной. Он даже моделировал своих богов по образцу самого себя. В своем самомнении он видел в природе своего противника и постоянно стремился победить ее с помощью грубой силы и силы воли.

Восточный подход прямо противоположен. В особенности в Китае, с его долгой историей даосизма, человек стремился подражать природе, наблюдая за ее путями и следуя ее примеру. В результате ни одна другая культура не может так успешно уловить дух природы в своем искусстве. «Где человек? Вот эта крошечная фигурка, сидящая на том маленьком мосту, посреди того огромного ландшафта, который представляет Вселенную». Это мировоззрение включено во все три основные религии Китая: даосизм, буддизм и конфуцианство.

Даосизм - старейшая из сохранившихся религий в Китае. Это древняя форма поклонения природе. Дао по-китайски означает «путь», «дорога», даосизм - это путь интуиции, творчества, поиска гармонии с силами природы. Считается, что его самый известный учитель, Лао Цзы, жил примерно за 500 лет до Рождества Христова. Ему приписывают «Тайное цитирование», книгу загадочной поэзии, которую до сих пор изучают его последователи.

Со временем даосизм развился в новом направлении. Старые природные божества отодвинулись на задний план множеством новых божеств - духами, призраками, демонами и бессмертными - некоторые из них заимствованы из новой веры - буддизма. В конечном итоге все они были включены в своего рода народную религию, окрашенную магией.

Даосизм был основной движущей силой развития искусства в Китае. С одной стороны, мастера и художники, используя материалы, предоставленные природой, часто более успешно работали с помощью интуиции и опыта, а не с помощью рационального анализа. С другой стороны ученые нашли свое самое глубокое понимание даосских представлений о природе и природе творчества - основе китайской художественной традиции.

Буддизм пришел в Китай из Индии примерно во времена Христа. Первоначально он не оказал большого влияния на китайскую культуру, но ко второму или третьему веку нашей эры достиг своего первого пика популярности. С тех пор буддизм стал значительной силой в китайской культуре.

Исторический Будда родился в шестом веке до нашей эры, вероятно, в регионе Индии, который сейчас является Непалом. Он был индиец, принц, оставивший богатую и веселую жизнь, чтобы путешествовать, медитировать и искать причины страданий. Он учил тому, что стало известно как срединный путь - ни погоня за желаниями и удовольствиями, ни погоня за болью и невзгодами. Постепенно буддизм превратился в религию, основанную на предпосылке, что жизнь - это страдание, которое заканчивается только смертью, что вся жизнь - это бесконечная цепь перевоплощений, протекающих от рождения до смерти с последующим возрождением и так далее. Этот цикл продолжается до тех пор, пока человек не достигает нирваны, которую по-разному описывают: как исчезновение всех желаний, познание высшей реальности, состояние совершенного блаженства.

Со временем буддизм был принят и адаптирован китайцами. А буддийские предметы были выполнены в характерном китайском стиле. В результате мы видим Будду или любую другую буддийскую фигуру в китайской одежде, в китайских позах и окруженную китайскими пейзажами.

Конфуцианство. Конфуций, китайский ученый и учитель, также родился в VI веке до нашей эры. Хотя он был современником Лао Цзы, его учение радикально отличалось от учения даосизма. Он считал, что образованные люди, обученные этике и эстетике, - лучшая надежда на стабильное правительство. Он учил, что уважение к старшим, мудрость первых правителей и соблюдение ритуалов будет способствовать благополучию человечества. Эти древние китайские учения, которые он и его ученики систематизировали и собрали в несколько томов, на протяжении 2500 лет были определяющей силой в китайской культуре.

Терпимый, научный, воспитанный подход Конфуция к жизни оказал глубокое влияние на китайское искусство. Его философия Золотой Середины, изложенная в его работе «Чун Юнг» или «Доктрина среднего», отстаивала любовь к обучению и знаниям, чтобы человек мог стать «высшим человеком». Умеренность во всем была центральным элементом его философии. Китайский художник придерживался доктрины среднего. Философия «ни слишком много, ни слишком мало» привела его к поиску идеального баланса в использовании деталей, пропорций, текстур и цветов.

Конфуцианство также повлияло на китайское искусство, в частности, на его тенденцию следования древним традициям. Поскольку Конфуций и его последователи учили уважению к старшим, традициям и мудрости предков, многие ранние художественные мотивы использовались спустя много лет даже после того, как их первоначальный смысл был утерян.

Краткий перечень периодов китайской истории


Вам могут быть интересны следующие темы:

Драгоценные китаские чашечки - дипломатические подарки русским царям

Сокровища Запретного города

Выставка "Радуга самоцветов"

Тиары и регалии японского императорского дома

Китайская резьба по нефриту

Ювелирный мир


При подготовке сообщения использовались материалы сайтов GIA. geology.com и Sotheby's