В древности не умели гранить камни. Камень, вынутый из земли, обдирали, придавали ему какую-то форму, полировали, стараясь подогнать оправу под него, а не наоборот, и вставляли в изделие. Поэтому в большинстве античных и средневековых изделий камни обычно в виде кабошона. Иногда верх кабошона срезали, а на боку вырезали 8 граней. Закрепка камней была глухая, иногда под камень подкладывали золотую или серебряную фольгу. Так продолжалось вплоть до эпохи Ренессанса, когда, как полагают, изобрели огранку камней и соответствующие инструменты для этой огранки. Огранка придает камню сияние в отраженных гранями лучах света. Камни стали цениться не только сами по себе, но и за качество огранки. Правильная огранка обеспечивает как можно больше преломления лучей в гранях и отражение от них.
Веками работа огранщика заключалась в том, чтобы огранить драгоценный камень до идеальных пропорций, стараясь максимально сохранить вес исходного камня. За это время ювелиры-огранщики изобрели и продолжают изобретать десятки видов огранки.
Некоторые огранщики драгоценных камней слушают «шепот камня» и уверяют, что их камни «говорят» им, кем они хотят стать. Для них огранка становится процессом общения с материалом, поскольку его внутренняя структура и особенности определяют дизайн. Другие применяют математический подход к огранке и получают потрясающую, точную огранку.
Традиционная огранка подразумевает правильную, симметричную геометрическую форму камня, именно она создает максимальный блеск и игру в камне от преломляющихся в нем лучей света. Одними из наиболее существенных различий между фантазийными и традиционными огранками являются формы и способ огранки драгоценных камней. Плоские грани - это традиционные двумерные грани, которые мы видим в бриллиантах и цветных драгоценных камнях. Они сформированы смежными гранями и углами, под которыми они пересекаются. Вогнутые грани, с другой стороны, буквально добавляют другое измерение к гранению. Они обладают не только длиной и шириной, но и глубиной. Их потенциал для создания скульптурных произведений искусства безграничен. Драгоценные камни фантазийной огранки имеют канавки, оптические тарелки и вогнутые грани - все это стало возможным благодаря разработке инструментов для резки этих элементов дизайна в драгоценном материале.
Композиция «Метаморфозы»
Многие люди считают, что вогнутые грани увеличивают сияние и блеск камня, придавая ему больше жизни и красоты. Широкое отражение яркого света от плоской грани размывает цвет. Вогнутая грань действует как внутреннее выпуклое зеркало, создавая отраженные лучи в нескольких направлениях внутри драгоценного камня. Свет сверху отражается для наблюдателя в виде узкой яркой линии света в верхней части изогнутой поверхности, и каждая сторона линии будет темнее, что создает сильный контраст.
«Сильный контраст делает драгоценный камень более ярким и привлекательным ... Сцинтилляция более динамична, когда существует сильный контраст между смежными смоделированными гранями», — говорит Эл Гилбертсон, научный сотрудник GIA, в статье 2013 г. журнала Gems & Gemology. Внутренние отражения света, как правило, скрывают включения, а также устраняют возможность отсечения изображения. Драгоценные камни от светлых до средних тонов показывают наибольшее улучшение внешнего вида. Темные камни могут выглядеть темнее. Многоцветный аметрин, турмалин и солнечный камень, рутиловый кварц — это наиболее удачный выбор для фантазийной огранки. «Этот блеск [от сцинтилляции] может создать впечатление, что камень имеет более высокий показатель преломления (RI), что делает кварц похожим на берилл, берилл, как топаз, топаз, как корунд, и корунд, как цирконий», - говорит Эдди Флешдрагер.
Бернд Мюнштайнер был первым мастером, который отошел от традиционной огранки и предложил свой новый фантазийный стиль. Первые эксперименты Бернда Мюнштейнера относятся к шестидесятым годам, когда он работал с агатами, создавая рельефы - картины с эффектами трехмерности. Затем он обращается к прозрачным полудрагоценным минералам - горному хрусталю, цитрину, аквамарину, турмалину, аметисту, создавая скульптурные объекты, экспериментируя с новыми формами фантазийной огранки, Для этого он совершенствует инструменты, приемы нанесения граней, использует лазер.
Мюнштейнер свободно вырезает канавки и световые блюдца на задней части драгоценных камней, чтобы создать впечатляющие световые шоу в камне. Единственная идеальная пропорция, которую он признает, — та, которая освобождает естественную красоту, которую он видит спрятанной в камне. Часто он наносит на лицевую сторону всего несколько граней или вообще не трогает ее, разместив основную «негативную» резьбу на обратной стороне для создания пространственных эффектов. С помощью огранки он подчеркивает и цветовые особенности минерала, его неровный окрас, что становится составляющей общего дизайна композиции. Художник делает видимым то, что изначально не видно в камне, при этом в каждом конкретном случае исходит из его индивидуальных особенностей, никогда не повторяясь в следующей работе.
«Образ в кристалле» работы Тома Мюнстайнера.
Многие торговцы драгоценными камнями и ювелирными изделиями не знали, что делать с фантазийной огранкой. Но критики в конечном итоге стали поклонниками и произведения Мюнштейнера оказались в галереях и музеях.
Среди самых известных и впечатляющих работ Бернда Мюнштейнера — композиция «Метаморфозы», выполненная из уникального блока горного хрусталя с рутиловыми включениями весом 850 кг (справа), а также Дом Педро - «Океанские волны» (португал.) — изысканный аквамариновый драгоценный камень 10 363 карат. Он настолько вдохновенный, что Смитсоновский институт считает его «одним из немногих объектов в мире, который может не потеряться в соседстве с находящимся в витрине всего в 30 футах Алмазом Ноуп».
Эксперименты Бернда продолжают его сын Том и его жена Ютта, также профессионалы высочайшего класса. Среди их работ небольшие прозрачные полудрагоценные камни, которые могут быть вставками в украшения и достаточно крупные арт-объекты. Инновационная работа Мюнштейнера вдохновила несколько поколений огранщиков, таких как Ричард Гомер, Майкл Дайбер, Джон Дайер и Шеррис Коттье Шэнк. Американская ассоциация торговли драгоценными камнями даже проводит престижные конкурсы Cutting Edge Awards, на которых огранщики выставляют драгоценные камни фантазийной огранки.
«Образ в кристалле» работы Тома Мюнстайнера состоит из 264 горных кристаллов, цитринов и дымчатого кварца, каждый из которых весит около 200 карат, свободно стоящих в решетчатой структуре, состоящей из прямоугольников одинакового размера, которые поддерживаются двумя алюминиевыми планками высотой 210 см. Вырезанные и отполированные кристаллы, отражающиеся вперед, имеют почти одинаковый цветовой тон. Горные кристаллы полностью прозрачны, цитрины полупрозрачно-желтые, только дымчатый кварц изменяется от темного к светлому. Том создал это произведение как пример того, что драгоценные камни можно рассматривать как предметы изобразительного искусства.
Шеррис Коттье-Шенкс говорит, что материал сам подсказывает ей. Она чувствует его энергию и получает в своем воображении картину, которую она воплощает в красоте своей новой формы. В работе она использует простую резьбовую оправку и держит камень в руках во время всего вырезания, в результате чего получается изогнутая форма с очень плавным, текучим внешним видом. Она черпает вдохновение в искусстве Генри Ханта и местных канадских инуитов (этническая группа коренных народов Северной Америки, проживающая на севере Канады. Входит в более многочисленную группу «эскимосы»).
Майкл Дайбер стал первым американцем, который получил первую премию в области дизайна драгоценных камней на ежегодной немецкой выставке German Award for Jewelry and Precious Stones в Идар-Оберштайне в 1994 году. Он известен своими фирменными стилями «Dyber Optic Dishes» и «Luminaires». Оба метода создают оптические иллюзии, используя форму вогнутой огранки. «Luminaires» представляют собой полый канал внутри драгоценного камня.
Джон Дайер начал свою карьеру в сфере огранки метеоритов в 1996 году, когда его методы проб и ошибок стали давать красивые, сверкающие драгоценные камни. Он получил свою первую премию AGTA Cutting Edge в 2002 году, а в 2005 году был первым, кто выиграл целую категорию в AGTA Cutting Edge Awards. Он создал целые фирменные коллекции: «Пейзаж из снов», «Starbrite», «Солнечный луч», «Королевский радиант», «Скульптурный» и др.
Марк Гронлунд, сам многократный победитель конкурсов, познакомился с Ричардом Гомером в начале своей карьеры и был заинтригован вогнутыми и выпуклыми гранями, созданными режущим станком OMF (оптически увеличенный фасет). Его увлечение изогнутыми линиями привело к созданию ниши в нетрадиционных спиральных и гребешковых гранях. Он создает наборы драгоценных камней ярких цветов и форм для дизайнерских украшений.
Далан Харгрейв фокусируется на разработке новых огранок драгоценных камней как арт-объектов. Он преподает в школе ограночного мастерства, где передает свои знания следующему поколению мастеров. Ему нравится конструировать и перенастраивать ограночное оборудование для своих инновационных работ.
Ричард Гомер известен исключительным блеском своих ограненных камней. Он мастерски изгибает грани вдоль площадки, павильона и рундиста, отражение от которых создает взрыв света и цвета. Именно ему часто приписывают создание инновационной «вогнутой грани». Его поразительные дизайны создаются за счет новых методик огранки, в том числе и с применением изогнутых контуров, для которых он изготавливает специализированное оборудование.
Александр Крайс - один из длинной линейки прославленных огранщиков Идар-Оберштайна. Создавая скульптуры из драгоценных камней, которые рассказывают целую историю, он часто тем самым бросает вызов самому себе. Также он создает инновационные методики и инструменты, когда это необходимо для его концепции дизайна.
Размер драгоценного камня является важным фактором для огранщиков: чем больше камень, тем больше «холст». Некоторые огранщики используют алмазы и большую тройку (рубины, сапфиры и изумруды), но эти материалы часто трудно получить в больших размерах. Поэтому многие огранщики выбирают драгоценные камни, которые обеспечивают большие «холсты», такие как кварц и аквамарин.
Примеры фантазийной огранки
* - тест Роршаха (предложенный в 1921 г. швейцарским психиатром Германом Роршахом тест, в ходе которого испытуемого просят рассказать, какие образы видятся ему на 10 карточках, покрытых бессмысленным набором цветных пятен-клякс. На основании полученных ответов составляют представление о психической активности испытуемого. Тест Роршаха широко применяется на Западе в ходе мотивационных исследований)
Фото фантазийной огранки с выставки «Ювелирный Олимп», Санкт-Петербург
Из мастерской Мюнштейнера
Из мастерской Мюнштейнера
Из мастерской Мюнштейнера
Владимир Силин. Из серии «Врата».
Владимир Силин. «Лилия». Цитрин 1976 карат.
Мастерская Эдуарда Ахметшина
Что почитать о методах фантазийной огранки
Morgan, A. D. Development of concave faceting of gemstones, The Journal of Gemmology, October 2002. Морган А. Д. Разработка вогнутой огранки драгоценных камней. Журнал геммологии, октябрь 2002.
Munsteiner, Bernd, Reflections in Stone, Wilhelm Lindemann, editor. 2004, Arnoldsche. Мунштайнер, Бернд, Размышления в камне, Ред. Вильгельм Линдеманн, 2004, Арнольдше.
Oriel, Andy, (November 1997) Learning Curve, Lapidary Journal. Ориэль, Энди, (ноябрь 1997). Кривая обучения, Lapidary Journal.
Weldon, Robert, (April 2005) Mathematical Brilliance, Professional Jeweler. Уэлдон, Роберт, (апрель 2005) Математический Блеск, Профессиональный Ювелир.
К сожалению, только на английском