Французские ювелирные термины
В словаре собраны некоторые французские ювелирные термины для информирования обычного покупателя ювелирных изделий.
Французский термин | Русский термин | Пояснение |
---|---|---|
aigrette |
Эгрет | Украшение головы из драгоценных камней в форме изогнутого пера. Иногда крепится на голове с помощью обруча. Название получил от французского выражения "пучок перьев". Этот вид украшения пришел с востока. Выполненный их драгоценных металлов и камней, издавно украшал тюрбаны магараджей в Индии. Первоначально в виде пучка перьев белых цапель, эгрет также стал украшением тюрбанов в Турции, в частности, в период Османской империи (1281-1924). В 18 в. европейские женщины позаимствовали это украшение, чтобы удержать массы завитков в их пышных прическах на затылке. Второй всплеск популярности был в 1920-х годах, его предпочитали девушки-флэппер. Известны также тиары-эгреты. Примером последней может служить цветочная эгрет тиара королевы Маргрете. |
à jour |
Ажур | Узор со множеством небольших сквозных участков, разделенных тонкими перемычками. |
Bandeau |
Повязка, ободок, бандо | Букв. – лента (с французского). Украшение, огибающее голову, надлобный венчик. Довольно низкое и без изменений высоты вдоль всего верхнего профиля. Вид диадемы. Часто гибкое. Выполненное из драгоценных материалов, это украшение часто является конструктивным элементом вечерней женской прически, поддерживающим волосы. Иногда владелица может носить бандо как чокер и наоборот. |
basse-taille |
Прозрачная или полупрозрачная эмаль, которая наносится поверх гравированной или гильошированной поверхности металла. |
|
bijouterie |
Бижутерия |
bijouterie de fantaisie - бижутерия (украшения не из драгоценных металлов и камней) bijouterie en faux - поддельные ювелирные изделия bijouterie en fin - драгоценные ювелирные изделия |
bijou |
Драгоценность, украшение, шедевр | bijoux de créateurs - авторские украшения |
calibré |
Калибровать | В ювелирном деле это означает точный подбор группы камней одного вида, одного размера и одной огранки для продажи или установки в ювелирные изделия. |
cannetille |
Канитель | Золотой или серебряный провод в виде плоской витой косы. Используется в качестве декоративного элемента как рамка в орнаменте или вокруг камня, а также для создания общих декоративных мотивов. Названа в честь особого вида вышивки, которая выполняется с применением очень тонкой и крученой золотой или серебряной нити. В ювелирных изделиях канитель часто укладывают в виде завитков или розеток. |
Carcanet или carcan |
Карканет |
Ожерелье, украшенное драгоценными камнями (от старо-французского carcan, что означает ошейник). Карканеты, как правило, были довольно сложными. Стиль, кажется, впервые появился в конце средневекового периода, с конца 1300-х годов. |
champlevé |
Выемчатая эмаль | Техника эмалирования или изделие, в котором выемки выгравированы или высечены, а также вытравлены или штампованы на поверхности металла и заполнены горячей эмалью. Изделие отжигают и затем полируют эмаль. Исходные части поверхности получаются, таким образом, как бы рамки эмалевой конструкции. В Средневековье эти поверхности золотили. Название происходит от французского слова "поднятое поле", "поле" означает фон, хотя на практике получают углубления в поверхности, а не поднимают ее. Методика подходит для покрытия относительно больших площадей и фигурных изображений. Эта техника использовалась с древних времен. Она занимала важное место в кельтском искусстве для геометрических конструкций. В романском искусстве ее потенциал был использован в полной мере для украшения шкатулок, мемориальных досок и сосудов. Отличается от перегородчатой эмали тем, что в последней границы нанесения эмали делают с помощью пайки плоских металлических полос на поверхности объекта. От basse-taille отличается тем, что углубления под эмаль более сложной формы и используются не только прозрачные эмали. |
châtelain |
Шатлен | Первоначально - связка ключей. Показатель статуса хохяйки замка. Далее шатлен стал уже украшением и аксессуаром в виде цепочки с зажимом, к которой крепятся в виде подвесок различные функциональные предметы: ключи, кошелек, карманные часы, ножницы, печати и т.д. Шатлены носили, как мужчины, так и женщины. |
Cire perdue |
Литье по выплавляемым моделям | Способ литья, применяемый в ювелирной промышленности. |
CLOISONNÉ |
Перегородчатая эмаль | Техника эмалирования, когда на тонкой металлической пластине-основе из металла, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг. После этого эмаль шлифуется и полируется таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек и является отличительным признаком перегородчатых эмалей. Полученное разноцветное изображение из эмали напоминает инкрустацию драгоценными камнями. Техника известна с седой древности, ею пользовались для украшения оружия и мелких предметов. В Византийской империи ее усовершенствовали, используя более тонкую проволоку. Особенно ярко это проявилось в украшениях предметов религиозного культа. В 14 веке эта техника эмалирования проникла в Китай, где вскоре ее применили для создания более крупных сосудов, таких как чаши и вазы. Перегородчатая эмаль и по сей день одна из распространенных китайских декоративных техник. |
échelle |
Букв. - лестница | Несколько градуированных брошей, которые носят на одежде одновременно и прикалывают по вертикали в порядке уменьшения размеров сверху вниз. |
en esclavage |
Колье или браслет, состоящий из одинаковых или градуированных бляшек, соединенных несколькими цепями. |
|
en esclavage |
Гибкая решетчатая или сеточная конструкция, часто используемая в дизайне dog collar или чокеров. Впервые разработана Картье в начале 20 века. На снимке; чокер королевы-консорт Александры работы Картье. |
|
enseigne |
Знак, значок, эмблема, бейдж | Ювелирное изделие, украшение мужской одежды, чаще головного убора, распространенное в Средневековье и раннем Возрождении. Носило символический характер. Как значок паломника (на рисунке справа) рассказывало о посещении его владельцем святых мест. В армии французского короля Карла VIII служило знаком воинских различий. К этой группе изделий относятся и чрезвычайно распространенные в 16 веке шляпные украшения. Носили, как символический и личностный, так и декоративный характер. Вышли из моды в 17 веке. |
en tremblant |
Цветок, бабочка или другой декоративный элемент, установленный таким образом, что он начинает двигаться (дрожать), как только носящий его совершит какое-то движение. |
|
faux |
Подделка | Искусственные камни, дешевая бижутерия, имитирующая драгоценности. |
Ferronnière |
Фероньерка | Повязка, которая окружает лоб владельца, обычно с небольшим драгоценным камнем, подвешенным в центре. Первоначально её носили в конце пятнадцатого века в Италии. Во второй четверти девятнадцатого века она получила название «ферроньер» или «ферроньерка». Ферроньерка была популярна в девятнадцатом веке, с конца 1820-х до начала 1840-х годов, когда считалось, что он подчеркивает высокий лоб, но к 1850-м годам она вышла из моды. |
GIRANDOLE |
Жирандоль | Стиль серьги с тремя подвесными камнями и большим центральным камнем. Это может также относиться к броши, которая имеет центральный камень и другие, висящие от него. |
GUILLOCHÉ |
Гильоширование | Техника декоративной гравировки, в которой сложные, замысловатые узоры механически наносятся на плоскую поверхность. Выполняется обычно на специальном станке. Наносится чаще всего под прозрачную эмаль, придавая ей мягкий муаровый эффект |
jabot |
Жабо | В данном случае имеется в виду булавка для фиксации двустороннего шарфа или аскотского галстука. |
jarretière |
Подвязка | Браслет, как правило, на сетчатом ремешке с бахромой и клеммами, застегивающими его с помощью красивой орнаментальной пряжки. На снимке: свадебный подарок герцога Виндзорского Уолли Симпсон. |
joaillerie |
Ювелир, ювелирное дело | |
lorgnette |
Лорнет | Очки с одной складывающейся ручкой. Часто подвешивались цепочкой на шею. |
manchette |
Манжета | Жесткий браслет с разъемом, обычно на обратной стороне. |
négligée |
Подвес из двух капель разной длины на ожерелье, медальоне или броши. |
|
objet de vitrine |
Небольшой предмет художественного качества и ценности, изготовленный из драгоценного металла и часто украшенный драгоценными камнями, который не носят на теле или одежде. Например, табакерка, шкатулка и т.п. - все, что сделано для личного пользования и перевозится в качестве личных принадлежностей. | |
objets trouvés |
Букв. находка | Некоторые вещи иногда носили как личные украшения в том виде, в котором они встречаются в природе, то есть кости, раковины, галька, перья, бобы и пр., просто просверлив дырочку и подвесив на шею. В современном преломлении – это предмет природного происхождения, включенный в ювелирное изделие. |
orfévrerie |
Французский термин для обозначения ювелирных изделий, выполненных исключительно из драгоценных металлов и драгоценных камней. | |
parure |
Гарнитур, комплект украшений | Соответствующий набор украшений, объединенных одним дизайном и состоящий из трех или более частей, как правило, это кольцо, серьги, ожерелье, а также браслет и брошь. Королевские гарнитуры и гарнитуры других знатных особ могут включать и тиару. См. например |
pavé |
Букв. мостовая | Стиль закрепки камней в изделие, когда много мелких калиброванных камней, чаще всего бриллиантов, установлены так близко друг к другу, что это напоминает брусчатку мостовой. Иногда они покрывают все изделие, иногда используются в качестве фрагмента, акцентирующего главный камень или иные детали декора. |
Pendeloque |
Пенделок | Огранка в форме капли, способ огранки драгоценных камней грушевидной формы, подходящая для подвесов, серег и других украшений. Pendeloque, форма, приписываемая Луи де Беркему, является грушевидной модификацией круглой бриллиантовой огранки, используемой для алмазов. В отличие от бриолетта имеет плоскую верхнюю грань (площадку). На снимке: серьга из паруры Багратион. |
piqué |
Установка деталей из золота или серебра в изделие, выполненное из другого материала, например, камня, черепаховой или слоновой кости и т.п. |
|
piqué posé |
Piqué в виде цветочных и декоративных мотивов. |
|
piqué point |
Pique в виде геометрических фигур или точек. |
|
plaque de cou |
Центральный орнамент ожерелья «dog collar». |
|
plique à jour |
Витражная эмаль | Витражная или оконная эмаль — разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Своё название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как насквозь просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнёздах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла. |
repoussé |
Чеканка | Обработка поверхности металла с помощью молотка и чекана, приподнимая или углубляя различные участки поверхности, создавая таким образом рельефное изображение или узор. |
rivière |
Ривьера (Буквально - река) | Ряд камней равного или равномерно уменьшающегося размера, формирующий единую нить ожерелья |
sachet |
Саше | Сосуд, наполненный ароматическими веществами или лепестками цветов. Служит для маскирования неприятных запахов. На снимке: китайское саше из золотой филиграни времен династии Цин. |
sautoir |
Сотуар | 1. Эластичное шейное украшение в виде косынки 2. Длинная шейная цепь, как правило, из жемчуга или бриллиантов, особенно модная в 1920-1930-х годах. |
torsade |
Ожерелье, обычно состоящее из перекрученных нитей бус, иногда с большой декоративной застежкой, которую можно носить спереди или на стороне. |
|
Tremblant |
Дрожащий, трепещущий | В ювелирном деле соединение деталей изделия с помощью тонкой металлической проволоки. В результате чего при движении создается эффект колебания мелкой детали: бабочки, цветка, пчелы, что создает ощущение живой природы. Классическим примером такого приема служат знаменитые букеты Иеремии Позье. Спустя 150 лет идею таких минералогических букетов в вазочках «с водой» использовали К. Фаберже и Тиффани. |
trompe-l’œil |
Обманка или Тромплёй | Технический приём в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности он нарисован в двухмерной плоскости. На снимке: брошь "Лебедь" Ильгиза Фазулянова с эмалями, создающими трехмерный эффект. |
vermeil |
Позолоченное серебро |