Menu

Индийские ювелирные термины

Индийское ювелирное искусство столь же древнее, как и сама индийская цивилизация. Украшения из бисера находили в руинах цивилизации долины Инда, восходящие к 3000 гг. до н.э. На картинах в Аджанте, скульптурах в Бхархуте, Санчи и Амаравати можно увидеть широкий ассортимент мужских и женских украшений, причем, как на королях, так и на простолюдинах. Храмы Южной Индии, Бенгалии, Ориссы и Центральной Индии - это настоящий рог изобилия ювелирного искусства.

Греческие путешественники удивлялись изысканным индийским драгоценностям того времени. Эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата, Артасастра, тексты 19 века, упоминают искусства ювелиров прошлого. Силаппадикарам, древняя тамильская классика, рассказывает об обществе, занимающемся золотом, жемчугом и драгоценными камнями. Паес, португальский летописец, пишет о империи Виджаянагар, где европейские посетители были ослеплены блеском украшений.

Ювелирные изделия в древние времена были не только украшением, но им придавали мистические свойства, примером чего служит навратна, которая до сих пор используется как оберег.

Ювелирные изделия носили в изобилии не только женщины, но и мужчины. Ювелирное украшение всегда считалось хорошим подарком. Сейчас мужчины в Индии менее склонны увешивать себя ювелирными изделиями, но многие из них по-прежнему используют серьги, браслеты, подвески и т. п. Но женщины продолжают обожать драгоценности. В Индии ювелирные изделия считаются благоприятными для женщин Даже самые бедные из бедных женщин имеют какие-то драгоценности, подаренные на таких этапах жизни, как рождение, взросление, вступление в брак, рождение ребенка и т.п. Некоторые украшения, такие как носовое кольцо и кольцо на палец ноги, являются типичными для замужних индийских женщин. И это продолжается и теперь, из поколения в поколение. Ювелирные изделия, полученные женщиной в браке, называются «стридхан», т.е. богатство женщины и ее НЗ, обеспечение ее финансовой безопасности.

Дизайн индийских ювелирных изделий очень разнообразен и варьируется от штата к штату. Тем не менее, некоторые основные украшения являются общими для женщин по всей Индии. И даже сегодня золото является самым широко используемым металлом для свадебных украшений, за последнее десятилетие оно все чаще усеяно бриллиантами.

Ниже вы можете ознакомиться с некоторыми основными индийскими ювелирными терминами и убедиться в богатой палитре индийских ювелиров.




Индийский термин Пояснение

Arsi ring

Кольцо Арси - это особое кольцо круглой формы с зеркалом в центре. Такие кольца традиционно носили невесты Великих Моголов, чтобы иметь возможность взглянуть на лицо своего жениха под пардой (вид паранжи).

Chambala

Декоративный элемент, стилизованно изображающий бутон цветка чамбалы (род магнолии). Используется в серьгах или нанизывается в виде длинного ожерелья.

Chandbala



Тип серьги в форме полумесяца

CHANDRAHAAR


Буквально означает «Гирлянда лун». Необычный дизайн украшения разработан в Бенгалии. Бенгалия всегда славилась своими уникальными ювелирными изделиями из золота, тонкой работой и золотой филигранью. Состоит из гирлянд цепей в виде золотых шариков, скрепленных крест-накрест золотой проволокой. Скрепляются филигранной застежкой сложного цветочного орнамента. Застежка застегивается с двух сторон. Чандрахаар - это украшение тазобедренного сустава, приносящее благодать владельцу. Хотя сейчас его носят и на шее. Считается, что его носила Сита, героиня эпической поэмы Рамаяна, на своей свадьбе, возбуждая воображение поэтов. Встречается на древних скульптурах в храмах Ориссы.

HATHPHOOL


Хатпул означает «Цветы для руки». Иногда также называется панчангала. Сложное украшение, состоящее из браслета и кольца или колец, соединенных декоративным элементом, расположенным на кисти руки, в единое целое. Обратная сторона покрыта цветочным орнаментом из эмали.

JADANAGAM



Джаданагам буквально переводится как «змея для волос». Непременный атрибут индийской невесты, украшение ее косы. Вверху расположен элемент раккади в форме солнца, символизирующий блеск и силу, рядом полумесяц, навевающий мир и покой. Третий элемент - ароматный цветок тажамбу. Вниз спускается многоголовая божественная кобра, Ананта, в виде гибкого орнамента. Конец косы украшен шелковыми кисточками, на которые надеты колокольчики. Это украшение также носили храмовые танцовщицы, считавшие себя невестами храмового божества. Последняя традиция существует и по сей день. Иногда джаданагам сплетают из цветов.

Jadau Jewelry



Самый старый стиль ювелирных изделий. Отличается от Kundan и Polki, с которыми его часто путают, техникой, используемой для создания ювелирных изделий. Камни в изделие устанавливаются после нагревания и размягчения золотой основы. Когда золото остывает и затвердевает, камни прочно сцепляются с основой.

Jhapta



Свадебное украшение сложного орнамента, чаще в форме полумесяца. С помощью булавки крепится за волосы с одной стороны головы.

Jhumki



Тип серьги или часть декора, включающие в себя элемент, вращающийся вокруг вертикальной оси. Часто в виде колокола.

Kadas

Парные широкие браслеты, чаще всего богато орнаментированные резным цветочным орнаментом, эмалью, драгоценными камнями. Браслеты разных типов носились на севере, такие как бангди, чури, наугари, пахунчи, канган, гайра, бартана, патри, дастбанд и када. Возможно, джехангири, браслет императора Джехангира, был спроектирован его королевой, самой Нур Джехан. Кадас может быть полым, сплошным или заполненным лаком. Концы Кады могут быть различных дизайнов, например в виде двух попугаев, двух слонов и т. п. С внутренней стороны брастлеты часто покрыты сложным эмалевым узором. Обычно используемый метод - champleve.

KARANPHOOL

Буквально переводится как «цветок для уха». Серьги очень сложного орнамента, самыми популярными были цветочные мотивы. Серьги с подвесом в виде колокола называются karanphool jhumka. Колокольчик может быть прикреплен отдельно. Каждый регион имеет свой, особый дизайн. Так как они достаточно объемны и, следовательно тяжелы, то часто имеют дополнительные крепления: за волосы, крючком за ухо. В прежние времена ухо прокалывали в четырех местах: за мочку и вверх по ушной раковине.

Kundan

Кундан является традиционной формой индийских ювелирных изделий. Его истоки идут от королевских ювелиров Раджастхана и Гуджарата. Этот стиль был высоко оценен монархом и придворными династии Моголов. Характерной чертой его является подложка из золотой фольги с задней стороны камня. От Polki отличается тем, что использует стекло в качестве заменителя бриллиантов.

LINGA PADAKKA MUTHU MALAI ИЛИ GAURISHANKARAN

«Гирлянда жемчуга из Таиланда». Подвес называется лингам. Не просто украшение, оно имеет глубокое содержание. В широком смысле «Linga Padakka Mutthu Malai» переводится как «Священное украшение бога Шивы в лесу». Шива был дравидийским богом, защитником и хранителем животных. Поэтому на лингаме обычно помещают изображения цветов и животных. В Древней Южной Индии верили, что безупречный жемчуг защищает от зла, и поэтому эти первозданные сокровища моря были любимыми при дворах средневековых королевств, таких как Виджаянагар и Танджавур. Иногда лингам делали в виде медальона, внутри которого был талисман или свиток священных слов или мантр. Тогда ожерелье выполняло роль оберега. Часто такие ожерелья жертвовали храмам, но самые дорогие носили правители.

Mandala

Геометрические узоры, предназначенные для символизации вселенной. Слово мандала происходит от корня manda, что означает сущность, к которой добавлен суффикс la, означающий контейнер. Возник в раннем индуизме. Считалось, что Вселенная возникла из стихотворных гимнов, чьи священные звуки содержали генетические узоры существ и вещей, поэтому мандалы воспринимаются в индуизме и буддизме как модели мира. В буддизме принципом мандалы является присутствие в ней Будды, но изображения божеств не нужны. Как образ, мандала может символизировать как ум, так и тело Будды. Они могут быть представлены в виде колеса, дерева или драгоценного камня или в любом другом символическом проявлении. Происхождение мандалы - центр, точка. Это символ, свободный от измерений, - существенная отправная точка. В своем создании линия материализуется из точки. Другие линии нарисованы, пока они не пересекаются, создавая треугольные геометрические узоры. Огибающий круг, обозначает сознание посвященного. Внешний квадрат символизирует физический мир, ограниченный четырьмя направлениями, представленными четырьмя воротами; а центральная область - место жительства божества. Таким образом, центр визуализируется как сущность, а окружность - как захват. Поэтому в своей полной картине мандала означает захват сущности. Кроме индуизма и буддизма часто используется в других религиях, например в христианстве, также с философским подтекстом, преломленным их основными догматами. В изобразительном искусстве просто геометрический узор с равноудалёнными от центральной точки элементами.

Meenakari



Эмаль. Техника эмалирования с древнейших времен используется в Индии при создании многоцветных ювелирных украшений.

nath

Кольцо в нос. Носовые украшения бывают разных типов Это может быть единичный камень или гвоздик, на одной из сторон носа, а также Bulak, продетый через хрящ в центре носа. Однако одним из самых элегантных является Натх из Махараштры (штат Индии). Полагают, что это украшение заимствовано у мусульман в IX или X вв. Однако в последние несколько столетий носовое украшение стало непременным атрибутом свадебного наряда индийской невесты, а также непременно должно присутствовать у всякой замужней женщины. Часто невесту благословляли следующими словами: «Пусть Nath всегда будет на тебе» . Подспудный смысл был - «Чтоб тебе никогда не стать вдовой».

navaratna

Переводится как «Девять сокровищ». Сочетание в украшении 9 драгоценных камней для 9 планет в индийской астрологии (наваграха): жемчуг (Луна), изумруд (Меркурий), рубин (Солнце), алмаз (Венера), красный коралл (Марс), синий сапфир (Сатурн), жёлтый сапфир (Юпитер), гессонит (Раху - демон, периодически проглатывающий Солнце и Луну) и кошачий глаз (Кету - «теневая» планета в индуистской мифологии). Считается, что наваратна обладает особыми магическими качествами и может оказывать положительное влияние на жизнь того, кто её носит. Играет важную роль в ряде индуистских ритуалов. Во время закладывания дома, дворца или храма наваратна кладётся в его фундамент. Считается, что это придаёт строению прочность и долговечность, а его обитателям — счастье и процветание.

ODDIYANAM

Узкий пояс вокруг талии, удерживающий сари. Кроме того должен подчеркивать тонкую талию и широкие бедра владелицы, так как в дравидийской культуре большие бедра были признаком красоты женщины. Примеры таких фигур можно увидеть в скульптурах на юге Индии и по сей день. На Дальнем Востоке также выполнял роль бандажа. Тонкая талия у женщины, уже родившей несколько детей, считалась большим достоинством.

PAIZEB

Ножной браслет. В разных частях Индии носят самые разнообразные ножные браслеты. Вот некоторые примеры: payal, gajra, sankla, chanjar, zanjiri, golusu и kaapu. Большинство ножных браслетов индуистских женщин были сделаны из серебра, так как золото считалось священным металлом, его нельзя было носить на ногах.

Polki

Стиль ювелирных изделий, использующий необработанные алмазы. Привнесен в Индию династией Моголов. Монголы очень ценили свои великолепные натуральные алмазы. Подобно Kundan в Polki используют золотую фольгу в качестве подложки при закрепке камня для придания дополнительного блеска украшению. Это самый дорогой вид украшений, так как предъявляет большие требования к камню.

SARPECH

Головное украшение. В Европе известно как эгрет. На настенных росписях в Аджанте можно увидеть похожие головные украшения, которые женщины носили как тиары 2000 лет назад. Однако Сарпех или Ширпей, что и означает украшение для головы, развилось в средневековой Индии как орнамент, украшающий княжеские тюрбаны. Он достиг совершенства при дворе Моголов и князей Раджастхана. Могольские королевы также носили Sarpech, но в основном это было мужское украшение для тюрбана. В Индии использовались различные типы Sarpech, в зависимости от времени их изготовления, так как дизайн Sarpech развивался на протяжении веков. Те, что сделаны в XVI и XVII веках, напоминали плюмаж и носились на правой стороне тюрбана. Материал зависел от случая, когда их нужно было носить. Первоначально Sarpech 16-го века состоял из одного элемента, но с XVIII века к вертикальному центральному элементу были добавлены еще две боковые части. С XIX века любовь к изысканным украшениям усилилась и Sarpech стал таким большим, что покрывал половину тюрбана.

SHINKA

Головное украшение индийской невесты.

VANKI

Армлет, браслет, который носят на плечевой части руки. В разных частях Индии носят различные типы армлетов, называемые bajuband или bazuband. Однако ванки из Южной Индии уникальны из-за своего перевернутого V-образного дизайна. По старым картинам и скульптурам кажется, что его происхождение можно проследить до Наги (поклонения змеям). Некоторые из самых ранних ванки можно увидеть на фигурах бога Кришны в детстве, еще в более древних фигурах из дерева и камня просматривается капюшон кобры, венчающей орнамент. Связь между Анантой, змеей, на которой лежит Вишну, перевоплощением которого был Кришну, очевидна. Форма ванки такова, что он очень удобно сидит на руке, без какого-либо напряжения или давления.

Другие словари:

Англо-русский словарь камнереза и огранщика

Англо-русский словарь специальных ювелирных терминов

Французские ювелирные термины

Словарь ювелирных терминов