Menu

Выставка-продажа драгоценных камней Тусон 2024

В целом, 2024 год был хорошим годом на различных выставках в Тусоне. Поток людей на площадках временами был заметно меньше, но меньшее количество разглядываний витрин и более серьезные покупки, особенно дорогих товаров, компенсировали отсутствие шумных толп. Большинство опрошенных продавцов сообщили о высоких продажах и большом количестве повторных покупателей, отметив, что продажи продолжают расти после пандемии. Американская ассоциация торговли драгоценными камнями сообщила о небольшом росте посещаемости покупателей (+1%) и 3%-ном росте числа продавцов на AGTA GemFair. Фактически, у них был только один пустой стенд как в дизайнерском зале, так и в зале драгоценных камней. Продавцы на обеих площадках отметили, что тех, кто просто пришел поглазеть, было меньше, а серьезных покупателей больше. Многие приходили со своими списками покупок. Дополнительные меры безопасности, включая проверку документов, были хорошо восприняты как покупателями, так и участниками выставки.

Рисунок 1. Витрина, демонстрирующая популярные цвета и материалы, увиденные в этом году в Тусоне.

Лаборатория GIA сообщила, что рубины, изумруды и сапфиры составили большую часть поступлений. И лаборатория, и поставщики отметили появление высококачественных, необычных и редких камней, что является общей темой каждый год в Тусоне.

Рисунок 2. Необработанная коллекционная бирюза из знаменитой шахты Sleeping Beauty в Аризоне.

Трудно было не заметить преобладание зеленых и синих камней, особенно сочных и пастельных тонов. Они были хорошо представлены на премиях AGTA Spectrum и Cutting Edge Awards 2023 года, поэтому многие поставщики привезли эти цвета в Тусон. Наряду с лидирующими цветами: синим и зеленым, розовые и в меньшей степени фиолетовые камни также были весьма заметны (рисунок 1). Среди лучших камней, замеченных на всех выставках, были изумруд, бирюза (рисунок 2), опал, аквамарин, параиба и медный турмалин (рисунок 3), зеленый гранат (рисунок 4) и непрогретый сапфир из Монтаны. Также были выставлены значительные количества непрогретого голубого украинского топаза, непрогретого двухцветного зеленого и голубого цоизита, голубого циркона, розовых и фиолетовых гранатов, электрически розового и фиолетового сапфира (рисунок 5), морганита, флуоресцентного «драконьего» малайского граната, розового кварца, розового турмалина, барочного жемчуга и солнечного камня Орегона.

Рисунок 3. Голубой медный турмалин огранки «кушон» весом 30,26 карата из Мозамбика.
Рисунок 4. 5,34-каратный ярко-зеленый модифицированный русский демантоид огранки «кушон» с включениями в виде конского хвоста.
Рисунок 5. Розовый и фиолетовый сапфир «Nebula» в двух стилях: свободной огранки (слева; 7,77 × 9,20 мм, 0,82 карата) и бриллиантовой огранки (справа; круг 4 мм, 0,73 карата). Этот материал добывают в шахте на Мадагаскаре, там где добывают очень маленькие камни от ярко-розового до фиолетового цвета.

Другой тенденцией был спрос на явно непрогретые камни. Мягкое свечение «шелковистого» сапфира и шпинели с игольчатыми включениями сделало их чрезвычайно популярными (рисунок 6). Все, так называемые «опалесцирующие», «туманные», «молочные» и «сонные» камни, были одними из самых популярных на выставках AGTA, Gem & Jewelry Exchange (GJX) и Pueblo. Dudley Blauwet Gems сообщила о распродаже всех своих опалесцирующих молочных камней к четвертому дню AGTA.

Рисунок 6. Сапфир и шпинель с видимой шелковистой дымкой, создающей сияющий, сонный вид, были популярны на протяжении всех выставок. Слева: четыре шпинели изумрудной огранки из Махенге (по часовой стрелке сверху: 3,00 карата фиолетового, 1,77 карата фиолетового, 2,40 карата фиолетового и 3,71 карата ярко-розового цветов). Справа: «опалесцирующий» непрогретый сапфир 4,50 карата из Шри-Ланки.

Другие отмеченные тенденции для многих покупателей включают важность географического происхождения и отслеживаемости. предпочтение причудливых форм: грушевидных или в форме сердца (рисунок 7), а также использование белого металла в ювелирных изделиях.

Рисунок 7. Пеццоттаит в форме сердца весом 0,67 карата и размером 5,61 х 6,10 мм. Необработанный образец этого редкого нового драгоценного камня был найден и куплен на Мадагаскаре в декабре 2023 года. Камень был огранен в Нью-Йорке для выставки в Тусоне, где он и продавался.

Спрос на американские камни снова стал очевидным, и на выставку в больших количествах поступили сапфир из Монтаны, бирюза из Невады и Аризоны и солнечный камень из Орегона. Как сообщается, одним из наиболее часто встречающихся материалов в ювелирных изделиях в этом году была коллекционная бирюза из знаменитой шахты Sleeping Beauty в Аризоне (рисунок 8). В прошлом эти различные американские драгоценные камни были доступны в основном у продавцов, напрямую связанных с горнодобывающими компаниями. Юго-западный мотив, всегда присутствующий в Тусоне, в этом году был определенно более выраженным, со множеством крупных серебряных изделий, включая браслеты, браслеты-кафф, эффектные серьги, ожерелья и галстуки-боло, украшенные бирюзой (рисунок 9), красным кораллом, голубым топазом и опалом. Это наблюдение подтвердилось на следующей неделе, когда певец Post Malone исполнил «America the Beautiful» перед Суперкубком LVIII, надев яркий серебряный галстук-боло с большим ярко-зеленым бирюзовым камнем на коричневой матрице. Сообщается, что боло был изготовлен художником племени навахо Леонардом Незом из Нью-Мексико с использованием куска ройстонской бирюзы

Рисунок 8. Две пары сережек, разработанные и изготовленные Каролиной Шартуни с использованием необработанной бирюзы шахты Sleeping Beauty, которую она приобрела более 10 лет назад. Левая пара — из 18-каратного белого золота с 64,53 каратами бирюзы, двумя кабошонами лунных камней и 4,40 каратами ярко-розовой шпинели. Правая пара — из 18-каратного белого золота с 107,30 каратами бирюзы, 4,64 каратами граната-цаворита и 0,19 каратами бриллианта.
Рисунок 9. Винтажный серебряный галстук-боло индейцев навахо с бирюзой из шахты Morenci на юго-востоке Аризоны, где в настоящее время не ведется добыча бирюзы. Этот коллекционный материал, известный своим желанным синим цветом и матрицей из железного пирита, датируется 1864 годом и был побочным продуктом добычи меди.

В этом году помимо наличия старинных ювелирных изделий, мы также обнаружили множество примеров переделки старинных вещей в ювелирные изделия. Что касается новых находок, мы сообщаем о ярко-голубом опале из Чили, зеленом янтаре из Эфиопии, высококачественном радужном лунном камне с оранжевыми вспышками из Мадагаскара и недавней добыче сапфиров из знаменитого региона Кашмир.

Мы надеемся, что вам понравится репортаж с выставок драгоценных камней в Тусоне 2024 года, и вы найдете следующие отчеты познавательными.

Цветные камни и органические материалы

Зеленый янтарь из Эфиопии

Многие потребители и любители драгоценных камней больше всего знакомы с желтым и золотистым янтарем, который обычно встречается в регионе Балтийского моря и Доминиканской Республике. Однако этот драгоценный камень может быть также белым, оранжево-красным или коричневым. В редких случаях сильная флуоресценция может придать янтарю голубоватый или зеленоватый оттенок.

Рисунок 10. Этот чистый кусок зеленого янтаря из Эфиопии размером примерно 5,5–6,0 × 2,8–3,5 см демонстрирует тягучую структуру и некоторые включения.

На выставке драгоценных камней и минералов Pueblo компания Rainbow King Solomon Mines показала авторам редкий зеленый янтарь, предположительно из региона Амхара в Эфиопии. Выборка состояла в основном из крупных кусков янтаря с желтовато-зеленым или зеленовато-желтым цветом, видимой тягучей структурой и пузырьками, умеренными или большими включениями и многочисленными коричневыми пятнами (рисунок 10). Несколько кусков также содержали значительные включения насекомых. Экспонент представил ограниченное количество экспериментальных ограненных кусков (рисунок 11), но они не продавались. Ограненные куски показали удивительно высокий блеск и яркость, а также огненные вспышки оранжевого и зеленого цветов. Из-за темного тона материала заметных коричневых пятен и относительного обилия биологических включений ни один образец не был протестирован лабораторией GIA. По сравнению с зеленым автоклавированным копалом, ранее описанным Абдуриимом и др. («Characterization of ‘green amber’ with infrared and nuclear magnetic resonance spectroscopy», Fall 2009 G&G, pp. 158–177) этот материал посчитали натуральным.

Рисунок 11. Эфиопский ограненный зеленый янтарь размером примерно 18 × 18 мм. Драгоценный камень выглядит очень живым под солнечным светом.

Открытие месторождений янтаря в Эфиопии произошло относительно недавно, и чаще всего там встречается янтарь оранжевого или желтого цвета. Зеленый янтарь там также редок и встречается только в отдельных местах, но по сравнению с другими источниками янтаря все же более распространен. Янтарь, представленный на выставке в Пуэбло, соответствует характеристикам зеленого янтаря с высоким содержанием биологических включений и подробно описан Боджу и Перришо («Обзор янтаря и копала в Африке и их палеонтологическое значение»).

Необыкновенный изумруд с эффектом «кошачьего глаза»

У тех, кто постоянно занимается торговлей драгоценными камнями, часто всплывает в памяти пережитый опыт, драгоценный камень или деловые связи. Бразильский изумруд кошачий глаз (рис. 12), представленный на выставке AGTA торговцем недвижимостью Дугом Либманом (Скоттсдейл, Аризона), вызвал все три ассоциации.

Рисунок 12. Двойной кабошон изумруда «кошачий глаз» весом 5,11 карата и размерами 10,77 × 8,95 × 7,39 мм из штата Гойас, Бразилия.

Либман рассказал историю о том, как в 1983 году, в начале своей карьеры, он наладил долгосрочные отношения с Альбертом Саббахом, соучредителем Ben Sabbagh Bros. в Бразилии. Первые поездки Либмана в Бразилию за покупками открыли широкий выбор драгоценных камней во всех ценовых категориях, включая великолепный изумруд «кошачий глаз».

В небольших количествах изумруды время от времени добывались в бразильском штате Гойас более 100 лет. В 1981 году было обнаружено, что эти месторождения дают изумруд хорошего качества. Это подтолкнуло горняков уже к постоянной добыче, которая продолжается до сих пор. Изумруды встречаются в тальковом сланце в виде коротких кристаллов, обычно менее 1 см в длину. Их цвет варьируется от бледно- до темно-зеленого, часто с голубоватым оттенком. Лучшие ограненные камни редко превышают один карат.

В прошлом году на выставке GJX 2023 Либман посетил стенд Ben Sabbagh Bros. и поговорил с сыновьями Альберта Сэмюэлем и Клементом. Они показали ему изумруд c «кошачьим глазом» из Гоиаса, который был частью частной коллекции их покойного отца. Либман вспомнил этот изумруд из коллекции Саббаха. Под впечатлением от камня он покинул стенд, ничего не купив. После некоторых раздумий Либман вернулся на выставку на следующее утро. Он сказал изумруду «да» еще до того, как ему назвали цену.

Изумруд «кошачий глаз» весом 5,11 карата необычайно красив по цвету, чистоте, красоте и привлекательности, при этом для проявления эффекта кошачьего глаза по центру не требуется дополнительный источник света.

Драгоценные камни и искусство

Исследуя галерею Tucson Fine Mineral Gallery, автор был впечатлен художественными шедеврами, висящими на стенах. Эти экспонаты варьировались от каменных мозаик на современные сюжеты до акварельных картин минералов. Автору удалось поговорить с художниками-мозаичниками Леонардо и Катией Скарпелли (Scarpelli Mosaici, Флоренция) и художником-акварелистом Ксенией Левтеровой (Киев).

Семья Скарпелли создает потрясающие мозаики, представляющие современные сюжеты, используя технику commesso fiorentino (от латинского commettere, что означает «собрать вместе»), которая восходит к итальянскому Возрождению. В этой технике непрозрачные камни разных цветов и текстур (pietra dura) тонко разрезаются в уникальные формы и бесшовно соединяются вместе. Эта традиционная форма искусства развилась и достигла уровня совершенства в конце шестнадцатого века во Флоренции под властью семьи Медичи, которая хотела запечатлеть свою эпоху в прочной и вечной среде.

Леонардо Скарпелли, сын мастера commesso fiorentino, начал свою карьеру в 1992 году. Испытывая потребность в переходе от традиционных к более современным предметам, он экспериментировал с техникой commesso fiorentino, включая камни, которые никогда не использовались ранее, такие как лабрадорит. Скарпелли обнаружил, что лабрадорит привносит глубину и жизнь в предметы, где динамизм имеет важное значение, такие как брызги воды или метеориты, падающие в ночном небе (рисунок 13, слева), что позволяет ему создавать необычные эффекты движения, неожиданные для традиционной мозаики.

Рисунок 13. Слева: «Метеориты», мозаика Леонардо Скарпелли. Лабрадоритовый фон создает сильное ощущение света, сияющего в ночном небе при движении наблюдателя. Справа: мозаика «Звездный взрыв» Леонардо Скарпелли. Ларимар оказался идеальным материалом для воспроизведения прозрачности и цвета аквамарина.

После того, как Скарпелли представил свои работы на нескольких выставках драгоценных камней и минералов, идея воспроизведения образцов минералов с надлежащей прозрачностью и цветовыми нюансами с помощью commesso fiorentino стала захватывающей задачей. Когда ему поручили использовать прекрасный образец аквамарина из Пакистана, обширные поиски Скарпелли нужного цвета остановились на ларимаре, торговом названии разновидности пектолита. Его светло-голубой цвет и белые крапинки сделали ларимар идеальным для этой цели, что привело к впечатляющим результатам (рисунок 13, справа). Это еще один случай, когда использование драгоценного материала продемонстрировало весь его потенциал в привнесении в изделие драгоценных эффектов, цветов и текстур.

Ксения Левтерова — талантливая украинская художница-акварелистка. Увлеченная совершенством минеральных форм и их завораживающими цветами, она специализируется на воспроизведении минералогических сюжетов на фотореалистичном уровне.

Рисунок 14. Акварели: турмалин с альбитом (слева) и кристалл алмаза из Кимберли, Южная Африка (справа).

Работы Левтеровой, представленные в Тусоне в этом году, охватывают широкий спектр тем: от пленительной красоты прекрасных образцов турмалина до точного воспроизведения кристаллизаций минерала(рисунок 14). Акварель позволяет представлять самые тонкие вариации эффектов цвета и прозрачности, демонстрируя характеристики каждого кристалла с удивительно высокой четкостью. Степень реализма, точность форм и цветовых нюансов позволяют добиться строгой минералогической структуры. В результате работы Левтеровой становятся популярными на многих выставках драгоценных камней и минералов, и у нее есть галерея, размещенная на Mindat (https://www.mindat.org/gallery-63606.html).

Брошь-бабочка, демонстрирующая драгоценные камни Восточной Африки

На выставке AGTA Эндрю Розенблатт, представитель компании Akiva Gil (Нью-Йорк), показал нам великолепную брошь-бабочку с цветными камнями из Восточной Африки (рис. 15). Примечательно, что Akiva Gil были одним из первых, кто приобрели шпинель и малиновый родолит из Танзании в начале 2000-х годов. Джозеф Гил сотрудничал с покойным мастером-ювелиром Пьетро ДиБенедетто, чтобы разработать изделие, которое бы продемонстрировало прекрасную гамму цветов этой части света.

Рисунок 15. Эта красочная брошь-бабочка из 18-каратного золота, разработанная Пьетро ДиБенедетто, украшена 49 цветными драгоценными камнями Восточной Африки в сочетании с бесцветными и желтыми бриллиантами.

Получившаяся брошь содержит высококачественный зеленый цаворит (всего 17,98 карата), желтый гроссуляр (всего 0,98 карата) и оранжевый мандариновый гранат (всего 10,15 карата) вместе с розовой шпинелью (всего 15,00 карата) и сапфиром фантазийных цветов (всего 8,47 карата). Они акцентированы 1,60 каратами желтых и бесцветных бриллиантов. Это изделие подчеркивает широкий спектр цветных разновидностей драгоценных камней прекрасных оттенков, которые Восточная Африка привносит в торговлю драгоценными камнями сегодня.

Гватемальский жадеит: добытый и обработанный

Жадеит является одним из важнейших драгоценных камней на современном мировом рынке с известными источниками в Мьянме, Японии, России и Гватемале. Среди них Мьянма является самой легендарной и до сих пор доминирует на рынке. Гватемала, однако, недавно вернула себе статус важного производителя жадеита (см. see Z. Huang et al., «‘Ice jade’ from Guatemala», pp. 26–41 of this issue).

На выставке 22nd Street в этом году Yax Tun Minerals (Денвер, Колорадо) предложила широкий ассортимент гватемальского жадеита, включая необработанные камни синего, зеленого и лавандового цветов (рис. 16). По словам владельца Люка Миллера, голубоватый цвет является наиболее распространенным и востребованным на американском рынке. Все необработанные камни покрыты «кожицей», образовавшейся в результате выветривания.

Рисунок 16. Необработанный гватемальский жадеит, продаваемый Yax Tun Minerals, включает оттенки синего, зеленого и лавандового, причем синий цвет преобладает.

Продавец предоставил покупателям мощный фонарик для оценки качества необработанного камня, подобно тому, как это делают покупатели на крупном аукционе жадеита в Мьянме. Синий цвет был довольно насыщенным, в то время как зеленый и лавандовый цвета — нет. Голубоватый необработанный камень показал высокую прозрачность, а некоторые имели зеленые прожилки, проходящие через него (рисунок 17, слева). Зеленые прожилки также показали высокую прозрачность (рисунок 17, справа). Лавандовые необработанные камни имели низкую прозрачность и более грубую текстуру, чем два других цветовых варианта (рисунок 16).

Рисунок 17. Голубоватый жадеит из Гватемалы показал высокую прозрачность и очень тонкую текстуру (слева). Некоторые из них имели зеленые прожилки по всей поверхности. Фонарик выявил легкий зеленый оттенок в некоторых образцах с высокой прозрачностью и тонкой текстурой (справа).

Синий цвет характерен для гватемальского жадеита, который в торговле часто называют «ольмекским синим». Цивилизация ольмеков была мезоамериканской культурой, обнаруженной археологическими артефактами. Синий или зеленовато-голубой жадеит, добываемый в Гватемале, ценился ольмеками примерно с 1500 по 400 год до н. э. Последующие мезоамериканские культуры, такие как майя, сапотеки и тотонаки, продолжили почитать жадеит. Но когда испанцы завоевали Мезоамерику в шестнадцатом веке, их аппетит к золоту и изумрудам способствовал падению популярности гватемальского жадеита. Охранники майя держали в секрете местоположение жадеитовых шахт, и они были открыты только в 1974 году. С тех пор Гватемала постепенно восстанавливает признание в качестве важного источника жадеита.

Готовые изделия, предлагаемые на стенде Yax Tun, включали бусы, ожерелья из бисера, браслеты, серьги и небольшие подвески, полированные или вырезанные. Многие из высококачественных материалов обрабатываются в студии резьбы Miller в Мексике.

Поскольку гватемальский жадеит приобретает популярность как среди западных, так и азиатских потребителей, все больше художников используют этот материал для демонстрации своего творчества. Всемирно известный скульптор Георг Шмерхольц привез выдающуюся коллекцию нефрита на выставку драгоценных камней и минералов в Тусоне. Его последнее творение «Радужная Луна» занимает второе место в серии «Великолепный кетцаль», которая посвящена прекрасной птице, обитающей в Гватемале. Завершенный в июне 2023 года, 14-дюймовый кинжал вырезан из лучшего гватемальского жадеита с патинированной бронзовой рукояткой (рис. 18).

Рисунок 18. Этот впечатляющий кинжал «Радужная Луна» имеет клинок из прекрасного гватемальского жадеита c характерным ольмекским синим цветом и еще более глубоким пурпурно-синим цветом вблизи острия.

Искусство Шмерхольца связывает две дисциплины: скульптуру и резьбу по драгоценным камням. Широкий спектр внешнего вида и качества гватемальского жадеита предлагает универсальность для дизайнеров, художников и потребителей. Чтобы этот драгоценный материал охватил более широкую аудиторию, необходимо расширение производства и интенсивное продвижение продукта.

Исторические реликвии, переделанные в ювелирные изделия

Одной из тем, которая возникла на выставках AGTA, GJX и Pueblo, — повторное использование исторических артефактов для производства новых ювелирных изделий. На всех трех выставках в различных ювелирных изделиях были включения китайских, греческих, викингских и средневековых европейских артефактов. Многих посетителей привлекала такая идея связи с прошлым.

На выставке GJX компания Sarosi by Timeless Gems (Лос-Анджелес) представила коллекцию привлекательных резных украшений из перламутра (рис. 19). Безупречная красота изделий, мастерство и история, стоящая за ними, позволили этой коллекции выделиться среди моря дизайнов. В центре всех изделий коллекции были вручную гравированные перламутровые китайские игровые фишки, которые когда-то использовались как и современные игровые фишки. Фишки восемнадцатого века были заказаны британской королевской семьей и дворянством во времена династии Цин. Большинство из них были украшены с одной стороны выгравированными семейными гербами или монограммами, а с другой стороны иллюстрировали какой-либо аспект китайской жизни. Фишки были обрамлены изготовленными вручную ювелирами в Лос-Анджелесе рамками, ассоциирующимися с традиционной китайской архитектурой, из 18-каратного желтого золота, полированного и черненого стерлингового серебра стерлингового серебра.

Рисунок 19. Широкий браслет-кафф из 18-каратного желтого золота и черненого стерлингового серебра с шагреневой кожей, кулон, серьги и кольцо с антикварными перламутровыми игровыми фишками.

В дизайнерском выставочном зале AGTA Zaffiro (Walla Walla, Вашингтон) посвятили часть своей витрины коллекции артефактов, включающей в себя реликвии викингов, англосаксов и европейские средневековые реликвии VI-XV веков, которые они вставили в украшения (рис. 20). Эти уникальные подвески содержат настоящие археологические сокровища, купленные в авторитетном аукционном доме Великобритании. Основатели Zaffiro Джек и Элизабет Гуальтиери объяснили, что им нравится использовать предметы, которые существовали до появления печатного станка. Многие из предметов старины, изначально использовавшиеся для украшения поясов, одежды и конской сбруи, сохранили свою первоначальную позолоту. Гуальтиери помещают артефакты в 22-каратные золотые оправы или на штырь и украшают зернью, иногда акцентируя изделия цветными камнями. Привлекательность этих изделий заключается в историях, которые они рассказывают.

Рисунок 20. Три древних артефакта, переделанные Zaffiro. Вверху слева: средневековая пряжка от ремня XIII-XV века из позолоченного серебра, оправленная в гранулированное желтое золото 22 карата с красной шпинелью 0,07 карата. В центре: позолоченный бронзовый средневековый подвес XIII-XIV века, оправленный в гранулированное желтое золото 22 карата и желтое золото 18 карат с 0,15 карата граната цаворита и черной таитянской жемчужиной 11,5 × 14,0 мм. Внизу справа: позолоченный бронзовый поясной подвес X-XII века, оправленный в гранулированное желтое золото 22 карата с синим сапфиром 0,13 карата.

На выставке GJX компания Shans Premier (Нью-Йорк) предложила большой выбор предметов старины, включая монеты, а также цветные камни и ювелирные изделия. Этот многопоколенческий бизнес занимается предметами старины уже более 100 лет, а в США — около 40 лет. Это был их тридцатый год в Тусоне. Обычно они продают больше драгоценных камней на выставках в США, но в Тусоне у них есть преданные поклонники предметов старины.

Рисунок 21. Серебряная греческая афинская сова на тетрадрахме V века до н. э. весом около 17,2 г и диаметром около 24 мм, вмонтированная в подвес из 18-каратного желтого золота. Оправа позволяет вращать эту монету с обеих сторон. На левом изображении показан аверс монеты с профилем Афины, а на правом изображении — реверс монеты с изображением ее атрибута — совы, которая также была и символом древних Афин.

Сэзон Шан описал особенно интригующий кулон с одной из самых распространенных монет эпохи расцвета классической греческой цивилизации: серебряную афинскую тетрадрахму с совой (рис. 21). Эта удивительно тяжелая монета использовалась во всем древнем мире во времена Пелопоннесской войны. Греция чеканила огромное количество этих монет, используя серебро из Лавриона. Стоившие нескольких дневных заработков, они были слишком ценны для основных транзакций (R.A. Augustin, “Ancient coins – The most famous coin of antiquity – The Athenian owl,” Coin Week, 2022, accessed February 10, 2024, https://coinweek.com/ancient-coinsfamous-coin-antiquity/).

Такие переработанные дизайны продлевают срок службы предметов старины, позволяя демонстрировать их в течение многих лет.

Шкатулка для украшений в технике интарсия от Николая Медведева и Сьюзен Хельмих

День открытия выставки AGTA был ознаменован премьерой «Сундука с сокровищами II с Blue Boy» (рис. 22, слева) — совместного проекта мастера интарсии Николая Медведева и ювелирного дизайнера Сьюзан Хельмих. Внешняя часть сундука украшена австралийским опалом, параиба турмалином из Бразилии, бриллиантами, южноафриканским сугилитом, бирманским мау сит ситом (нефрит-альбит), бирюзой из шахты Sleeping Beauty (Аризона) и Невады, золотым кварцем из Австралии и Калифорнии, костью динозавра из Юты, 22-каратным золотом и парой изысканных опаловых срезов из Вирджин-Вэлли, Невада. Этот тип опала из Невады обычно называют деревом «конк», в котором клетки исходного дерева были опализированы. Срезы, представленные на передней стороне коробки, были получены с аукциона опалов и феноменальных драгоценных камней Bonhams в 2021 году.

Рисунок 22. Слева: Передняя часть сундука «Blue Boy» украшена двумя пластинами из опализированного дерева «conk» из Невады в форме крыльев. Справа: скат из 22-каратного золота украшает верхнюю часть сундука, охраняя его содержимое.

Скат «Blue Boy» на крышке был разработан и вручную вырезан Хельмих. Он выполнен из 22-каратного золота с параиба турмалином и бриллиантами (рис. 22, справа). Внутренняя часть облицована шпоном из капового дерева, в крышку вставлена яшма, малахит (Бисби, Аризона) и 18-каратная золотая петля. Сундук, на создание которого ушло два года, является вторым из серии Медведева и Хельмих. Их первый сундук был украшен осьминогом.

Новый высококачественный радужный лунный камень с Мадагаскара

Лунный камень, многолетний фаворит в Тусоне, предлагался как в виде россыпи камней, так и в ювелирных изделиях на протяжении всех выставок. В этом году новый тип прозрачного лунного камня из Андиламены в регионе Алаотра-Мангоро на северо-востоке Мадагаскара продемонстрировал отчетливый эффект оранжевой вспышки в дополнение к сильной синей адуляресценции. Лунный камень обычно обрабатывают кабошоном, но два лунных камня на рисунке 23 решили огранить. Из-за их высокой прозрачности и для лучшего отображения оранжевой вспышки.

Рисунок 23. Лунные камни с Мадагаскара нового типа с эффектом оранжевой вспышки овальной огранки 9,30 карата и треугольной — 4,12 карата.

Голубой лунный камень — это феноменальная разновидность ортоклаза, минерала, принадлежащего к группе щелочных полевых шпатов. Этот драгоценный камень из силиката калия и алюминия прозрачен или полупрозрачен, белого цвета и синей адуляресценцией. Голубой «лунный свет» вызван интерференцией света от чередующихся микроскопических слоев альбита и ортоклаза. Радужный лунный камень, который показывает вспышки различных цветов, в том числе и синего, также является полевым шпатом, но принадлежит к группе плагиоклаза и попадает в богатую кальцием разновидность лабрадорита. Этот новый материал — высококачественный радужный лунный камень был проверен Bear Williams (Stone Group Laboratories, Jefferson City, Missouri) с помощью Раман спектроскопии.

Сообщается, что этот новый материал был добыт в 2023 году, и первая партия в несколько килограммов необработанных камней была распродана по необычайно высоким ценам за карат. Надеемся, что вскоре на рынок поступит больше этих интригующих камней.

Морганит от Blue Star Gems

Морганит, розовый драгоценный камень, обнаруженный в 1910 году на Мадагаскаре, был идентифицирован Джорджем Кунцем как новая разновидность берилла, который назвал в честь своего друга Дж. П. Моргана. С тех пор морганит был найден в нескольких других странах, в частности в Бразилии, Мозамбике, Афганистане, Китае, России и Соединенных Штатах. Самая продуктивная шахта сегодня находится в Минас-Жерайс, Бразилия.

На выставке GJX на стенде Blue Star Gems (Нью-Йорк) выделялся необычный морганит (рис. 24). Владелец Пракаш Чанд Виджай указал, что камень весом 236,27 карата взяли из старинных запасов, добытых на Мадагаскаре. Этот единственный в своем роде натуральный камень имел особенно приятный глубокий теплый розовый цвет и поразительное созвездие мелких включений, разбросанных по всему камню. Благодаря опыту Виджая в выборе и огранке камней из Африки, он сам контролировал огранку этого исключительного драгоценного камня.

Рисунок 24. Грушевидный натуральный морганит весом 236,27 карата из старых запасов с Мадагаскара был разработан Пракашем Чандом Виджаем, он также руководил огранкой камня.

Дочь Виджая, Джоти Виджайварги, сказала, что в этом году они привезли более 100 кусков привлекательно окрашенного пурпурно-розового морганита размером более 20 карат каждый (рисунок 25, слева). Эти камни были привезены из Мозамбика и прошли длительную обработку нагреванием и электронным облучением в Германии, чтобы добиться наилучшего цвета и чистоты.

Улучшение цвета морганита смещается от нейтронного облучения к электронному облучению, избегая риска получения радиоактивного продукта (T. Stephan et al., «Обработка облучением и гамма-спектроскопия морганита», Труды 37-й Международной геммологической конференции, Токио, 2023, стр. 123–125). Виджайварги отметил, что из-за больших размеров их морганитов весь процесс занимает около пяти лет, чтобы получить видимое качество, что свидетельствует о ценности материала и терпении поставщика. Сама обработка занимает около трех с половиной лет, за которыми следуют дополнительные 18 месяцев, чтобы дать камням остыть и пройти проверку перед продажей. Иногда камни не реагируют на обработку и улучшения цвета вообще не происходит. На сегодняшний день не проводится предварительное тестирование, чтобы определить, будут ли камни реагировать на обработку, поэтому каждый запуск представляет собой финансовый риск.

Помимо морганита, Blue Star Gems представили обширный ассортимент аквамарина (рис. 25, справа) — одного из самых популярных камней этого года — и танзанита. Аквамарин поставляется с Мадагаскара. Несмотря на глобальные проблемы в бизнесе, выставка оказалась успешной для Blue Star Gems, особенно для камней высокого класса. В этом году компания также смогла привлечь новых покупателей.

Рисунок 25. Слева: набор морганитов из Мозамбика весом от 27,90 карат (центральный прямоугольный ступенчато ограненный) до 92,34 карат (самый большой грушевидный). Эти камни прошли длительный нагрев и обработку электронным излучением, чтобы выявить наилучший цвет и чистоту. Справа: набор аквамаринов с Мадагаскара. По часовой стрелке слева: 31,88 карат овальной бриллиантовой огранки, 49,08 карат огранки кушон, 35,80 карат прямоугольной ступенчатой огранки и 24,51 карат грушевидной бриллиантовой огранки.

Виджайварги описал недавние проблемы, связанные с ценообразованием для оптовых и розничных товаров. Оптовые цены на все товары выросли, однако эти изменения цен не отразились на розничных. Как продавец, имеющий значительный запас редких драгоценных камней, Виджайварги ожидает увеличения стоимости коллекции Blue Star, но это потребует терпения от продавца.

Голубой опал из Чили

Опал — чрезвычайно популярный камень в своих многочисленных феноменальных разновидностях. Однако рынок также предлагает бесчисленное множество видов нефеноменального опала, чьей торговой изюминой является сочетание цвета, рисунка и степени прозрачности.

Chilean Rocks and Minerals демонстрировали на выставке 22nd Street очаровательный опал цвета морской волны из Чили. Материал, представленный на обозрение, был непрозрачным или полупрозрачным, равномерно окрашенным и с маслянистым блеском, окатанный или ограненный в виде кабошонов. Самые ценные экземпляры содержали слегка зеленоватые и яркие синие цвета (рисунок 26, слева). Менее ценные полированные камни демонстрировали чередующиеся синие и сплошные белые слои или присутствие зеленого материала, а иногда и коричневой матрицы в своих полосах. Огранщики использовали естественную полосатость в своих интересах, что добавляло привлекательности цветам и узорам и ассоциировалось с приятными морскими пейзажами (рисунок 26, справа). После огранки материал пропитывается полимером для создания прочного и долговечного изделия.

Рисунок 26. Слева: полированный кабошон чилийского голубого опала грушевидной формы, демонстрирующий равномерный и сильно насыщенный синий цвет и маслянистый блеск. Справа: овальный кабошон, представляющий типичную цветовую палитру и полосатость, варьирующуюся от голубовато-зеленого до слегка зеленовато-синего и чисто белого, что создает изображение «морского пейзажа».

Также был доступен выбор различных сортов необработанного материала, имеющего тусклый раковистый излом, где доминирующей текстурной особенностью является сложная игра синего и зеленого — двух основных цветов (рисунок 27).

Рисунок 27. Образец чилийского голубого опала, шириной около 18 см с тусклым раковистым изломом, чередующимися зелеными и синими полосами, несколькими белыми призмами (молочный кварц) и светло-коричневой матрицей.

По словам дилера, это был дебют чилийского голубого опала на выставке драгоценных камней в Тусоне. Сообщается, что этот тип опала происходит из региона Атакама, единственного известного на сегодняшний день месторождения в Чили, где несколько горнодобывающих предприятий активно извлекают этот материал. В настоящее время в торговле известен голубой опал из Перу, называемый «андийским опалом», но этот материал, как правило, полупрозрачен и имеет меньшую насыщенность, чем чилийский голубой опал.

Никаких подробных минералогических анализов образцов, выставленных на 22-й улице, не было. Синий цвет может быть обусловлен внутренним рассеянием света и диспергированной хризоколлой, минералом, известным своим ярким синим оттенком. Хризоколла обычно встречается в богатых медью месторождениях, таких как порфировые месторождения меди в регионе Атакама. Аналогия с перуанским голубым опалом, который происходит из похожей богатой хризоколлой геологической обстановки, подтверждает эту гипотезу.

Учитывая яркую насыщенность цвета, способность выдерживать глубокую полировку, а также привлекательную текстуру и чередующиеся цветовые узоры ограненных камней, этот чилийский голубой опал стал приятным новым дополнением к предложению драгоценных камней на выставке в Тусоне 2024 года.

Драгоценный опал с шахты Pedro II, Бразилия

Prime Gems, Inc. (Нью-Йорк) на выставке этого года предложила небольшое количество драгоценных опалов из Бразилии. Cо времен «золотого века» (1960 - 1970-е года) Бразилия до сих пор не рассматривалась серьезно как источник опалов. Бразильские опалы от Prime Gems помогли исправить эту тенденцию и проинформировать посетителей об их прекрасных качествах, доступных в этой части мира.

Во многих штатах Бразилии есть месторождения опала, но самые важные запасы находятся в муниципалитете Педро II, расположенном в северо-восточном штате Пиаун. По словам местных старателей, первые драгоценные опалы были найдены примерно в конце 1930-х годов. Во время пика добычи в 1960-х и 1970-х годах горнодобывающие работы велись более чем 30 шахтах. Однако к началу 1980-х годов более двух третей шахт были заброшены. В настоящее время добыча опала в этом районе по-прежнему ведется в небольших масштабах и в основном вручную.

Опалы в этом регионе встречаются как в первичных, так и в аллювиальных отложениях. В первичных отложениях опал встречается в жилах песчаников (рисунок 28, слева). Это явление похоже на австралийские опаловые отложения, поскольку оба имеют осадочную природу. Продавец продемонстрировал интересный необработанный опал, прикрепленный к куску интрузивной магматической породы, создавая вид «соли и перца» (рисунок 28, справа). По словам продавца, дайки диабаза внедрились в осадочные породы в этой области. Диабаз имеет базальтовый состав, и его основными составляющими минералами являются плагиоклаз, полевой шпат и пироксен, которые имеют более светлый и более темный цвет соответственно. Этот необработанный кусок показывает, что опал также образуется на контакте между дайкой и вмещающими осадочными породами.

Рисунок 28. Необработанный опал из Педро II показывает, что опал может встречаться в жилах вмещающих осадочных породах (слева) или в виде тонких слоев, прикрепленных к интрузивным дайкам (справа). Осадочные породы имеют светлый цвет, а дайки — более темные.

На россыпных месторождениях региона шахтеры промывают и вручную извлекают опал. Это тяжелая работа, но необходимая для тех, кто не может позволить себе механическое оборудование. Большинство шахтеров чередуют добычу опала в сухое лето и фермерство в сезон дождей.

Prime Gems демонстрировалм прозрачный бразильский опал светло-серого или белого цвета основы из Педру II, похожий по внешнему виду на белый опал из Австралии (рисунок 29, слева). Игра цвета была особенно очаровательна в менее прозрачных изделиях, которые показывали весь спектр цветов, но чаще всего отображались голубоватый и зеленоватый. Красный цвета встречаются реже, поэтому более востребованы и выше стоят. Некоторые изделия с более темным цветом основы напоминали австралийский черный опал (рисунок 29, справа).

Рисунок 29. Высококачественный опал из Бразилии демонстрирует чрезвычайно яркую игру цвета. Некоторые из них имеют прозрачную светло-серую или белую основу, как этот 132,3-каратный опал (слева), в то время как другие более темного цвета (справа).

Готовые изделия, представленные на выставке, включали отдельные опалы в виде кабошонов, полированные одиночные камни или пары произвольной формы, дублеты и несколько мозаичных кусков. Высококачественные материалы демонстрировали яркую игру цвета во всем спектре. Опал хорошего качества, но слишком тонкий, использовался для изготовления дублетов, при этом тонкий слой опала был приклеен к темной основе. Чтобы поддержать местные сообщества, операторы шахт разрешают местным жителям использовать очень маленькие кусочки опала из отходов шахты для создания мозаик на продажу. Дополнительный доход от продажи мозаик может достигать 30 долларов в день.

Шахтеры сообщили автору, что бразильские опалы иногда продаются на рынке как австралийске. Бразильцы гордятся качеством своих опалов, а опал из Педру II — один из двух продуктов штата Пиаун, имеющих географический сертификат. Бразильское правительство предоставляет продукты или услуги по маркировке GI, указывающей из какого они региона. Цель состоит в том, чтобы бразильский опал был бы представлен должным образом и смог бы приносить доход для дальнейшей поддержки горнодобывающей промышленности и местных сообществ.

Patania Jewelry

Семья Патания занимается изготовлением ювелирных изделий на юго-западе США с 1927 года. Фрэнку Патании-старшему было всего девять лет, когда он в 1909 году после разрушительного землетрясения эмигрировал из Сицилии в США. Он открыл магазин Thunderbird Shop в Санта-Фе, штат Нью-Мексико, покинув Нью-Йорк после приступа туберкулеза. Его сын Фрэнк-младший, внук Сэм и правнук Марко пошли по его стопам, каждый со своим собственным неповторимым стилем.

Thunderbird Shop изначально был сувенирным магазином, где продавались серебряные украшения индейцев навахо и пуэбло, а также одеяла, ковры, керамика, корзины, изделия из бисера и картины коренных американцев. В 1930-х годах Фрэнк-старший начал продавать и свои собственные серебряные и бирюзовые изделия в стиле ар-нуво и в стиле коренных американцев, такие как ювелирные изделия, шкатулки, пряжки для ремней, ложки и ножи для писем (рис. 30). С помощью его жены Авроры Патаниа и других членов семьи Thunderbird Shop вырос и стал популярным местом в Санта-Фе для выдающихся художников, таких как Джорджия О'Киф. На фотографии Альфреда Стиглица 1933 года она запечатлена в одном из серебряных браслетов Thunderbird Shop, который в ее честь переименовали в браслет «Джорджия». Фрэнк-старший известен как ювелирный художник, который привнес средиземноморское влияние в изделия из серебра и бирюзы. Второй магазин Thunderbird был открыт в Тусоне в 1936 году.

Рисунок 30. Серебряное ожерелье «Клеопатра», разработанное Фрэнком Патания-старшим, с 99 бирюзовыми камнями из Моренси (Аризона).

Его сын и ученик, Фрэнк-младший, или «Панчо», продолжил традицию серебряных дел мастеров и расширил ее, включив в нее современные дизайнерские концепции. Он начал выставлять свои работы на престижных выставках и заслужил репутацию ведущего американского дизайнера в современном художественном движении. Фрэнк-младший был известен своим скрупулезным мастерством, не только в ювелирных изделиях, но и в предметах религиозного культа и абстрактных скульптурах.

Два его браслета кафф находятся в постоянной коллекции Смитсоновского музея американского искусства. На рисунке 31 показан дубликат одного из них — полый браслет «Асимметрия», также известный как браслет «Твин Пикс». Сэм Патания учился у Фрэнка-младшего в течение 10 лет и начал обучение с 14 лет. После этого Сэм начал создавать собственные проекты. Он отдает должное датскому серебряных дел мастеру Георгу Йенсену и американскому художнику Уильяму Спрэтлингу.

Рисунок 31. Один из двух одинаковых полых серебряных браслетов от Фрэнка Патании-младшего. Этот браслет-кафф, известный как «Асимметрия» и «Твин Пикс», был изготовлен примерно в 1960 году из шести кусков стерлингового серебра с использованием небольшой стойки для поддержки во время пайки. Браслет весит 100 г и имеет ширину 7 см (2,75 дюйма) в самой широкой точке.

В этом году на AGTA во время сессии MJSA Journal LIVE Сэм продемонстрировал свое мастерство и страсть к текстурированию. На рисунке 32 показан пример его работы с бирюзой и серебром. Сын Сэма Марко Патаниа продолжает легендарную семейную традицию формовки, текстурирования и штамповки серебра. Обучавшийся у своего отца с 13 лет, он прошел дополнительное обучение в Haystack School of Craft в штате Мэн. Марко черпает вдохновение в атмосфере середины 20 века и уникальной роли Лос-Аламоса, Нью-Мексико, где в ту эпоху проводились ядерные исследования. Он отдает дань уважения этим темам, включая старинные стеклянные шарики, содержащие уран, в современные конструкции браслетов (рисунок 33). Эти шарики флуоресцируют ярким желтовато-зеленым цветом в ультрафиолете. На протяжении почти столетия семья Патания, следуя веяниям современности, все время совершенствуется в ювелирном мастерстве.

Рисунок 32. Ожерелье серии Nebula от Сэма Патании, в котором для подвески использовано стерлинговое серебро и паутинная бирюза из шахты Number 8 в Неваде, а само ожерелье состоит из бирюзовых бусин из шахты Sleeping Beauty в Аризоне.
Рисунок 33. Серебряный браслет от Marco Patania. Обратите внимание на старинные бусины из уранового стекла и мрамора, которые флуоресцируют в ультрафиолетовом свете (справа), и ручную штамповку на внутренней стороне.

Привлекательность неперламутрового жемчуга

Жемчуг никогда не разочаровывает на выставках AGTA и GJX, и этот год не стал исключением. На выставках предлагался хороший запас таитянского, пресноводного и жемчуга Южных морей. AGTA организовала стенд, спонсируемый Мартином Раппапортом, на котором были представлены перламутровые натуральные жемчужины из Бахрейна, а также отчеты из DANAT, Бахрейнского института жемчуга и драгоценных камней. Особый интерес представлял широкий выбор натуральных неперламутровых жемчужин.

Несколько поставщиков на выставках GJX и AGTA предлагали неперламутровые жемчужины конк. Алек Рапп-Смит из Aloha Pearls Hawaii представил великолепное градуированное ожерелье из разноцветных жемчужин конк (рисунок 34). Ожерелье состояло из 37 жемчужин конк общим весом 179 карат. Жемчуг акцентировали тридцать два бриллианта общим весом 9,06 карат.

Рисунок 34. Ожерелье с 37 жемчужинами конк дополнительно украшено 32 бриллиантами.

Рапп-Смит также представил интересную жемчужину Мело из Мьянмы (рисунок 35). Жемчужина была явно разрезана пополам, а вторая половина, вероятно, ранее была вставлена в ювелирное изделие. Оставшаяся половина в 57 карат была отполирована, чтобы показать тонкие концентрические кольца, которые позволяют без рентгеновской томографии отличить природный жемчуг от культивированных жемчужин с бусинообразным ядром. Полосы на этой жемчужине были видны даже без лупы.

Рисунок 35. «Половина жемчужины» Мело весом 57 карат.

Somewhere in the Rainbow вернулись на выставку AGTA, чтобы продемонстрировать недавние приобретения своей постоянно растущей коллекции. В коллекции представлены жемчуг и цветные камни от широкого круга дизайнеров со всего мира. В этом году выделялись три неперламутровых жемчужины, полученные от Карлоса Чану, владельца калифорнийской компании PCD Pearls.

Первым экземпляром был комплект из жемчуга Кассис, состоящий из градуированного ожерелья и трансформируемого кольца/броши, все изготовлено из 18-каратного золота и платины дизайнером Джимом Гралом из острова Бальбоа, Калифорния (рис. 36, слева). Чану закупал жемчуг в Европе в течение года. На создание идеального макета ожерелья, с прекрасно подобранным сочетанием размеров, формы и цвета, ушел месяц. Жемчужина кольца/броши — одна из лучших известных образцов Кассис.

Рисунок 36. Слева: ожерелье из жемчуга Кассис и трансформируемое кольцо/брошь, разработанное Джимом Гралом. Справа: брошь «Голаш» с прекрасными жемчужинами Куахог.

Вторым — брошь «Golash» на рисунке 36 (справа), названная в честь человека, купившего ее в антикварном магазине в 2000 году за 14 долларов, которая датируется 1835 годом и была изготовлена в штате Род-Айленд. В изделии установлены две редкие жемчужины куахог (Mercenaria mercenaria). Более крупная, слегка пуговичная жемчужина весом 13,5 карата и 13 мм имеет стеклянную поверхность и потрясающий цвет, что делает ее исключительной натуральной жемчужиной куахог. Жемчуг у моллюска Mercenaria встречается редко, его можно найти как побочный продукт рыболовной промышленности на восточном побережье Соединенных Штатов. Более мелкая, почти идеальная каплевидная жемчужина имеет размеры почти 9 × 7 мм и весит 2,89 карата. Однородные натуральные каплевидные жемчужины являются одними из самых редких среди всех моллюсков.

Рисунок 37. Набор из жемчуга Quahog (Mercenaria mercenaria), представленный на выставке GJX

В рамках международной выставки жемчуга брошь «Golash» гастролировала по миру с 2001 по 2008 год. Pacific Coast Pearls (Хендерсон, Невада) привезла в этом году на GJX впечатляющий набор натурального жемчуга. После того, как его владелец Уэс Ранкин нашел свою первую жемчужину из морского ушка во время дайвинга у побережья Калифорнии, он провел следующее десятилетие, собирая и покупая жемчуг. В конце концов, его коллекция стала одним из крупнейших наборов натурального жемчуга на рынке сегодня. На выставке совладелица компании Тиш Ранкин собрала необычный набор жемчуга куахог, просто ожидая подходящего дизайнера и вдохновения (рисунок 37).

Тридцать лет спустя: Возвращение к «Королевскому гобелену»

Три поколения семьи Пиат собрались в Музее драгоценных камней и минералов имени Альфи Норвилла при Университете Аризоны в Тусоне 1 февраля, чтобы впервые увидеть «Королевский гобелен». Гобелен (рис. 38) был создан французским ювелирным домом Cristofol Paris более тридцати лет назад, а Maison Piat (Париж) закупил драгоценные камни и помог их огранить. До этого Даниэль Пиат был единственным членом семьи, который видел готовый гобелен.

Рисунок 38. Эммануэль и Даниэль Пиат (справа) впервые вместе рассматривают «Королевский гобелен» в Музее драгоценных камней и минералов Альфи Норвилла.

Гобелен содержит почти 27 000 изумрудов, бриллиантов, рубинов, синих и желтых сапфиров, а также 37,5 фунтов 18-каратного золота. Его размеры 122 × 71 см (42 × 24 дюйма), такие же, как у исламского молитвенного коврика, были указаны заказчиком — ближневосточной королевской семьей. Более 25 огранщиков подбирали размеры камней с точностью до одной десятой миллиметра. Мастера Cristofol Paris потратили более 16 000 часов на изготовление гобелена. Изготовление изделия из камней, которое при этом бы двигалось и струилось, как ковер или тканое полотно, требовало новой в то время закрепки, которая содержала меньше «общих» зубцов. На протяжении всего процесса, во времена до появления мобильных телефонов и цифровых изображений, материалы курсировали туда и обратно между Парижем, Бангкоком, Джайпуром и регионом Юра во Франции. Гобелен оставался у неназванной королевской семьи до начала 2000-х годов, когда он был продан частному коллекционеру.

До выставки в Тусоне он выставлялся только по одному дню в Гонконге и Лондоне. На приеме в музее Альфи Норвилла член правления Шелли Серджент затронула тему происхождения концепции гобелена и процесса его транспортировки из Цюриха в Тусон. Дэниел Пиат рассказал историю создания гобелена, описав сложности, связанные с дизайном, а также огромный объем работы и требующееся для этого высокое мастерство исполнения. Эрик Пиат отметил сложность поиска камней в строгой цветовой гамме. Дэниел сказал, что спустя более тридцати лет все камни по-прежнему идеально сидят в более чем 106 000 зубцов и 26 649 гнездах, назвав это «инженерным подвигом, который до сих пор ни разу не повторялся в ювелирном мире».

Новые поступления сапфиров из Кашмира

Легендарные сапфировые рудники Кашмира на спорной гималайской территории между Индией и Пакистаном, производили сапфиры высочайшего качества с 1890 по 1920 годы. Эти желанные драгоценные камни отправиляли на юг в Мумбаи и в конечном итоге в Европу и Америку. Сейчас, 100 лет спустя, там все еще находят камни, отложившиеся в результате эрозионных процессов. В летние месяцы кашмирские пастухи мигрируют на север через высокие Гималаи, где они иногда находят сапфиры в руслах рек и на склонах холмов. Необработанные ледником камни обычно имеют округлые поверхности, которые английский геолог К. С. Миддл в 1930-х годах ласково называл «сливами в пудинге» (рис. 39, слева). Многие в торговле считают, что лучший доступный материал датируется пятью продуктивными годами в 1880-х.

Рисунок 39. Слева: два необработанных кристалла кашмирского сапфира: 77,00 карат необработанный (слева) и 25,20 карат прогретый (справа). Справа: непрогретые кашмирские сапфиры. Слева направо: 1,29 карата грушевидной формы, 2,60 карата огранки «кушон», 21,09 карата резаный в форме дракона и 4,08 карата овальной огранки.

Представленная на выставке AGTA Джеффри Бергманом (EighthDimensionGems, Бангкок) и Mayer & Watt (Мэйсвилл, Кентукки), эта подборка недавно найденных необработанных кристаллов, ограненных камней (рисунок 39, справа) и оправленных кашмирских сапфиров (рисунок 40) была недавно огранена мастером Эдди Кливлендом из KashmirBlue, который жил в Кашмире, исследуя исторические шахты более десяти лет. Кливленд использует свой опыт термообработки, чтобы превратить большую часть бледно-сероватого жеодаподобного сырья в богатые, хорошо насыщенные синие камни с помощью стандартных методов высокотемпературного нагрева. Каждый год обнаруживается ограниченное количество нового материала, и только несколько экземпляров попадают на рынок.

Рисунок 40. Два кольца с сапфирами из Кашмира. Вверху: непрогретый васильковый сапфир огранки «кушон» весом 1,59 карата, оправленный в белое золото с бриллиантами багетной огранки VVS. Внизу: средне-светлый синий сапфир овальной огранки весом 1,00 карата, оправленный в платиновое кольцо с бриллиантами в стиле ар-деко.

Монтанские сапфиры от Obsessed Over Gems

На выставке AGTA добытчик и владелец Дон Джонсон (Obsessed Over Gems, Хелена, Монтана) показал нам ряд непрогретых сапфиров из Монтаны широкого диапазона оттенков, огранок и размеров (рис. 41), рассказав, что пользуется спросом у его клиентов. Особой популярностью пользуются бледно-зеленые, за ним следуют бледно-голубые камни.

Рисунок 41. Необработанныу сапфиры из Монтаны, демонстрирующие различные огранки и диапазон востребованных оттенков от зеленого до синего. Камни имеют размер от 3,34 карата (камень справа) до 5,78 карата (третий слева).

«Шелковистые» камни не ярких цвентов пользовались большим спросом в этом году, и это наблюдение подтвердили и другие продавцы. Обилие игольчатых включений в некоторых шелковистых камнях Джонсона делало их полупрозрачными или практически непрозрачными, как, например, темно-зеленый сапфир на рисунке 42, который он назвал «шелковой бомбой».

Рисунок 42. Три сапфира из Монтаны, демонстрирующие диапазон шелковистости: от практически нулевой (зеленый, круглая огранка 2,80 карата, Крейг Оливейра) до умеренной (голубой, кушон, 10,33 карата, Виктор Тузлуков) и до сильной (туманно-зеленая «шелковая бомба», огранка 21,20 карата, Тузлуков).

В ответ на спрос на натуральные цвета и естественные включения Джонсон отошел от термической обработки любых недавно добытых сапфиров. Он поручил точную огранку многих из своих камней известным огранщикам, что привело к получению чистых камней с таким количеством огня, что на первый взгляд их можно было бы принять за камень с гораздо более высоким показателем преломления (рисунок 43).

Рисунок 43. 4,44-каратный серовато-фиолетово-синий модифицированный сапфир из Монтаны круглой бриллиантовой огранки. Прецизионная огранка выполнена Джойс Ванг с учетом максимального отражения света.

Для самых крупных и значимых камней Джонсон предоставляет отчеты о происхождении и отслеживаемости от шахты до рынка. Эти сертификаты предоставляются как для сырья, так и для готовых граненых каменей. Каждый важный камень сертифицируется в GIA и AGL.

Джонсон, как и многие другие продавцы, не видит снижения спроса на рынке сапфиров Монтаны; наоборот, он растет все сильнее с каждым годом. Он отметил, что первый день выставки AGTA в этом году был самым загруженным за всю его жизнь. В первый же день он продал почти все камни с отчетами о происхождении и отслеживаемости, которые он привез в Тусон.

Уникальный сфалерит из Испании

Тусон всегда полон сюрпризов, и этот год не стал исключением. На выставке AGTA Дадли Блауэ (Dudley Blauwet Gems, Луисвилл, Колорадо) показал действительно уникальный драгоценный камень. Этот желтый сфалерит имел идеальный красный круг в центре площадки с тремя острыми и отчетливыми черными кольцами, окружающими его (рисунок 44).

Рисунок 44. Желтый сфалерит весом 7,70 карата из Испании с уникальным красным круглым центром с отчетливыми черными кольцами. Вид узора сверху (слева) и вид снизу, показывающий аккуратное размещение красной области огранщиком (справа).

Камень был найден близ города Сантандер в Кантабрии, Испания. Этот источник, известен тем, что производит лучший в мире сфалерит для огранки. Месторождение дает оранжевые и красные камни, которые могут быть довольно большими, некоторые из них весят сотни карат. Сфалерит, минерал сульфида цинка (ZnS), является важной рудой цинка и редко бывает ювелирного качества. Бесцветный в чистом виде, он меняет цвет от желтого до красного, коричневого и полуметаллического черного за счет примесей железа. Присутствие кобальта может вызвать зеленый цвет. Сфалерит имеет как чрезвычайно высокий показатель преломления (2,37), так и дисперсию (>0,150), и при правильной огранке может иметь хороший блеск.

Несмотря на эти желанные для драгоценных камней качества, мягкость сфалерита (твердость по шкале Мооса всего 3,5–4,0), хрупкость и идеальная спайность делают его сложной для огранки и полировки (Р.Т. Лиддикоут, Справочник по идентификации драгоценных камней, Геммологический институт Америки, Санта-Моника, Калифорния, 1989).

Этот единственный в своем роде камень был искусно огранен в Европе мастером, который знал, как обрабатывать мягкие, хрупкие камни со спайностью и как правильно центрировать красную «точку» в калетте. Распределение железа в этом кристалле сфалерита предполагает отдельные области: резко очерченные черные кольца с высокой степенью насыщения железом, красную круглую область средней насыщенности и окружающую область более низкой насыщенности. Этот исключительный сфалерит является доказательством того, что сочетание Матери-природы и искусного огранщика может раскрыть бесконечные возможности для создания потрясающих драгоценных камней.

Out of Our Mines

Бирюза была одним из самых распространенных драгоценных камней в Тусоне в этом году, ее можно было найти в различных ювелирных изделиях, ограненных и необработанных камнях на всех выставках. Ричард Шалл и Хелен Константин-Шалл из Out of Our Mines (Дайер, Невада) сообщили о высоких продажах на выставке AGTA, где у них было впечатляющее разнообразие в основном американских камней, в частности бирюзы и варисцита из Невады. Они также предлагали другие популярные материалы, включая орегонский халцедон, калифорнийский турмалин, орегонский солнечный камень, невадский золотистый опал и аризонский аметист.

Посещение в детстве торговых точек во время поездок по Юго-Западу вызвало у Ричарда увлечение бирюзой и ювелирными изделиями. Золотодобыча его семьи в Калифорнии и Неваде вдохновила его собственный интерес к горному делу. Хелен также путешествовала по Юго-Западу в детстве, что привило ей сильную любовь к местным камням и растениям. Оба Шулла имеют обширный опыт в гранильном деле и изготовлении ювелирных изделий. Они начали добывать свой собственный материал в конце 1980-х и стали владельцами рудников в 1990-х.

В настоящее время они владеют и управляют несколькими участками по добыче бирюзы и варисцита в Неваде. Хелен приписывает свою страсть к бирюзе и варисциту большому разнообразию узоров и цветов этих камней. Их самая дорогая бирюза — это материал с плотным, отчетливым паутинным узором из их шахт Black Widow и Black Web Gem. На сегодняшний день из шахты Black Web Gem было извлечено всего около двух фунтов материала, и это одни из лучших натуральных черных паутинных бирюзовых камней в мире (рисунок 45). Также популярны зеленые цвета из шахты Northern Lights, яркий зеленовато-голубой материал с поразительной красновато-коричневой матрицей из шахты Double Eagle, синие цвета с сильно контрастной матрицей из шахты Nevada Blue и прозрачный драгоценный материал без узоров из шахт Supernova и Aztec в Ройстоне (рисунок 46).

Рисунок 45. Чрезвычайно редкие бирюзовые самородки и кабошоны из рудника Black Web Gem из Невады. Эти кусочки натуральные, без какой-либо обработки, за исключением подложки, добавленной к кабошонам. Центральный овал имеет размеры примерно 16 × 12 мм.
Рисунок 46. Натуральная бирюза Невады из шахты Nevada Blue (самый дальний справа камень, грушевидная форма наверху и большой центральный треугольник); шахты Double Eagle (треугольный камень произвольной формы в центре справа и геометрический камень произвольной формы под ним); шахты Northern Lights (зеленый камень); шахты Black Widow (два плотных паутинных камня слева); и калиброванные камни из шахт Supernova и Aztec в Ройстоне (прозрачный драгоценный материал без узоров). Размеры варьируются от 2,12 до 24,62 карата.

Бирюза с отчетливым матричным узором — это сильный соблазн для тех, кто ищет уникальные изделия, очень популярный тренд в ювелирных изделиях сегодня. Однако по-прежнему сохраняется устойчивый спрос на прозрачный драгоценный материал, который Шуллы продают как из винтажных источников (персидский 1950-х годов), так и из собственных шахт Дайер Блю и Супернова в Неваде, где добывают перепончатую и прозрачную бирюзу (рисунок 47).

Рисунок 47. Стабилизированная бирюза из Невады из шахты Supernova. Размеры варьируются от 5,61 до 13,09 карата.

Варисцит, не содержащий меди минерал фосфата алюминия, тесно связанный с бирюзой, набирает популярность по мере того, как потребители узнают больше об этом минерале. Варисцит бывает разных оттенков зеленого цвета и может демонстрировать те же захватывающие узоры матрицы, что и бирюза (рисунок 48).

Рисунок 48. Варисцит с матрицей (слева) и прозрачный драгоценный варисцит без узора (справа).

Шуллы описали, как некоторые покупатели формируют личную связь с материалом. Для этих покупателей камень, который они приобретают, — это больше, чем просто кусок бирюзы; это камень из известного места, обнаруженный известным человеком, с ясной историей о том, как он достиг окончательной формы.

Украинский пегматитовый гелиодор и топаз

В этом году в Тусоне пользовались большой популярностью исключительно крупные, чистые и красиво окрашенные топазы и бериллы из Володарско-Волынского пегматитового месторождения на Украине (также известного как Волынское месторождение).

Волынское месторождение находится в северо-западной части Украины, примерно в 190 км от Киева. Это месторождение разрабатывается более 100 лет и изначально использовалось для получения пьезоэлектрического кварца с топазом в качестве побочного продукта. В последнее время оно известно тем, что на нем добывают крупные и высококачественные кристаллы топаза и берилла, а также фенакита (Be2SiO4) и флюорита. Цвет топаза варьируется от синего до золотисто-красного хересного, в то время как цвет берилла варьируется от в основном желтого гелиодора до зеленого берилла и зеленовато-голубого аквамарина. Крупные, прекрасно протравленные кристаллы гелиодора привлекли международное внимание к этому месторождению в 1980-х годах (G. Franz et al., «Etch pits in heliodor and green beryl from the Volyn pegmatites, northwest Ukraine: A diagnostic feature», осень 2023 г. G&G, стр. 324–339).

На выставках GJX и Pueblo Nomad’s (Нью-Йорк) представил высококачественные гелиодоры и топазы, которые были тщательно огранены, чтобы сохранить красивые узоры травления, характерные для этого материала (рисунок 49, слева). Эти сложные узоры травления были сохранены в павильоне каждого камня и видны лицевой стороной вверх через полированную площадку (рисунок 49, справа). Основатели и владельцы родом из Украины, и они основали Nomad’s в 1990-х годах нп пегматитовых минералах Волыни.

Рисунок 49. Слева: Этот гелиодор 109,68 карат и двухцветный топаз 80,62 карат из Волынского месторождения в Украине. Они огранены так, чтобы на павильоне/калетте остались естественные грани травления, а коронка и площадка огранены. Справа: гелиодор 162,22 карат грушевидной огранки. Естественные узоры травления сохранились на павильоне и хорошо видны через полированную площадку.

На выставках AGTA и Pueblo компания Dudley Blauwet Gems (Луисвилл, Колорадо) представила топаз, гелиодор и фенакит из Волыни, которые они успешно возили в течение трех лет. Однако в этом году спрос на эти украинские драгоценные камни вырос. Фактически, украинский топаз был одним из их бестселлеров, и большая часть материала была распродана к первому дню AGTA. Двухцветный топаз от голубого до хересного цвета был особенно хорошо продаваемым, за ним следовал голубой топаз (рис. 50). Они отметили, что горнодобывающая компания, с которой они работают, перерабатывала старые карманы в течение последних 20 лет, и все топазы, которые они предложили в Тусоне в этом году, были из одного и того же кармана на глубине около 35 метров в центральной части Волынского месторождения.

Рисунок 50. Исключительно большой и чистый голубой и двухцветный топаз из Волынского месторождения. Голубой треугольной огранки весит 113,86 карата, средний голубой квадратной огранки весит 87,82 карата, а голубой и золотой двухцветный прямоугольной огранки весит 55,70 карата.

Красота, размер и доступность кристаллов драгоценных камней из этих пегматитов служат хорошим предзнаменованием для дальнейшего присутствия этого материала на рынке.

Гранулированное золото от Zaffiro

Грануляция, древняя техника обработки золота, которая появилась около пяти тысяч лет назад в Месопотамии, заключается в соединении крошечных высококаратных золотых или других драгоценных металлических сфер («гранул») с металлической основой для создания декоративного узора (J. Wolters, «The Ancient craft of granulation», Gold Bulletin, Vol. 14, No. 3, 1981, pp. 119–129). Эти узоры могут быть очень сложными, а процесс грануляции требует высокой точности.

Джек и Элизабет Гуалтьери из Zaffiro (Уолла-Уолла, Вашингтон) специализируются на гранулировании 22-каратного золота. Иногда они также используют платину. Они считают технику грануляции очень полезной и медитативной, поскольку она требует исключительной сосредоточенности. Гуальтиери основали Zaffiro в 1996 году в Портленде, штат Орегон. Их сосредоточенность на грануляции была вдохновлена семинаром в университете и учебой Элизабет за границей во Флоренции. Они выбрали название «Zaffiro», что переводится как сапфир на итальянском языке. Они продавали свои изделия через галереи, розничные выставки и частным клиентам. В 2019 году они переехали в Уолла-Уолла. Джек и Элизабет проектируют и создают каждое изделие от начала до конца и консультируются друг с другом по своим индивидуальным проектам. Они самостоятельно плавят 22-каратное желтое, белое и розовое золото, а также создают свои собственные золотые листы, проволоку и гранулируют шарики. После закрепления кусочков проволоки на угольных блоках блоки нагреваются, чтобы превратить металл в крошечные шарики золота, которые затем сортируют по размеру посредством просеивания. (Чтобы посмотреть видео, демонстрирующее процесс изготовления грануляционных шариков, перейдите по ссылке www.gia.edu/gemsgemology/spring-2024-gemnews-gold-granulation).

Гуальтиери черпают вдохновение в камнях, которые покупают, в окружающем их мире и архитектуре. Им иногда приходится договариваться о том, кто будет использовать тот или иной камень, поскольку оба художника могут одновременно представлять себе его дизайн.

Дизайн подвеса Джека с опалом, лунным камнем и гранатом цаворитом (рис. 51) начался с австралийского болдер опала. Лунные камни вдохновили его на то, чтобы сделать дизайн крупнее и добавить немного движения изделию. Он сказал, что использование зеленых акцентных камней граната цаворит вокруг опала вместо синих камней было более рискованным вариантом, но в конечном итоге правильным выбором.

Рисунок 51. «Там, где океан встречается с небом» — уникальная подвеска с австралийским болдер-опалом весом 19,51 карата и голубым лунным камнем весом 11,37 карата. Болдер-опал дополнен гранатом-цаворитом весом 0,63 карата. Гранулированное желтое золото — 22 карата, основа — из желтого золота 18 карат.

Прогретый кристалл танзанита вдохновил Элизабет на создание подвеса на рисунке 52. Это изделие представляет собой фирменный стиль, который Гуальтиери описывают как «талисманы», обозначающие способ, которым коллекционеры изделий связываются с ними. Эта ювелирная коллекция включает в себя исходные кристаллы или барочные жемчужины и представляет собой некоторые из самых личных изделий Заффиро. Затейливые шляпки позволяют более выразительно использовать грануляцию и акцентные камни.

Рисунок 52. Подвеска с танзанитом, разработанная и изготовленная Элизабет Гуалтьери, содержащая кристалл танзанита весом 46,15 карата в изготовленной вручную оправе из гранулированного золота 22 карата.

Сочетание этой древней техники с современным дизайном ювелирных изделий является свидетельством непреходящей актуальности зерни и ее бесконечных возможностей дизайна.

Анонсы

Седьмой ежегодный победитель премии Gianmaria Buccellati Foundation Award

Сухан Ванг, выпускница программы GIA по дизайну ювелирных изделий в Тайване, получила седьмую ежегодную премию Gianmaria Buccellati Foundation Award за выдающиеся достижения в дизайне ювелирных изделий. 18 финалистов и победитель были объявлены на мероприятии GIA Alumni Collective «Ночь в музее», которое состоялось во время AGTA GemFair в Тусоне. Победивший дизайн Ванг — ожерелье с платиновыми спиралями, украшенными изумрудом, рубином, бриллиантом и цаворитом — привлек внимание судей своим чувством движения и мастерством исполнения (рис. 53).

Рисунок 53. Эскиз дизайна ожерелья Сухан Ванг, победивший на конкурсе премии Фонда Джанмарии Буччеллати за выдающиеся достижения в области дизайна ювелирных изделий 2023 года, с платиной, изумрудом, рубином, бриллиантом и цаворитом.

Созданная в партнерстве с Gianmaria Buccellati Foundation в 2018 году, премия присуждается выдающимся талантам в области дизайна среди студентов GIA по всему миру. . Конкурс на премию Фонда Джанмарии Буччеллати за выдающиеся достижения в области дизайна ювелирных изделий 2024 года уже идет и открыт для студентов курсов дизайна ювелирных изделий GIA, которые соответствуют требованиям. Посетите www.gia.edu/buccellatifoundation-award-jewelry-design для получения дополнительной информации.


Предыдущие выставки

(файлы в формате pdf)

Тусон 2015

Тусон 2016

Тусон 2017

Тусон 2018

Тусон 2019

Тусон 2020

Тусон 2021

Тусон 2022

Тусон 2023