Menu

Выставка-продажа драгоценных камней Тусон 2023

Выставки в Тусоне в этом году были очень посещаемы, и многие продавцы почувствовали облегчение благодаря высоким продажам. На самом деле, единственная «жалоба» от продавцов в этом году заключалась в том, что многие из них были так заняты, чтобы даже не могли передохнуть и отойти от своих киосков. Некоторые продавцы сообщили о продажах меньших, чем в 2022 году, но все же больших, чем в до COVID-ные годы.

Проблемы с цепочкой поставок, вызванные отсутствием производства во время пандемии, все еще ощущаются. У многих продавцов спрос часто превышает предложение, особенно на высококачественные цветные камни, что отражается на росте цен. Ожидается, что рост цен будет продолжаться, и высокая посещаемость киосков может быть связана с тем, что потребители купить как можно больше товаров хотя бы по этим ценам. Это соответствует сведениям Натана Ренфро из лаборатории выставочных услуг GIA, которая в этом году получила почти рекордное количество заявок. Что касается тенденций в материалах, представленных в лабораторию, он указал на обычный набор основных камней: в основном рубин, сапфир, изумруд, Параиба турмалин и александрит.

На выставках AGTA GemFair и Gem & Jewelry Exchange (GJX) среди привлекающих внимание драгоценных камней были сапфир, крупный пресноводный жемчуг из Китая и эфиопский опал. Сапфир снова стал лидером продаж, особенно хорошо продавались синие и необработанные камни. Было много сапфиров фантазийных цветов, в том числе и насыщенных оттенков, таких как пурпурный. (Цвет года по версии Pantone на 2023 год — Viva Magenta) (рис. 1).

Рис. 1. Это кольцо от Graff украшено розовым сапфиром весом 3,95 карата и бриллиантами весом 7,5 карата, расположенными в виде спирали.

На обеих выставках было несколько продавцов жемчуга акойя, таитянского и «эдисонского» жемчуга. В частности, жемчуг «Эдисон» был доступен в гораздо больших размерах и с более насыщенными цветами, чем в прошлые годы (рис. 2). Неперламутровые жемчужины также были представлены более заметно.

Рис. 2. Слева: крупный жемчуг «Эдисон» разных привлекательных цветов. Справа: нить жемчуга Эдисона.

Эфиопский опал, впервые представленный в Тусоне в 2009 году, в этом году был очень популярен. Он прошел путь от новинки до драгоценного камня, который можно найти в роскошных изделиях ведущих дизайнеров, таких как колье Zoltan David, и булавка с эфиопским опалом и жемчугом (рис. 3). Также впервые был показан турмалин из недавно обнаруженных карманов в районе Пала округа Сан Диего.

Рис. 3. Слева: колье Zoltan David. Справа: платиновая булавка украшена эфиопским опалом весом 63,92 карата, жемчугом конк весом 23,85 карата, натуральным жемчугом весом 5,88 карата и бриллиантом весом 15,85 карата.

Высок был спрос на единственные в своем роде драгоценные камни во всех его аспектах — огранке, цвете и даже включениях. Было представлено множество драгоценных камней нетрадиционных огранок, таких как слайсы, фантазийные огранки, огранки «роза», воздушные змеи и таблитчатые. Причем в широком спектре камней — от рутилового кварца до алмаза (рис. 4).

Рис. 4. Серьги с бриллиантовыми слайсами и рубинами огранки «роза».

Помимо нестандартной огранки, большой популярностью пользовались камни с явными включениями. Привлекательность этих камней заключается в их уникальности. Бриллианты «соль и перец» с множеством видимых глазу белых, серых и черных включений предлагались как в виде вставок (рис. 5), так и в ювелирных изделиях.

Рис. 5 «Соль и перец» — бриллианты, содержащие видимые невооруженным глазом включения.

На выставках также предлагались камни нетрадиционных цветов, включая камни, меняющие цвет. Пастельные цвета (например, «мятный» турмалин), бирюзовые и двухцветные камни, были в тренде (рис. 6). Высокий спрос на эти нетрадиционные или единственные в своем роде камни исходит от мелких дизайнеров, имеющих возможность продвигать свою продукцию среди широкой аудитории через социальные сети.

Рис. 6. Необычный двухцветный александрит огранки «кушон» весом 6,95 карата с Мадагаскара, демонстрирующий изменение цвета от желтовато-зеленого и красновато-коричневого при дневном свете (слева) до желтовато-оранжевого и оранжево-коричневого при освещении лампами накаливания (справа).

Окрашенные камни и органические материалы

Огромный аквамарин «кошачий глаз»

В день открытия выставки AGTA Гэри Бауэрсокс и Кэтлин Колт-Бауэрсокс подарили необыкновенный аквамарин «кошачьего глаз» доктору Джеффри Посту, минералогу и куратору отдела драгоценных камней и минералов Смитсоновского национального музея естественной истории (рис. 7).

Рис. 7. Аквамарин «кошачий глаз» весом 586,43 карата, подаренный Гэри Бауэрсоксом и Кэтлин Кольт-Бауэрсокс коллекции драгоценных камней Смитсоновского национального музея естественной истории.

Необработанный прозрачный светло-зеленовато-голубой аквамарин с острым кошачьим глазом весом 586,43 карата добыт на пегматитовом руднике долины Печ в Афганистане. Необработанный камень (рис. 8) весил около 7700 карат и хранился в течение 15 лет, прежде чем в 2017 году Рохита Перера в Шри-Ланке наконец огранил его. У Bowersoxes есть несколько других ограненных драгоценных камней из той же находки. Следующий по величине камень весит 541,96 карата.

Рис. 8. Кэтлин Кольт-Бауэрсокс держит необработанный аквамарин весом 7700 карат перед огранкой.

Новый фиолетовый орбикулярный халцедон из Эфиопии

На выставке GJX появилась относительно новая находка фиолетового халцедона, которая, как сообщается, была обнаружена в Эфиопии в 2019 году (рис. 9). Халцедон произвольной формы, обработанный в полировочном барабане, был предложен компанией Orbit Ethiopia Plc. По словам управляющего директора Теодроса Синтайеху, рудник расположен в районе Gamo Zone, примерно в 600 км от Аддис-Абебы. Этот материал был впервые обнаружен в районе Гересе, а с тех пор его находили в прилегающих районах Камба и Гарда Марта. Синтайеху отметил, что у него было очень большое количество материала.

Рис. 9. Этот относительно новый тип фиолетового халцедона из Эфиопии (здесь образцы 75–198 карат) демонстрирует прекрасный рисунок белых сфер

Примечательными особенностями этого материала были его довольно яркий фиолетовый цвет, а также множество белых округлых структур, распределенных по поверхности драгоценных камней (рис. 10). Микроскопическое исследование показало, что белый цвет был связан с отчетливой скорлуповатной структурой, где неглубокий внешний слой драгоценных камней содержал все белые области. Поскольку белые шары ограничены неглубоким поверхностным слоем, это объясняет, почему материал продавался в виде отполированных в барабане самородков: разрезание материала на кабошоны, вероятно, привело бы к потере белого круглого рисунка. Несколько неопознанных минеральных включений также были замечены под микроскопом, но причина образования белых сфер на внешнем слое остается неясной. Этот новый материал весьма примечателен своим красивым рисунком. Даже если он будет доступен только в виде полированных в барабане камней произвольной формы, он будет долгожданным дополнением к рынку халцедона.

Рис. 10. Белые шаровидные структуры прилегают к неглубокому поверхностному слою фиолетового халцедона из Эфиопии.

Итальянский драгоценный коралл

Кораллы Средиземного моря добывались и использовались для украшений на протяжении тысячелетий. Более 7000 видов классифицируются как драгоценные, обычные или рифовые кораллы. Комиссия по кораллам Всемирной ювелирной конфедерации (CIBJO) определяет драгоценные кораллы как «те, которые используются в ювелирных изделиях и украшениях, особенно красные, розовые и белые разновидности с фарфоровым блеском после полировки». Итальянский коралл, полученный из видов Corallium rubrum, считается драгоценным. На выставке GJX Серхио Ди Дженнаро из Fulvio Di Gennaro Srl. (Торре дель Греко, Неаполь) рассказал об итальянском рынке кораллов. Средиземноморье было основным источником драгоценных кораллов с тех пор, как они были впервые собраны для украшений более 3000 лет назад, за ними последовали Тайвань и Япония с меньшими количествами. Начиная с конца 1970-х годов, средиземноморским кораллам угрожала чрезмерная добыча. Ди Дженнаро объяснил, что сегодня действует множество строгих правил добычи кораллов. Добыча ограничена кораллами с диаметром ствола не менее 7 мм, извлеченными с глубины 50 метров или глубже лицензированными аквалангистами.

Драгоценный коралл — это экзоскелет очень крошечных морских беспозвоночных, известных как коралловые полипы. Когда колония полипов занимает определенную область, они начинают создавать экзоскелеты на скалах, растущие вверх в виде ветвей или вееров. Ди Дженнаро упомянул, что дайверы не собирают кораллы с активными колониями, поскольку они будут продолжать расти, и в будущем более крупные кораллы будут более ценными. Поэтому дайверы, как правило, собирают кораллы там, где колония уже ушла. В отличие от других типов кораллов, таких как обычные и рифовые, эти средиземноморские «глубоководные» драгоценные кораллы не являются естественной средой обитания для других морских видов. Рифовые же кораллы, к оторые являются естественной средой для различных морских видов, находятся под угрозой исчезновения и их необходимо сохранять.

Ди Дженнаро объяснил, что качество кораллов зависит от места. Он показал нам кусок темно-красного коралла (рис. 11, слева), который является типичным цветом коралла, добытого на севере Сардинии. Он густого темно-красного цвета из-за более низкой температуры воды вследствие сильных течений в этом районе. Коралл из южной части Сардинии (рис. 11, в центре) обычно светлее. Ди Дженнаро описал его как более «классический» цвет средиземноморского коралла. Он также показал кусок красновато-оранжевого коралла под названием «Шакка», названного в честь города на юге Сицилии, где добывают коралл (рис. 11, справа). Ди Дженнаро сказал, что вулканическая активность под поверхностью приводит к повышению температуры воды, отчего, в свою очередь, у коралла появляется оранжевый цвет.

Рис. 11. Средиземноморский коралл из разных регионов. Слева: темно-красный мелкий коралл с северного побережья Сардинии. Две части в центре: «Классический» коралл с южного побережья Сардинии. Справа: Оранжевый коралл, названный «Sciacca», с побережья южной Сицилии.

Ди Дженнаро подчеркнул важность устойчивого развития коралловой индустрии, отметив традиции города Торре-дель-Греко в искусстве обработки кораллов. Хотя введенные ограничения сократили количество добываемых кораллов по сравнению с прошлыми годами, тем не менее, устойчивое их производство сохраняется и, таким образом, в ближайшие десятилетия мы еще увидим потрясающие образцы средиземноморских драгоценных кораллов.

Исключительные приобретения драгоценных камней семьи Крайс

Kreis Jewellery (Niederwörresbach, Германия) известна мастерством огранки и оригинальным дизайном ювелирных изделий (см. GNI Spring 2022, стр. 86–87). На выставке GJX Стефан и Александр Крайс показали нам три недавних приобретения драгоценных камней.

Первым был кристалл аквамарина весом 155 г, содержащий двухфазное жидкостно-газовое включение длиной 4,3 см (рис. 12). Кристалл был найден в 1960-х годах в Марамбайе, штат Минас-Жерайс, Бразилия, и был частью частной коллекции до того, как Крайсы получили его в 2022 году.

Рис. 12. Кристалл аквамарина массой 155 г, содержащий жидкие и газовые пузырьковые включения. Длина кристалла 11,9 см, длина включения 4,3 см.

«Это как бы уже граненый кристалл», — сказал Александр. «Конечно, мы бы никогда не прикоснулись к нему из-за особенностей огромного жидкого включения. Жидкая полость такого размера в кварце сама по себе уже была бы потрясающей», — продолжил он. «Но в совершенно не поврежденном аквамарине вы видите полную завершенность. И посмотрите на огромный размер этого кристалла».

Марамбайя была известна большими запасами аквамарина с 1900 гг. В 1910 г на руднике был найден Papamel — крупнейший из известных кристаллов аквамарина ювелирного качества массой 110,5 кг (244 фунта) или 552 500 карат, Кристалл, который был основой для Dom Pedro, аквамарина, самого большого граненого аквамарина, весил около 45 кг (100 фунтов) и также был из Марамбайи.

Стефан сказал, что этем утром они получили александрит «кошачий глаз» весом 35,05 карата (рис. 13). Он отметил размер, исключительно острый глаз и превосходное изменение цвета шри-ланкийского александрита, который обычно имеет более слабое изменение цвета, чем материал из России и Бразилии. Александр указал, что «кошачьи глаза» в александрите встречаются реже, чем в других хризобериллах. «Александрит «кошачий глаз» с таким сильным изменением цвета, как этот, необычен», — сказал он. «Размер в 35 карат делает его выдающимся».

Рис. 13. Александрит «кошачий глаз» из Шри-Ланки весом 35,05 карата при дневном свете (слева) и свете лампы накаливания (справа).

Kreises также показал нам сапфир падпараджа весом 7,08 карата (рис. 14). «Цветовая смесь этого камня — настоящий цвет падпараджи», — сказал Стефан. Александр добавил, что в категорию падпараджа попадает целый ряд цветов, но «это идеальный цвет».

Рис. 14. Сапфир падпараджа весом 7,08 карата.

Редкий двойной псевдоморфный икаит-кальцит-опал

На выставке драгоценных камней и минералов в Пуэбло Грэм Доутон из Red Earth Opal (White Cliffs, Австралия) продемонстрировал редкие образцы двойных псевдоморфных драгоценных камней икаит-кальцит-опал, добытые в шахте Naatji Nest в Белых скалах в Новом Южном Уэльсе, Австралия. Первоначально икаит был замещен кальцитом, а затем опализирован, что привело к получению таких двойных псевдоморфных опалов. На рынке их также называют «ананасовыми опалом» из-за формы их скоплений. Такие камни встречаются исключительно в Белых скалах и чаще всего в обесцвеченных выветриванием алевролитах и аргиллитах. По словам Доутона, в том слое, где были добыты ананасовые опалы, не было найдено ни одного опала ювелирного качества другого типа. Во время добычи было замечено, что на расстоянии нескольких футов друг от друга образовывались два опала, но с отчетливо разной окраской: один демонстрировал богатый спектр игры цвета, а другой почти не имел окраски. «Сердце Австралии» весом 3510 карат (рис. 15) демонстрирует богатую игру цвета и считается одним из лучших из когда-либо обнаруженных образцов этого типа. В некоторых образцах Доутона кальцит-предшественник не был полностью замещен силикагелем, и можно наблюдать белые кристаллы кальцита (рис. 16).

Рис. 15. «Сердце Австралии» — образец драгоценного камня с двойной псевдоморфозой, икаит-кальцит-опал массой 3510 карат, который считается одним из лучших из когда-либо обнаруженных.
Рис. 16. Срастание опала и его предшественника кальцита в ананасовом опале. Этот экземпляр имеет размеры 12 × 10 × 8 см и весит 690 г.

Икаит, CaCO3•6H2O, представляет собой редкий и метастабильный гидратированный карбонат в осадочных породах, который в природе был идентифицирован только при температуре от –2° до 7°C. Наличие икаита предполагает период от очень холодного до почти замерзающего палеоклимата в Белых скалах. При температуре окружающей среды (10–30°С) икаит трансформируется в более устойчивые карбонатные полиморфы, такие как кальцит, арагонит и/или ватерит. Икаит и его последующие псевдоморфозы действуют как палеотермометры. Когда вмещающие осадочные породы подвергались выветриванию, они высвобождали кремнезем в подземные воды. Эти подземные воды, содержащие кремнезем, контактировали с кальцитом, который со временем постепенно растворялся и снова осаждался в опал. Однако детальный механизм образования икаита-кальцита-опала в Белых скалах требует дальнейшего изучения.

Обновление рынка культивированного жумчуга

Как сообщает The Real Real в своем отчете о поставках предметов роскоши в январе 2023 года, спрос на жемчуг как на первичном, так и на вторичном рынке растет.

Культивированный круглый жемчуг (BC) получают путем внедрения шарообразного ядра вместе с небольшим кусочком ткани мантии в гонады живого моллюска-хозяина. Этот процесс называется зародышеобразование или прививка. Далее моллюск наращивает слои перламутра вокруг зародыша. Для образования жемчуга другой формы (NBC) требуется всего лишь кусочек ткани, имплантированный в гонаду или мантию моллюска-хозяина. Этот метод первоначально был разработан и успешно применялся в Японии, а затем был освоен и другими глобальными предприятиями Австралии, Филиппин, Индонезии, Французской Полинезии и Китая. Процесс внедрения зародыша сложен и требует высокой профессиональной квалификации.

Жемчужная промышленность, как и другие, пострадала от пандемии COVID-19. Многие торговцы отмечают дефицит основных видов культивированного жемчуга: жемчуга Южных морей, таитянского, акойя и пресноводного. По словам дилеров, многие жемчужные фермы, особенно таитянские, используют китайских и японских специалистов для выполнения критического этапа зародышеобразования. Из-за ограничений на поездки и закрытия границ во время пандемии многие эксперты не смогли приехать в эти места, что привело к снижению урожая , начиная с 2020 года. В некоторых сельскохозяйственных районах не хватало сотрудников, чтобы поддерживать здоровье моллюсков, и таким образом, уровень смертности был высоким. Предполагая, что к 2022 году прививки вернутся к нормальному уровню, в 2024 году ожидается больший приток предложения, учитывая типичные 24-месячные периоды роста. Некоторые дилеры добавили, что высокий спрос на культивированный жемчуг со стороны китайских и других азиатских потребителей способствует текущему глобальному дефициту.

Мелкий круглый пресноводный жемчуг из Китая (примерно 2–4 мм) был представлен на выставке более широко, чем в прошлые годы, в формах от почти круглых до круглых и в различных цветах, включая белый, розовый, пурпурный и оранжевый (рис. 17). Пресноводный культивированный жемчуг этого размера обычно не круглый, а овальный (похож на картофелину), и может быть похож на круглый белый морской японской жемчуг акойя того же размера. Однако Джина Латендресс из American Pearl Company Inc. (Нэшвилл, Теннесси) продемонстрировала, что при ближайшем рассмотрении на пресноводных жемчужинах часто можно увидеть округлую плоскую поверхность на жемчужине сферической формы,но которая слишком мала, чтобы повлиять на основную форму (рис. 18). Эта особенность иногда наблюдается и у других видов пресноводного культивированного жемчуга.

Рис. 17. Маленькие культивированные пресноводные жемчужины (примерно 2–4 мм) от почти круглых до круглых были широко представлены на выставке AGTA в различных цветах, включая белый, розовый, фиолетовый и оранжевый.
Рис. 18. Слева: Маленькие круглые жемчужины пресноводного культивирования (BC) (верхняя группа нитей) и маленькие круглые японские жемчужины акоя BC (нижние нити) на первый взгляд кажутся очень похожими. Справа: при ближайшем рассмотрении пресноводные жемчужины чаще обнаруживают округлую плоскую поверхность.

Компания Eliko Pearl (Нью-Йорк) продемонстрировала многочисленные нити вьетнамского жемчуга акоя BC телесного оттенка от серебристого до светло-серого и светло-голубовато-серого цветов с высочайшего качества (рис. 19). Они обеспечивают более широкий выбор цветов по сравнению с традиционным жемчугом акойя BC. Некоторые белые, светло-кремовые и кремовые жемчужины также были представлены: как необработанные, так и обработанные. (Иногда жемчуг предварительно обрабатывают для улучшения внешнего вида и изменения цвета, например, многие жемчужины акойя BC обрабатывают для придания им классического белого цвета). Вьетнам производит морской культивированный жемчуг в промышленных масштабах с 1990-х годов, и ожидается, что он будет производить около 2000 кг в год, что значительно меньше, чем предполагаемое годовое производство Японии, составляющее около 20 тонн (примерно 18 000 кг).

Рис. 19. Вьетнамский культивированный жемчуг акоя различных цветов от серебристого до светло-серого и светло-голубовато-серого.

Эрик Йен из Yen’s Jewelry & Accessories Inc. (Сан-Франциско) и Алан Хакимян из Yoko London представили нити, в которых сочетались многоцветные жемчужины из разных типов жемчуга, предлагая одновременно разнообразие и высокую моду (рис. 20 и 21). Оба отметили, что изготовление нитей смешанного и градуированного цвета является эффективным использованием всего полученного жемчуга, и является лишь одним из примеров экономической устойчивости в жемчужной промышленности. Производство только идеально подобранных по цвету нитей привело бы к большему количеству отходов.

Рис. 20. Набор жемчужных нитей омбре (плавный переход одного цвета или оттенка в другой), состоящий из круглых таитянских жемчужин с серебряными и золотыми жемчужинами Южных морей размером от 10 до 10,4 мм, также известен как сикисай, что в переводе с японского означает «цвета четырех времен года».
Рис. 21. Смешанная нить из 79 жемчужин размером от 11,8 до 14,8 мм, состоящая из розового китайского пресноводного, черного таитянского, золотого индонезийского и белого австралийского культивированного жемчуга. На фото также изображена исключительно крупная культивированная жемчужина Южных морей размером 20,4 мм и весом 12 г.

В целом, торговцы жемчугом с нетерпением ждут возвращения выставок драгоценных камней, ювелирных изделий и жемчуга в Гонконге в 2023 году - одной из из крупнейших выставок культивированного жемчуга. Многие не смогли попасть туда с 2019 года из-за карантинных ограничений в Гонконге.

Жемчуг «Эдисон»: расширение присутствия на рынке

Несколько продавцов на выставках AGTA и GJX представили крупные и красиво окрашенные жемчужины Эдисон из. Эти круглые культивированные пресноводные жемчужины обычно имеют размер от 9 до 14 мм. Также были предложены барочные жемчужины. В этом году мы увидели более глубокие оттенки и больше жемчуга фиолетового, бронзового, медного, персикового и оранжево-розового цветов; более светлые цвета, такие как белый, кремовый и светло-розовый, встречались реже. Популярные тенденции включали в себя нити жемчуга с радужным сочетанием цветов, нити с чередующимися цветными участками и нити цвета металлик (рис. 22).

Эми Хансен из A&B Jewelry (Гонолулу, Гавайи) отметила, что жемчуг «Эдисон» все еще находит свое место на рынке. Ее клиенты-дизайнеры ищут более крупный жемчуг, и у тех, кто продает жемчуг в диапазоне размеров 12–14 мм, дела идут особенно хорошо. Наибольшим спросом пользуются жемчужины размером более 13 мм. Однако, как пояснила Хансен, существуют ограничения в производстве более крупных жемчужин: более крупные размеры (особенно более 14 мм в диаметре) требуют гораздо больше времени для культивирования, что значительно ограничивает выход продукта высшего качества по форме, качеству перламутра и поверхности и блеска. В результате самые качественные жемчужины «Эдисон» размером более 14 мм встречаются редко и стоят значительно дороже. Тем не менее, она отметила, что жемчуг «Эдисон» по-прежнему хорошо ценится, доступен в привлекательных цветах и размерах. Цена его все же значительно ниже, чем у жемчуга акойя и таитянского морского культивированного жемчуга.

Хансен объяснила, что культивирование жемчуга Эдисон аналогично выращиванию морского таитянского жемчуга. Она рассказала о том, что сейчас китайские фермеры, выращивающие пресноводный жемчуг, переезжают вглубь страны, чтобы получить доступ к более чистым рекам и озерам, и используют более рациональные методы защиты окружающей среды. Переезд в эти новые места привел к получению большего количества цветов и расширило предложение этого жемчуга. Производство культивированного пресноводного жемчуга в Китае также сократилось за последние пять лет, так как основное внимание стало уделяться качеству, а не количеству. Оптовая цена высококачественного жемчуга «Эдисон» по-прежнему значительно ниже, чем на таитянский жемчуг и жемчуг акойя аналогичного размера, но ожидается, что ценовой разрыв несколько сократится, поскольку качество и популярность этого прекрасного пресноводного культивированного жемчуга продолжают расти.

Рис. 22. Градуированная нить жемчуга «Эдисон» медного и бронзового цвета металлик жемчужинами размером от 9 до 12 мм. Также показаны три отдельные жемчужины: персиковая 10 мм, фиолетовая 11 мм и медная 11 мм.

В центре внимания натуральный перламутровый жемчуг

Натуральная жемчужина образуется внутри естественно сформированного жемчужного мешочка моллюска без вмешательства человека. Использование природного жемчуга насчитывает тысячи лет, и эти биогенные драгоценные материалы ценились в ювелирных изделиях и украшениях на протяжении всей истории человечества. В целом жемчуг можно разделить на две разновидности в зависимости от структуры поверхности: перламутровый и не перламутровый. Перламутровый жемчуг более распространен на рынке. Перламутр формируется слоистой структурой пластинок арагонита вместе с органическими веществами, а также водой.

На выставке AGTA Алекс Вок из ProVockative Gems Inc. (Нью-Йорк) поделился своим опытом в области натурального морского перламутра. У него более чем 30-летний опыт работы в этом бизнесе и он считается лидером отрасли. Компания специализируется на уникальных коллекционных ювелирных изделиях, натуральных драгоценных камнях и натуральном жемчуге. У него было несколько интересных экспонатов, в том числе привлекательная пара серег из натурального жемчуга, инкрустированных непрогретыми бирманскими рубинами и непромасленными изумрудами (рис. 23).

Рис. 23. Пара серег с непромасленными изумрудами общим весом около 8 карат, натуральным жемчугом размером 9,5–10,0 мм, непрогретыми бирманскими рубинами общим весом чуть менее 5 карат и бриллиантами в желтом золоте.

Вок рассказал, что рынок природного перламутрового жемчуга сильно сократился к 1980-м годам из-за преобладания культивированного жемчуга. Однако такие регионы, как страны Персидского залива и Индия, не чувствуют давления со стороны рынка культивированного жемчуга. Эти страны возродили популярность натурального жемчуга, особенно жемчуга из Басры. Басра — город в Ираке на побережье Аравийского (Персидского) залива и исторически сложилось так, что Басра испокон веков была центром торговли натуральным жемчугом с самым большим выбором и самыми информированными торговцами.

Вок также упомянул, что самые ценные природные перламутровые жемчужины сегодня происходят либо из региона Персидского залива, либо из Австралии. В настоящее время в обоих регионах производится то, что дилеры называют «новым материалом», то есть свежесобранный природный жемчуг. Натуральный жемчуг образуется в мантии раковин жемчужных моллюсков, тогда как культивированный морской жемчуг растет внутри гонад моллюсков. Многие натуральные жемчужины имеют большую плоскую поверхность, похожую по форме на пуговицу, потому что растут против мантии. По этой причине круглые, овальные и каплевидные жемчужины являются самыми редкими и наиболее ценными.

По словам Вока, при сравнении жемчуга из двух регионов есть некоторые различия. Жемчуг Басры обычно имеет более теплый, телесный цвет, в то время как австралийский жемчуг, как правило, белее. Кроме того, жемчуг Басры часто круглее, чем его австралийский аналог. Фактически, регион Персидского залива имеет самый высокий процент круглых натуральных перламутровых жемчужин среди всех добывающих районов. Скорей всего, это потому, что раковины моллюсков Персидского залива мельче.

Исключительно редкий жемчуг от ECIJA

На выставке GJX компания ECIJA (Санта-Барбара, Калифорния) представила широкий ассортимент природного, дикого, перламутрового и не перламутрового жемчуга, включая раковины брюхоного моллюска, устриц, морского гребешка, морского ушка и квахога. Особенно интересная у них была коллекция не перламутрового жемчуга. Только 0,2% всего жемчуга на современном рынке являются натуральным.

Владелица ECIJA Эйлин Норрис и ее муж Джереми Норрис (Oasis Pearl) уже 34 года занимаются поиском натурального жемчуга. Впервые в Тусоне ECIJA представила коллекцию круглых жемчужин квахога (рис. 24). Жемчуг Куахог производится двустворчатым моллюском Mercenaria mercenaria ( рис. 24, слева), видом морских моллюсков, обитающих в Атлантическом океане. Эти не перламутровые жемчужины состоят в основном из волокнистого арагонита и органического вещества. Часто они не имеют идеальной сферической формы, а имеют неправильную, барочную форму или такую как пуговица, что делает этот набор круглых жемчужин куахог чрезвычайно редким (рис. 24, справа). Кроме того, они имели привлекательную и прочную фарфоровую поверхность с размерами от 5,65 до 12,33 мм в диаметре. Жемчуг Quahog известен своей уникальной цветовой гаммой, включая белый, бежевый, розовый, лавандовый, фиолетовый, коричневый и черный цвета. Эти 21 жемчужина куахог имели широкий цветовой диапазон: от белого и бежевого до темно-фиолетового и коричневого (рис. 24, справа). По словам Джереми, сиреневый и темно-фиолетовый цвета являются самыми желанными и имеют самую высокую цену. Цвет жемчужины куахог определяется различными факторами: вид моллюска, экологические и геохимические условия.

Рис. 24. Слева: материнская раковина (Mercenaria mercenaria) и кольцо из 18-каратного золота с лиловой жемчужиной куахог размером 14,43 × 14,63 мм. Справа: редкая коллекция круглых жемчужин квахог диаметром от 5,65 до 12,33 мм от белого и бежевого до темно-фиолетового и коричневого цветов.

Еще одним раритетом на выставке была крупная (16,44 карата, 14,50 × 14,36 × 11,95 мм) темно-фиолетовая неперламутровая жемчужина в форме пуговицы с явно выраженными огненными блесками на поверхности (рис. 25). Эта жемчужина образовалась из одного из многих видов Spondylus: как Spondylus Princeps и Spondylus calcifer/limbatus, также известных как «терновые» или «колючие» устрицы, их добывают на западном побережье Америки.

Рис. 25. Эта не перламутровая жемчужина весом 16,44 карата и размерами 14,50 × 14,36 × 11,95 мм принадлежит моллюску Spondylus calcifer/limbatus из моря Кортеса в Нижней Калифорнии.

Сообщается, что ценность этой жемчужины calcifer/limbatus из моря Кортеса в Нижней Калифорнии определяется её большим размером, привлекательным пурпурным цветом и сильными огненными блесками на поверхности. Ранее GIA сообщала, что такой эффект обычно возникает из-за игольчатых включений, достигающих поверхности или под поверхностью. Это один из самых лучших и крупных образцов.

ECIJA также представила другой перламутровый и не перламутровый жемчуг для дизайнеров и других покупателей, в том числе жемчуг из раковин брюхоного моллюска, морского гребешка и морского ушка. Каждый из этих видов обладает уникальными формами и цветами. Жемчуг Конк обычно имеет овальную форму и бывает белого, бежевого, коричневого, желтого, оранжевого, розового и красного цветов. Размер его варьируется от 1 мм до более 20 мм. Жемчуг-гребешок из Nodipecten nodosus, также известный как «Lion’s Paw» (Львиная лапа) или «Mano de Leon», имеет форму пуговиц, овалов и причудливых барочных форм, которые варьируются от белого и коричневого до редкого фиолетового или темно-бордового цвета. На его поверхности видны красивые отражающие мозаичные узоры. Морское ушко обычно производит жемчуг конической или барочной формы, демонстрирующий сочетание ярких цветов и зеркального блеска. Симметричные жемчужины морского ушка, особенно крупных размеров, встречаются очень редко.

GIA разработала семь стоимостных факторов для оценки качества перламутрового жемчуга (размер, форма, цвет, блеск, поверхность, перламутр и сочетаемость), но установить стоимость не перламутровых жемчужин сложно из-за их редкости и индивидуальных особенностей. Кроме того, спрос диктует стоимость и цену редкого жемчуга. Растущий спрос на жемчуг конк привлекает покупателей со всего мира. Джереми отметил, что жемчуг конк особенно популярен на рынках Европы, США и Азии. Жемчуг от темно-розового до красного цвета с ярко выраженными всплесками пламени является наиболее желанным, и его стоимость удвоилась за последние 10 лет. Однако пастельные тона по-прежнему остаются более доступным решением как для дизайнеров, так и для коллекционеров.

Кварц с нефтяными включениями с Мадагаскара

На выставке драгоценных камней и минералов в Тусоне (TGMS) галереей Hidden Gem (Портленд, штат Орегон) была выставлена на продажу новая находка кварца с нефтяными включениями. По словам владельца Г. Мозеса Саморы, материал добыт в массиве Андранотокана района Алаотра-Мангоро, что на востоке Мадагаскара. Нефтяные включения в кварце в течение ряда лет наблюдались во многих месторождениях, особенно в Белуджистане, (Пакистан). Нефть в этих кристаллах кварца с Мадагаскара выглядела коричневато-желтой и, как и многие другие нефтяные включения в кварце, реагировала на длинноволновое УФ-излучение флуоресценцией от желтого до синего (рис. 26).

Рис. 26. Эти два скипетра из кристаллов кварца, содержащие множество сложных включений жидкой нефти (слева), которые флуоресцируют от желтого до синего в длинноволновом УФ-свете (справа), взяты из нового месторождения на Мадагаскаре. Более крупный кристалл весит 11,05 карата и имеет длину 22,81 мм.

При микроскопическом исследовании были обнаружены многочисленные сложные жидкие включения, явно содержащие коричневато-желтую нефть, газовый пузырь, предположительно являющийся метаном, темные твердые частицы, которые, вероятно, были асфальтитом, и бесцветную несмешивающуюся жидкость, которая, вероятно, была водой (рис. 27). Интересно, что в некоторых жидких включениях пузырек метана был подвижным при наличии достаточного свободного пространства в заполненных нефтью полостях. Эти компоненты аналогичны включениями жидкой нефти в кварце других месторождений. При воздействии длинноволнового УФ-излучения нефтяной компонент сильно флуоресцировал светло-желтым цветом (который на микрофотографиях казался синим), как ранее и наблюдалось в подобном материале. Два кристалла из этого нового месторождения имели форму скипетра, что кажется необычным, хотя остается неясным, является ли это диагностическим признаком данного места или это просто уникальные кристаллы.

Рис. 27. Новая находка кварца с Мадагаскара содержит сложные жидкие включения, состоящие в основном из нефти, метана, асфальтита и воды (слева). При воздействии длинноволнового УФ-излучения нефть флуоресцировала ярко-желтым цветом. Однако цифровая камера, использованная для захвата изображения, зарегистрировала флуоресценцию в виде синего цвета (справа).

Микроскопические включения в кварце интересны для изучения, а нефтяные включения представляют особый интерес для коллекционеров из-за их впечатляющей реакции на УФ-излучение. Представление этой новой кварцевой находки на выставке в Тусоне — интересное дополнение в торговле драгоценными камнями и минералами.

Ярко-оранжевый сапфир из Гренландии

Рудник Ааппалутток в Гренландии самый старый из известных рубинсодержащих пород на Земле. Этим породам почти три миллиарда лет. Первоначально это месторождение было известно производством полупрозрачных и непрозрачных рубинов и розовых сапфиров, большая часть которых была огранена в форме кабошона. Однако в этой шахте всегда находили прозрачный материал, который составляет около 5–10% добычи.

На выставке AGTA компания Greenland Ruby представила множество образцов привлекательных прозрачных рубинов и сапфиров от розового до розово-оранжевого цвета, в том числе несколько сапфиров фантазийных цветов размером более одного карата (рис. 28). Эти причудливые цвета достигаются путем термообработки почти бесцветного материала до слегка розового прозрачного. Сразу бросился в глаза прозрачный ярко-оранжевый сапфир массой 0,89 карата и размером 6,41 × 5,02 мм (рис. 29). Этот необычный камень был добыт в конце 2019 г. и нагрет в мае 2022 г. Виала отметил, что это хрестоматийный пример хромофора с с квантовым переходом хром – дырка (h–Cr3+).

Рис. 28. Нагретый розовый круглый блестящий сапфир весом 1,28 карата.
Рис. 29. Нагретый оранжевый овальный блестящий сапфир весом 0,89 карата.

Родохрозит шахты Sweet Home из 1888 года

На выставке AGTA Энн Баркер и Тори Лопес из компании Barker & Co. (Скотсдейл, Аризона) представили родохрозит прямоугольной ступенчатой огранки весом 7,94 карата (рис. 30), происхождение которого насчитывает более ста лет. Камень добыт в шахте Sweet Home в горнодобывающем районе Алма в Колорадо, на высоте около 3300 м в Скалистых горах.

Рис. 30. Родохрозит прямоугольной формы ступенчатой огранки весом 7,94 карата из рудника Sweet Home в горнодобывающем округе Алма, штат Колорадо.

Sweet Home был основан как серебряный рудник в 1872 году. Первоначально горняки выбрасывали большую часть родохрозита, обнаруженного вместе с серебряной рудой, потому что он мешал процессу амальгамирования, использовавшемуся тогда при добыче серебра. Но обнаруженные позже большие, очень насыщенного цвета и почти идеальной формы кристаллы являются одними из лучших в мире образцов родохрозита.

Родохрозит был впервые описан в минералогической литературе в 1813 году на основе образцов из Румынии. В 1887 году Джордж Ф. Кунц писал о родохрозите ювелирного качества в Колорадо, отмечая, что это был первый источник таких крупных и прозрачных кристаллов. Большая часть родохрозита, доступного во всем мире, была светло-розовой, непрозрачной и часто полосатой. Его обычно использовали для изготовления бус, кабошонов и резьбы. Колорадский монокристаллический родохрозит ювелирного качества редких цветов: от розового до красного. Этот драгоценный камень стал широко известен в конце 1930-х годов, после того как немецкий геммолог обнаружил большие запасы в аргентинской провинции Катамарка, высоко в Андах. (В Аргентине использование родохрозита восходит к древним инкам. Они, говорят, верили, что это застывшая кровь их павших правителей.)

История этого камня ступенчатой огранки началась в 1888 году, когда в результате обрушения шахты образовался осколок весом 32,61 карата. Шахтер Эдвард Эбботт сохранил его и в 1925 году передал бизнесмену из Денвера Эдвину Спрей, который позже стал владельцем шахты. В том же году горняки Sweet Home нашли большие образцы на кварцевой матрице, многие из которых были проданы в музеи США и Европы. В 1968 году осколок перешел от вдовы Спрея, Элеоноры, через друга семьи к геологу и коллекционеру полезных ископаемых Чарльзу Трантему в Калифорнии. В 1981 году Гленн Варгас, торговец драгоценными камнями и минералами и преподаватель университета, мастерски огранил камень. Родохрозит часто представляет трудности для огранки из-за его низкой твердости (3,5–4,0 по шкале Мооса) и идеальной ромбоэдрической спайности.

Добыча родохрозита в Sweet Home значительно расширилась в 1991 году после прекращения производства серебра в 1960-х годах, когда племянник Элеоноры Спрей, Ф. Леонард Бич, сдал собственность в аренду группе инвесторов во главе с Collector's Edge Minerals. Группа обнаружила несколько новых карманов и в 1992 году добыла Alma King, вишнево-красный ромбоэдр размером 14,2 × 16,5 см — крупнейший в мире чистый кристалл родохрозита.

Шахта Sweet Home закрылась в 2004 году, но группа продолжила разработку связанной с ней шахты в Детройте, на которой с 2019 года было добыто несколько прекрасных образцов.

Новые месторождения турмалина в районе Пала округа Сан-Диего

На выставке AGTA Билл и Карл Ларсон (Pala International, Fallbrook, California) поделились подробностями о новых карманах, обнаруженных на руднике Tourmaline King. Первый был обнаружен в январе 2022 года — это первая крупная находка на руднике более чем за сто лет и первая в Южной Калифорнии после кармана «Большая Кахуна» на руднике Оушен-Вью в 2010 году. «Мы нашли три-четыре кармана, некоторые из которых очень хороши», — сказал Билл.

Ларсоны показали несколько камней, в том числе зеленый турмалин изумрудной огранки весом 16,96 карата (рис. 31), найденный рядом с первым карманом в 2022 году. Билл сказал, что зеленый турмалин относительно редко встречается в округе Пала. «Зеленый цвет на самом деле достаточно прозрачен, чтобы его можно было гранить», — добавил Карл. «Это был лучший материал на данный момент». Новые карманы также дали около 3 кг необработанного мелкоцветного рубеллита (рис. 32).

Рис. 31. Зеленый турмалин изумрудной огранки весом 16,96 карата из необработанного сырья, найденного рядом с новым карманом на руднике Tourmaline King.
Рис. 32. Рубеллитовый турмалин в необработанном виде (440 г) из одного из новых карманов рудника Tourmaline King.

Кристаллы в новом кармане оказались большими и хорошо сформированными, здесь же горняки обнаружили очень крупный кристалл кварца, коллекционный образец. Карл сказал, что кристаллы рубеллита в этом кармане не имеют типичных цветов, что делает их непригодными для огранки. Но в январе 2023 года они обнаружили карман красиво окрашенного красного рубеллита. Камни не пригодны для огранки, но хорошо смотрятся в кабошоне и резьбе. «Мы надеемся, что найдем еще немного прозрачного драгоценного материала», — добавил он.

Ярко-зеленый гранат-гроссуляр «Трансваальский жад»

На выставке в Пуэбло Том Шнайдер из TMS Gems (Сан-Диего, Калифорния) показал необработанный камень «Transvaal jade» исключительно яркого зеленого цвета, также известный как «африканский нефрит» или «южноафриканский нефрит», но это не настоящий жад (жадеит или нефрит). Вместо этого камень представляет собой гроссуляр, торговое название которого происходит от его массивной формы и зеленого цвета, а также от местонахождения. Образцы этого материала обычно более прозрачные и светлые. Непрозрачная зеленая часть камня на рис. 33, заключенная в мелкозернистую хромитовую матрицу, имела показатель преломления 1,731 и была инертна как к длинноволновому, так и к коротковолновому ультрафиолетовому излучению.

Рис. 33. Частично отполированный необработанный гроссуляр «Трансваальский нефрит» весом 110,4 г и три полированных кабошона (41,95–92,87 карата) демонстрируют необычайно яркие зеленые цвета между прослойками темной хромитовой матрицы.

Образец был идентифицирован как гранат гроссуляр с помощью рамановской спектроскопии и далее классифицирован как гроссуляр-андрадитовый гранат с использованием рентгенофлуоресцентного химического анализа и соглашения об именах, предложенного в 1995 г. Химические данные показывают 80,83 мол. % гроссуляра (Ca3Al2Si3O12), 10,50 мол. % уваровита (Ca3Cr2Si3O12), 7,11 мол. % андрадита (Ca3FeFe2O32Si3O12) и следовые количества другого граната. Гранаты от гроссуляра до андрадитового диапазона могут содержать 4,64–20,91 мас.% Fe2O3. Повышенное содержание железа придает им желтый, оранжевый или коричневый цвет, в то время как наиболее ярко-зеленые камни обязаны своим цветом хрому и, возможно, ванадию. Низкое содержание железа (2,49 мас. % Fe2O3) и повышенное содержание хрома (3,50 мас. % Cr2O3) в этом образце, вероятно, обусловили его замечательную окраску.

Богатая хромом природа этого конкретного образца дала красивый ярко-зеленый цвет с гянцевым блеском, что делает его выдающимся примером этого материала.

Алмазы

Нестандартные бриллианты: красота в несовершенном

На выставке AGTA Алекс Скачков из Misfit Diamonds (Ванкувер, Канада) представил необычные бриллианты. Когда его спросили, что популярно, он показал бриллианты с метким названием «соль и перец», которые содержали заметные глазу черные и белые включения. Они имели весьма своеобразный вид и были вырезаны в различные нестандартные формы (рис. 34).

Рис. 34. Бриллианты «Соль и перец». Слева направо: шестиугольная ступенчатая огранка 4,30 карата, восьмиугольная ступенчатая огранка 5,56 карата, огранка кушон натурального оранжевого алмаза 3,58 карата и грушевидная огранка 3,39 карата.

Скачков описал привлекательность этих уникальных и красивых «несовершенных» бриллиантов, особенно среди молодых дизайнеров и потребителей. По его словам, молодых покупателей не обязательно интересуют абсолютно безупречные камни. Наоборот, многие ищут драгоценные камни, которые очаровывают своим характерным и редким «совершенным несовершенством». Он отметил, что эти бриллианты также являются более бюджетным вариантом. Помимо бриллиантов «соль и перец», он показал бриллианты и сапфиры, ограненные в нетрадиционные формы, в том числе слайсы (рис. 35).

Рис. 35. Нетрадиционные огранки и слайсы бриллиантов различных размеров.

Скачков упомянул, что многие из их клиентов теперь ищут полное раскрытие всей цепочки поставок от рудника до рынка. Misfit Diamonds предоставляет эту информацию всякий раз, когда это возможно, хотя иногда их бриллианты поступают партиями смешанного происхождения с камнями из разных мест по всему миру.

Ювелирный дизайн

Шон Хилл: Изысканный дизайн украшений

На выставке GJX Шон Хилл из Тусона представил несколько поразительных украшений с мастерским исполненными формами и линиями. Золотое кольцо с бриллиантом, голубым сапфиром и сапфиром фантазийного цвета (рис. 36) очень привлекательно. Доктор Хилл — ювелир-самоучка. Он активно занимается дизайном и ручным изготовлением ювелирных изделий с 1998 года, а до этого он работал профессором литературы и философии в университете. Его академический и философский характер сразу бросается в глаза при обсуждении дизайна, а его скрупулезное внимание к пространству и объему становится тем очевиднее, чем дольше изучаешь его произведения. В кольце «Семь сестер» на рис. 36 каждый камень возвышается на свою высоту над плоскостью. Основной прямоугольник заполнен 17 бесцветными бриллиантами, вкрапленными среди 22 сапфиров.

Рис. 36. Кольцо «Семь сестер» из 18-каратного золота с 17 бриллиантами в безельной закрепке (всего 0,55 карата) и 22 сапфирами размером от 2,5 до 4,0 мм голубого, оранжевого, мандаринового, розового и зеленого цветов (всего 3,15 карата) .

Великолепная пара серег из белого золота 18К, украшенных как бриллиантовыми слайсами, так и ограненными бриллиантами (рис. 37), представляет собой пример заполнения простой геометрической формы, чтобы оживить ее. Как сказал доктор Хилл, описывая произведение: «Прямоугольник — это базовая форма, навязанное самим себе ограничение. Именно то, как вы решите наполнить его, делает его интересным». В дополнение к качеству дизайна, прямоугольники на самом деле не плоские, а слегка изогнутые, так что серьги идеально сидят на ухе.

Рис. 37. Серьги «Rose Cut» из 18-каратного белого золота с бриллиантами. Ограненные бриллианты имеют диаметр 1,5–2,0 мм.

Пара серег из 18-каратного золота с бриллиантами классической огранки и сапфирами (рис. 38) иллюстрирует современный и продуманный взгляд на классическую серьгу-люстру с квадратами и прямоугольниками, обрамляющими плавающие круглые драгоценные камни на тонких золотых нитях. Доктор Хилл объяснил некоторые аспекты своей ювелирной философии: «Вы всегда можете взять камень по его красоте, цвету и огранке, сделать из него находку, и все дело в камне. Но как превратить это в искусство?»

Рис. 38. Серьги «Горизонт событий» из 18-каратного золота, бриллианта (всего 0,07 карата) и оранжевого, мандаринового, розового, зеленого и синего сапфира (всего 5,2 карата).

Zeki Karaca Jewelry: Роскошные ручки

Некоторые из самых оригинальных работ, которые были представлены на выставке GJX, включали украшенные драгоценными камнями ручки, сделанные турецким дизайнером Zeki Karaca (рис. 39). Эти замысловатые ручки отличают изысканные детали и тонкое мастерство в обработке металла, эмалировании, гравировке, инкрустации и закрепке камня. Помимо ручек, Караджа также создает другие настольные предметы, такие как открывалки для писем и увеличительные стекла (рис. 40).

Рис. 39. Эти ювелирные ручки ручной работы изготовлены из серебра, украшены 24-каратным золотом и инкрустированы бриллиантами, сапфирами и измельченными изумрудами. Слева: изображение павлина представляет собой миниатюрную картину, покрытую прозрачной эмалью. Справа: ручка с тонкой металлической гравировкой и чернением чуть ниже пера из 24-каратного золота.

Родившийся в Стамбуле, Караджа имеет 41-летний опыт изготовления ювелирных изделий, первоначально делая украшения для продажи на Большом базаре. Чтобы применить свой опыт и креативность к различным дизайнам и стилям, три года назад он начал делать роскошные ручки и другие изделия. Он впервые попробовал это на серебряных рукоятках для ножей из дамасской стали, украшенных драгоценными камнями. Добившись там успеха, он расширил свой ассортимент, изготовляя роскошные ручки, открывалки для писем и увеличительные стекла.

Рис. 40. Серебряная лупа с украшениями из 24-каратного золота, инкрустацией, резьбой и бриллиантами.

На разработку и изготовление каждой ручки уходит около шести месяцев. Все этапы производства выполняются вручную, что делает каждое изделие уникальным в своем роде. Сначала Караджа формирует серебряную основу и доводит ее шлифовкой наждаком. Затем делают гравировку и чернение, подчеркивая гравированный узор. Свои изделия Караджа украшает бриллиантами, сапфирами, изумрудами и рубинами и использует золочение 24-каратным золотом, акцентируя элементы дизайна. Миниатюрные рисунки, такие как павлин на колпачке ручки на рис. 39 (слева), создаются вручную маленькой кистью, а затем для защиты покрываются прозрачной эмалью. Для микромозаики драгоценные камни, такие как изумруд, измельчаются и добавляются к корпусу ручки, как показано на обеих ручках на рис. 39. Декоративные элементы приваривают с помощью лазера, а затем золотят.

Учитывая высокий спрос на его продукцию со стороны коллекционеров, Караджа продолжает изучать возможности изготовления других изделий класса люкс, а также выполняет индивидуальные заказы некоторых клиентов.

Дизайны Бренды Смит

На сегодняшний день ювелирные изделия Бренды СЧмит получили четыре награды AGTA Spectrum Awards за выдающийся дизайн. В этом году в выставочном зале дизайнеров AGTA Смит представила три шедевра: два отмеченных наградами кольца с жемчугом и одно с кружевом из черненого золота, а также роскошные серьги с изображением в технике миллефиори.

Самым ценным творением Смита является ее дизайн кружевных колец. Она показала кольцо с крупной культивированной жемчужиной, украшенное золотым кружевом, сапфирами и бриллиантами (рис. 41А), кольцо с черным таитянским жемчугом с кружевом из черненого золота, рубинами и бриллиантами (рис. 41В). В этой серии она вдохновлялась связанной вручную крючком салфеткой ее бабушки с изображением ананаса (рис. 41C), кольца были созданы как дань ее памяти. В 2021 году кольцо с белым пресноводным жемчугом получило награду «Лучшее использование жемчуга» в конкурсе AGTA Spectrum, а кольцо с таитянским жемчугом получило награду InDesign Award в категории «Жемчужные украшения стоимостью более 5000 долларов».

Рис. 41. A: Это кружевное кольцо изготовлено из 18К розового золота с кружевом из черненого золота и украшено культивированной пресноводной жемчужиной диаметром 16,5 мм, окруженной розовыми и бледно-лиловыми натуральными сапфирами и круглыми бриллиантами общим весом 2,86 карата. Шинка кольца украшена бриллиантами весом 0,06 карата. B: Это кружевное кольцо с таитянским жемчугом изготовлено из 18-каратного белого золота с черненым золотым кружевом, обработанным пескоструем. Размер культивированного таитянского жемчуга составляет 16,0 мм, он окружен бриллиантами круглой огранки общим весом 1,35 карата. Рубины на шинке весят в общей сложности 0,08 карата. C: Салфетка, связанная крючком вручную бабушкой Смит.

Единственные в своем роде серьги Смита «Девушка Гибсона» (рис. 41) вдохновлены австрийским художником-символистом Густавом Климтом. Картины Климта сочетали в себе реалистичные лица с геометрическими узорами, и Смит отразила этот стиль, создав это ювелирное украшение высокого класса. Техника, используемая для создания лиц девушек, называется миллефиори, что в переводе с итальянского означает «тысяча цветов». Основой создания изделий в технике миллефиори служат специальные стеклянные «прутики», имеющие в сечении нужный мастеру рисунок. Технику миллефиори можно использовать для изготовления украшений, декоративных предметов и предметов искусства. Создание этих объектов требует особой квалификации мастера, обладающего глубоким пониманием свойств материала, значительным опытом и терпением. Американская художница Барбара МакГуайр вручную изготовила сложные вставки для сережек, выложив и соединив кусочки полимерной глиной, создав очень реалистичное изображение. Хотя объекты миллефиори обычно используются в декоративных украшениях, Смит смело и гармонично сочетает мозаику с включением в изделие различных драгоценных камней, что делает ее украшения элегантными и необычными.

Рис. 42. Эти серьги миллефиори «Gibson Girl» из белого золота 18К украшены параиба турмалинами (всего 1,11 карата), розовыми турмалинами (всего 1,54 карата) и аквамаринами (0,56 карата).

YNY Jewels: дизайнер Сурбхи Пандья

На выставке GJX привлекает внимание ослепительная пара серег с резным танзанитом (рис. 43). Дизайнер Сурбхи Пандья из YNY Jewels (Нью-Йорк) объяснила символизм резьбы на каждом из больших непрогретых кристаллов танзанита. Фиолетово-зеленым цветом изображен цветок лотоса, цветок с древним культурным значением в Индии. Поднимающийся своими глубокими корнями из грязи, он всегда чистый и символизирует чистоту и силу. Поскольку цветы закрываются на ночь и вновь открываются на следующий день, они также символизируют возрождение. Каждая резьба окружена кольцом из голубых кашмирских сапфиров и изумрудов, за которыми следуют бесцветные бриллианты и ярко-зеленые гранаты-цавориты. Каждая верхняя подвеска содержит ограненные кусочки танзанита и изумруда с центральным ярко-розовым сапфиром. Она также показала подвес с непрогретым танзанитом в форме пейсли («индийский огурец»), на котором также вырезан лотос (рис. 44). Она пояснила, что форма пейсли символизирует непрерывность и жизнь.

Рис. 43. Серьги Surbhi «Восток» с резьбой по танзанитам в окружении голубых сапфиров, изумрудов, белых бриллиантов и гранатов-цаворитов с верхней подвеской в форме цветка, состоящей из ограненных танзанитов, изумрудов и розовых сапфиров, все в оправе из 18-каратного белого золота. Общий вес бриллиантов для всей пары составляет 1,60 карата, а общий вес цветных камней — 62,23 карата, из которых 48,32 карата приходится на два резных танзанита.

Сурбхи занимается изготовлением украшений уже 20 лет и обучалась у своего отца, Йогендры Сетхи, известного художника в Индии. Она описала создание ювелирных украшений как путешествие, наполненное энергией. Она делает украшения не для себя, а стремится создавать вещи, которые что-то говорят другим. Создание глубоко личной связи клиентов с ее украшениями для нее очень полезным опытом как художника.

Рис. 44. Подвес из белого золота 18 карат, содержащий непрогретый танзанит в форме «пейсли» с резьбой в виде цветка лотоса, окруженный черными бриллиантами в закрепке «паве» и шри-ланкийскими розовыми и фиолетовымисапфирами огранки «принцесса». Общий вес бриллиантов составляет 1,00 карата, а цветных камней – 23,40 карата.

Синтетика и симулянты

Люминесцентные синтетические гранатоподобные кристаллы

Тим Челленер из компании Turtle’s Hoard (Роли, Северная Каролина) продавал на выставке несколько уникальных необработанных и ограненных люминесцентных синтетических гранатоподобных кристаллов, которые он называл «люмогранатами». После 12 лет работы в сфере драгоценных камней в марте 2022 года компания Turtle’s Hoard начала продавать только лабораторные материалы. Челленер отметил, что их самым продаваемым драгоценным камнем является Ce:LuAG — лютеций-алюминиевый гранат (Lu3Al5O12), легированный церием. Этот материал был представлен в оптической промышленности в конце 1990-х годов и действует как сцинтиллятор, флуоресцентный кристалл, который поглощает высокоэнергетическое излучение, такое как рентгеновское или гамма-излучение, и переизлучает его в виде видимого света с более низкой энергией, который гораздо легче обнаружить. LuAG близок к YAG, и оба они имеют одинаковую структуру граната, что придает одинаково превосходные оптические свойства драгоценному камню (см. рис. 45).

Рис. 45. Ограненные «люмогранаты» ИАГ, легированные церием, от желтого до зеленовато-желтого цвета в диапазоне от 4 до 12 карат каждый

Иттрий-алюминиевый гранат, известный как YAG (Y3Al5O12), выращенный в лаборатории кристалл, который кристаллизуется в кубической структуре граната, был одним из самых популярных имитаторов алмаза с 1960-х до середины 1970-х годов из-за его относительно хорошей твердости (около 8,25 по шкале Мооса) и блеска. Реплика 69,42-каратного бриллианта Тейлор, как известно, сделана из YAG. Гадолиний-галлиевый гранат, известный как GGG (Gd3Ga5O12), был следующим гранатоподобным материалом, который использовался в качестве имитатора алмаза. GGG немного более блестящий и дисперсионный, чем YAG, но довольно легко царапается из-за его более низкой твердости (примерно от 6,5 до 7,5 по шкале Мооса).

Большинство этих гранатоподобных кристаллов легированы различными редкоземельными элементами, такими как неодим, эрбий, церий и иттербий. Эти примеси не только повышают ценность материалов в оптической промышленности, но и дают разноцветные синтетические гранатоподобные кристаллы, которые сегодня используются как драгоценные камни в ювелирной промышленности.

Эти синтетические гранатоподобные кристаллы чаще всего получают методом Чохральского, также известным как метод вытягивания. В этом процессе буль (цилиндрический синтетический кристалл, полученный в процессе плавления) вырастает из тонкого цилиндрического затравочного кристалла, который погружают в расплав граната желаемого состава. Затравка вращается, а затем очень медленно поднимается с контролируемой скоростью, позволяя расплаву кристаллизоваться на ней. Полученный материал чрезвычайно чистый, с небольшим количеством включений или вообще без них. Однако на самом деле этот материал не предназначен для производства драгоценных камней и ювелирных изделий; на продажу и огранку предназначен только некачественный материал и обрезки булей (рис. 46).

Рис. 46. Вершина буля ИАГ, легированной церием и неодимом и изготовленной по методу Чохральского, диаметром около 36 мм и высотой 45 мм. Части буля, которые нельзя использовать в научных целях, можно продать в торговлю драгоценными камнями и ювелирными изделиями для огранки.

Челленер объяснил: «Они созданы в лаборатории, но у каждого из них есть своя история, помимо использования в качестве драгоценного камня. И хотя высказывались противоречивые мнения о том, действительно ли некоторые выращенные в лаборатории камни, особенно выращенные в лаборатории бриллианты, действительно экологичны, материалы, с которыми мы работаем, являются неизбежным побочным продуктом необходимого роста кристаллов. Наша современная жизнь зависит от выращивания этих материалов — у нас не может быть сотовых телефонов без ниобата лития или современных ПЭТ-сканеров без сцинтилляторов — так что на самом деле нет никаких дополнительных отходов, связанных с ними».

Компания Turtle's Hoard предлагала различные «люмогранаты», в том числе граненые и не граненые люминесцентные желтые и желтовато-зеленые люминесцентные GAGG, легированные церием (гадолиний-алюминий-галлиевый гранат, Gd3Al2Ga3O12), LuAG, легированные церием, и YAG, легированные церием (см. снова рис. 45). Кроме того, они предлагали необработанный серовато-фиолетовый ИАГ, легированный неодимом, необработанный и ограненный зеленовато-синий ИАГ, легированный иттербием (рис. 47), необработанный розовато-оранжевый ИАГ, легированный эрбием, и необработанный и ограненный зеленый ИАГ, легированный хромом — зеленый камень. с яркой красной флуоресценцией, показывающей одновременные вспышки зеленого и красного цвета в зависимости от освещения, получившего название «рождественский гранат». Хотя YAG, GGG, LuAG и GAGG и обладают гранатоподобной структурой, они не являются синтетическими гранатами, поскольку по химическому составу они не соответствуют каким-либо природным гранатам.

Рис. 47. Зеленовато-голубой необработанный и обработанный YAG, легированный иттербием. Кабошон спереди 14×10 мм

Предыдущие выставки

(файлы в формате pdf)

Тусон 2015

Тусон 2016

Тусон 2017

Тусон 2018

Тусон 2019

Тусон 2020

Тусон 2021

Тусон 2022


ФОТОГАЛЕРЕЯ выставки


  • Подвеска справа представляет собой миниатюрную копию «Баии», массивного рутилового кварца, созданного Гленном Лерром и Лоуренсом Столлером. Каждый кулон в коллекции вырезается из остатков сырья.

  • Набор кабошонов топаза с эффектом «кошачий глаз». Центральный камень весом 135,80 карата

  • Брошь украшена империал топазом весом 13,27 карата в окружении бриллиантов весом 8,50 карата в оправе из 18-каратного желтого золота.

  • В этой прекрасно подобранной паре серег из натурального жемчуга к каждой 10-каратной круглой жемчужине подвешена удивительно большая каплевидная 32-каратная.

  • Брызги кварца «манго» размером 92 × 103 мм из провинции Бояка в Колумбии. Считается, что желтая окраска связана с минералом галлуазит.

  • Азуритовый диск (123 × 140 мм) природного происхождения на каолинитовой матрице с вкраплениями малахита из медного рудника Мальбунка в Австралии.

  • Потрясающие серьги Alexandre Reza из 18-каратного золота. В этом дизайне 112 бриллиантов (всего 7,86 карата) свисают с двух изумрудов (всего 2,12 карата).

  • Необработанный и резной гемиморфиты весом 173,35 карата и 112,26 карата соответственно.

  • Винтажная деми-парюра Fred of Paris из серег и браслета с бриллиантами, рубинами, изумрудами и сапфирами.

  • Это скопление аквамариновых брызг из Скарду (Пакистан) размером 160 × 102 мм.

  • Индиколит из Афганистана. Кристалл весом 116,7 карата из провинции Нуристан, а драгоценный камень весом 9,39 карата — из провинции Кунав.

  • Серьги и колье в виде медуз из желтого золота 14 карат и жемчуга мейбе, добытого в море Кортеса.

  • Мастер-огранщик Марк Гронлунд сочетает натуральный орегонский солнечный камень с непрогретым нигерийским розовым турмалином. Дублет 7,35 карата, показан сверху и сбоку.

  • Кольцо Cartier Les Oiseaux Libérés из 18-каратного белого золота с бриллиантами, изумрудами и сапфирами.

  • Этот эфиопский опал, удачно названный «Огненным кольцом», в матрице представляет собой квадрат темного опала, окруженный кольцом белого опала.

  • Двухцветный сподумен из провинции Нуристан, Афганистан. Окончания кристалла, кажется, имитируют горный хребет, из которого он был добыт.

  • Винтажный браслет с бриллиантами и резными изумрудами, разработанный Александром Реза.

  • Колье в стиле Арт Нуво с эмалью, украшенное 20 жемчужинами, четырьмя природными пресноводными и одной пресноводной миссисипской жемчужиной в форме клыка.

  • Валунный опал в форме рога имеет размеры 75,5 × 15,9 × 4 мм и весит 74,20 карата.