Menu

Тиары и регалии ЯПОНСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ДОМА

Три священных сокровища Японии


Три священных сокровища Японии известны также как регалии императорского дома Японии (三種の神器 Sanshu no Jingi/Mikusa no Kandakara?). Но это совершенно необычные регалии, не встречающиеся, пожалуй, ни в одной другой стране. Дело в том, что их, кроме самого императора, никто никогда не видел. Это запрещено. На рисунке слева лишь некое представление о них. Это меч Кусанаги (草薙劍 Kusanagi no Tsurugi?), зеркало Yata no Kagami (八咫鏡?) и драгоценный камень Yasakani no Magatama (八尺瓊勾玉?). Регалии представляют собой три основных достоинства: доблесть (меч), мудрость (зеркало) и доброжелательность (драгоценный камень).

Благодаря легендарному статусу этих предметов, их расположение точно не известно, но обычно считается, что меч находится в Atsuta Shrine в Нагое, драгоценный камень хранится в Трех дворцовых святилищах в Kōkyo (Императорский дворец в Токио) ,а зеркало в Храме Исэ префектуры Миэ.

С 690 года показ этих сокровищ императору священниками в храме является центральным элементом церемонии интронизации. Эта церемония не публичная, поэтому сокровища может увидеть только император и несколько священников. Следовательно, никаких точных фотографий или рисунков с оригинала не существует. Два из трех сокровищ (драгоценный камень и меч) последний раз видел хранитель Государственной печати во время интронизации императора Акихито, но сокровища были при этом закрыты чехлами.

Легенда говорит, что эти сокровища были доставлены на Землю Ниниги-но-Микото, легендарным предком японской императорской фамилии, когда его бабушка, богиня Солнца Аматэрасу, послала его усмирять Японию. Рассказывают, что сокровища были в конце концов переданы императору Дзимму, правнуку Ниниги и первому императору Японии. По традиции они были символом божественности императора как потомока Аматэрасу, подтверждая его легитимность в качестве первостепенного правителя Японии.

По легенде, когда Аматерасу спряталась в пещере от своего брата, бога ветра, Сусаноо-но-Микото, тем самым погружая мир в темноту, богиня счастья, радости, танцев и театра Аме-но-Узум-но-Микото повесила зеркало и драгоценности за пределами пещеры и тем самым выманила ее из пещеры. Богиня Солнца посмотрела на свое отражение в зеркале и застыла от изумления, тогда боги смогли оттащить ее от пещеры. Сусаноо позже отдал меч Кусанаги Аматерасу в знак признательности. Меч бог ветра нашел, когда победил восьмиголового, восьмихвостового дракона Yamata no Orochi, разрубив один из средних хвостов дракона.

С того времени легенд и преданий пролетело много весьма бурных веков японской истории: войны внешние и междоусобные, разделение императорского дома, сёгунат, борьба феодальных кланов. Неужели все эти сакральные предметы уцелели? Известно, что 1040 году храм и отсек, где хранилось зеркало, сгорел. Точно не известно уцелела ли сама реликвия. Независимо от того, было ли это зеркало безвозвратно потеряно или нет, говорят, что сегодня оно находится в Великом храме Исэ, а его точная копия хранится в Трех дворцовых святилищах Императорского дворца в Токио.

В 1185 году после битвы между кланом Тайра, контролировавшем Южную династию и ее восьмилетнего императора, и кланом Минамото, битвы, которую Тайра проиграли, бабушка императора выбросила в море драгоценные реликвии, чтобы они не достались врагу. А затем сама вместе с внуком бросилась морскую пучину. (Этот эпизод вдохновил и продолжает вдохновлять японцев на создание многочисленных произведений искусства как в поэзии, так и в прозе.) Камень и зеркало вскоре выловили водолазы. Один солдат попытался открыть футляр и посмотреть на сокровище, но его тут же ослепили. Меч был утерян. Есть целый ряд средневековых текстов, относящихся к потере меча, которые по-разному утверждают что случилось с мечом. Одни говорят, что была сделана копия, другие считают, что сам потерянный меч был копией, третьи же утверждают, что меч был возвращен на землю сверхъестественными силами.

Вероятно, камень Ясакани-но-Магатама - единственная из трех регалий, существующих в своей первоначальной форме. Это бусина из нефрита, сделанная в форме запятой. Такие бусины производились в древней Японии с X века до н.э. и сначала использовались как украшения, а затем как церемониальный и религиозный предмет.

О важности императорских регалий для японского императорского дома свидетельствует несколько заявлений, сделанных императором Хирохито 25 и 31 июля 1945 года, в конце Второй мировой войны, приказывающих защитить сокровища «любой ценой».

Регалии наследника японского престола

Японскому наследному принцу полагается 2 тати (или тачи): Tsubokiri no Mitsurugi, 壺切御剣, что означает «меч, режущий горшок») и Юкихира Гёкэн (Yukihira Gyoken,行 平 御 剣, что означает «меч, сделанный Юкихирой»). Крон-принц обязан носить их на официальных церемониях вместе с традиционным сокутаем.

Тати - японский двуручный меч, предшественник катаны. Тачи и катана обычно различаются по длине, степени кривизны и способу ношения в ножнах. Стиль мечей тати предшествовал развитию катаны, название которой не упоминалось до конца XII века. Тачи были основными японскими мечами периода Кото между 900 и 1596 годами. Даже после периода Муромати (1336–1573), когда катана стала мейнстримом, тати часто носили высокопоставленные самураи.

Меч Цубокири - самый важный меч, принадлежащий наследному принцу, который Император передает после церемонии своей интронизации наследнику престола в доказательство его официального статуса. Этому мечу 1000 лет. Известно, что еще император Уда передал его будущему императору Дайго, когда тот стал наследным принцем в 893 году. Меч Юкихира - это тати, изготовленный Юкихирой, кузнецом мечей в период Камакура.

На церемонии Rikkoshi Senmei-no-gi - официальное утверждение императором наследного принца.

После отречения императора Японии Хэйсэй (Акихито) в апреле 2019 года новым императором стал его старший сын Нарухито, после чего титул крон-принца перешел к его младшему брату Акисино (Фумихито). Церемония Rikkoshi Senmei-no-gi (официальный обряд утверждения наследника престола) была запланирована на апрель 2019 года, но была отложена до ноября. Посещаемость была ограничена из-за пандемии нового коронавируса. Наследный принц также получил меч Цубокири-но гёкэн, передающийся от предыдущего наследного принца следующему как символ их статуса. Нового крон-принца поздравили Премьер-министр Ёсихидэ Суга и другие высокопоставленные должностные лица как в Японии, так и за рубежом.

Церемонии Rikkoshi Senmei-no-gi - официальное утверждение императором наследного принца Акисино.

В настоящее время единственным мужчиной в императорской семье, который моложе наследного принца и может занять трон, является его собственный 14-летний сын принц Хисахито. Другими словами, церемония провозглашения крон-принца установила, что линия престолонаследия переходит от императора Нарухито к наследному принцу Акисино, а затем к принцу Хисахито. Это соответствует священному принципу, согласно которому императорская преемственность должна быть ограничена потомками мужского пола по мужской линии. Согласно статье 5 специального закона об отречении от престола, принятого в 2017 году, наследный принц должен быть выбран в соответствии с положениями Закона об императорском дворе 1947 года. Этот закон предусматривает наследование по мужской линии.

ХРИЗАНТЕМОВАЯ ТИАРА ЯПОНСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ДОМА

Императорский дом Японии – самая старая из ныне существующих династий в мире. Если, конечно, считать всех легендарных императоров, начиная с правнука богини Солнца Дзимму, который жил 2600 лет назад. У японских императоров никогда не было фамилий, чем они подчеркивали свое божественное происхождение . Однако первый, достоверно известный император Кэтай жил в 6 веке, следовательно, так и так бесфамильная династия существует уже около 1500 лет.

Япония очень долго жила в самоизоляции. Поэтому такие украшения как тиары не были известны японцам. Все изменилось с приходом к власти Мейдзи, который провел крупные реформы по модернизации страны. Началась стремительная вестернизация Японии. В 1889 г. была принята Конституция Японии, написанная на основе конституций западных стран, первая во всей Азии. Все это привело к тому, что Япония в короткие сроки заняла достойное место в числе ведущих мировых держав.

Орден Хризантемы - высшая награда в Японии, создан в 1876 году

Хризантема - эмблема на двери императорской резиденции Ясукуни в Токио

Трон периода Мэйдзи в императорском дворце в Токио был последний раз использован императором Хирохито, так как он был разрушен во время Второй мировой войны

Его Императорское Величество Император Сёва после церемонии его интронизациив в 1928 году, одетый в сокутай.

Но оставим в покое драмы благородных семейств и вернемся к нашим тиарам. Итак, в эпоху императора Мэйдзи (1868-1912), началась грандиозная «Perestroika». В это время впервые и появились тиары, венчающие царственное чело, из коих Хризантемовая тиара считается самой главной, выполняя род короны для японской императрицы. Только ей одной позволено носить этот знак отличия. Поскольку символом императорской фамилии является хризантема, собственно, сам трон называется Хризантемовым троном, государственная печать Японии выполнена в виде 16 лепестков хризантемы, высший государственный орден – Орден Хризантемы, то само собой разумеющееся, главная тиара страны не может быть никакой другой, кроме как Хризантемовой.

Тиара была изготовлена для императрицы Тэймей (принцесса Садако Кудзё,), жены императора Тайсё в 1915 году. Изготовитель, если Гугл правильно перевел с японского , – Микимото Кохити. Он прославился тем, что первым в мире стал выращивать искусственный жемчуг. В тиару переделали нагрудное украшение императора. Она представляет собой венок из бриллиантовых хризантем, окруженных листвой, на платиновой основе. К тому времени уже была освоена обработка платины для изготовления ювелирных изделий. Центральное украшенье съемное. Интересно, что тиара легко трансформируется в корсажную брошь.

Стоит сказать, что, если китайцы обожают чистое золото, ассоциируя его с Солнцем, и поэтому цвет одежды Сына Неба может быть только желтым, то японцы предпочитают платину и царственным цветом одежды считается белый. Однако, чаще всего, он не белоснежно белый, а с небольшим оттенком кремового или бледно-зеленого.

Когда сын Тэймей Хирохито стал императором, тиара перешла ее невестке императрице Кохун. Внизу фото этой императорской четы. Императрица, как и положено, в Хризантемовой тиаре.

Император Сёва (Хирохито) и императрица Кохун(Нагако) в 1956 году

Сейчас тиару носит императрица Мичико, жена ныне здравствующего императора Акихито.

Императрица Мичико в Хризантемовой тиаре (слева) и Император Акихито и императрица Мичико (справа)

Недавно император Акихито решил отречься от престола. По конституции монарх исполняет свои полномочия пожизненно, но учитывая возраст и состояние здоровья, правительство разрешило ему отойти от дел. Процедура отречения состоялась 30 апреля 2019 года. Хризантемовый трон перешел к его старшему сыну, Нарухито. Прежний император получил титул Императора на покое. Это, можно сказать, в японской традиции. Такое уже бывало неоднократно в японской истории, когда император еще при жизни уступал свой трон сыну, оставаясь его советником.

Интронизация императора Нарухито - «Банзай!»

Желающие могут просмотреть всю церемонию интронизации Нарухито здесь и вечерний прием здесь. Но предупреждаю - двухчасовая церемония на редкость нудная. Все действо состоит в хождении придворных в средневековых многослойных нарядах с длинными шлейфами и в полной тишине, нарушаемой лишь шарканьем такой же тяжелой средневековой обуви. Середина немного оживлена короткой, эмоциональной речью императора, ответным словом премьер-министра, залпом пушек и криками: «Банзай!» . Но затем все во главе с императором и императрицей гуськом направились в обход по внешней галерее дворца. Что заняло еще час времени. Чинно, неспешно, с чувством, с толком, с расстановкой. Видно, что к концу все очень устали. Особенно дамы - у них по полу волочился не только шлейф, но и весь подол. Не наступить спереди себе на юбку - большое искусство. Так как тронный зал очень маленький, зарубежные гости сидели в другом помещении и наблюдали за церемонией по монитору. И утомились не менее ее участников.

Бриллиантовая тиара принцессы Нори

Эта тиара принадлежала принцессе Нори, единственной дочери императора Акихито и императрицы Мичико. Она получила ее в 1987 году, когда стала совершеннолетней м согласно японской традиции получила в награду драгоценные украшения.

Обычно вместе с тиарами принцессе делают ожерелье, зеркально отражающее орнамент тиары.

Но у этой тиары нет такого. Ее история восходит к 1923 году. Полагают, что это переделанная тиара, принадлежавшая ранее корейской крон-принцессе Euimin, урожденной японской принцессе Масако. Корея в те времена была под управлением Японии после аннексии 1910 года и управлялась корейским принцем, но под японским контролем.

Тиара выполнена из градуированных бриллиантов и одного крупного, 3 каратного центрального. Центральное украшение съемное, его можно носить как брошь или кольцо. Выполнена мастером Икимото.

Принцесса носила ее вплоть до 2005 года, когда она вышла замуж за незнатного человека, Ёшики Курода. В соответствии с императорским семейным правом ее брак с простолюдином означал, что она должна отказаться от своего титула, своего официального места в императорской семье , своего государственного пособия и своей тиары. Принцесса Нори теперь известна как Саяко Курода. Она по-прежнему участвует в каких-то имперских событиях, просто не в том же качестве, что и раньше, и без использования тиары.

Тиара вернулась в императорскую сокровищницу, ее надевают другие принцессы на официальных церемониях.


Принцесса Масако (слева) и Принцесса Нор справа)

Лучистая жемчужно-бриллиантовая тиара императрицы Мичико

Японская жемчужно-бриллиантовая лучистая тиара представляет собой вариант классического дизайна тиары-бахромы с исключительно тонкими, почти полностью бриллиантовыми лучами, образующими плавную верхнюю линию. Форма эта известна как русский кокошник - традиционный русский головной убор. Несколько жемчужин вдоль вершины придают определенную мягкость жесткой форме лучей.

Императрица Мичико и крон-принцесса Масако

Как и о многих других тиарах, которые носит японская императорская семья, об этой также мало что известно широкой публике. Видно, что тиара усеяна исключительно белыми камнями, что характерно для всех японских диадем. Диадему обычно носят с ожерельем, зеркально отражающим узор диадемы и простой парой сережек, создавая прическу - особенность многих современных японских диадем.

Тиару носила императрица Мичико, в те времена, когда она была крон-принцессой и женой наследного принца. Став императрицей, она передала лучистую жемчужно-бриллиантовую тиару своей невестке, крон-принцессе Масако.

Бриллиантовая тиара с завитками императрицы Мичико

Будущая императрица Мичико Шёды впервые надела эту тиару в день своей свадьбы с наследным принцем. Нарухито в 1959 году (сейчас они император и императрица). Тиара создана в комплекте с хорошо подобранным ожерельем, повторяющим узор диадемы. Эта парура стала одной из самых любимых у Мичико и в первые годы ее пребывания в императорской семье. Мичико очень часто надевала ее.

В 1993 году императрица Мичико подарила бриллиантовую тиару с завитками своей невестке, наследной принцессе Масако Овада, которая впервые надела ее на свою свадьбу с наследным принцем Японии Нарухито и, как и у ее свекрови, это была ее самая любимая тиара в первые годы ее брака. Она неизменно появлялась в этой тиаре на ежегодных новогодних мероприятиях и государственных банкетах.

К сожалению, прошло уже много лет с тех пор, как она в последний раз надевала бриллиантовую тиару с завитками Ее вообще стали редко видеть в публичном пространстве, так как она ушла из большей части общественной жизни после того, как начала страдать тем, что было названо «нервным расстройством». В народе полагают, что оно было вызвано строгой жизнью японского императорского двора и интенсивным давлением на нее по поводу рождения столь необходимого наследника. (У пары после восьми лет брака родилась дочь Айко, но только мужчины могут наследовать трон. Обсуждение вопроса об изменении политики престолонаследования прекратилось, когда брат Нарухито, принц Акисино и его жена родили сына.)

В последнее время наметился небольшой прогресс в лечении и Масако изредка стала появляться на некоторых официальных церемониях. В частности на собственном 50-летнем юбилее, а также она посетила инаугурацию короля Нидерландов Виллем-Александра. (Отец Масако является судьей Международного Суда в Нидерландах, и она, похоже, имеет особую связь с голландской королевской семьей.) Однако сейчас она предпочитает надевать лучистую жемчужно-бриллиантовую тиару.

Императрица Мичико(слева) и Крон-принцесса Масако(справа)

Meiji Scroll Tiara (Мейжи тиара с завитками)

Императрица Shōken (слева), Императрица Teimei (справа)

Одна из старейших (возможно, самых старых) тиар, которые в настоящее время используются японской императорской фамилией. Она представляет собой базу из завитков, которые венчаются рядом круглых бриллиантов. Эти отдельные бриллианты можно снять и использовать тиару без них (как видно на фото с императрицей Kōjun) или укрепить в центре бриллиантовую звезду (как на фото с императрицей Shōken).

Императрица Kōjun

Говорят, что это тиара выполнена Chaumet и датируется 1885 годом, и действительно, ее можно увидеть на голове каждой императрицы в современную эпоху, начиная с императрицы Shōken. Шюкен (1849-1914) была женой императора Мэйдзи, который правил с 1867 по 1912 год. В эпоху Мэйдзи Япония стала более открытой влиянию Запада, откуда многое позаимствовала, включая такой вид украшений как тиары, которые не были частью традиционного японского наряда.

Тиара передавалась каждой царствующей императрице со времен Мэйдзи. Её носила императрица Темий (1884-1951), жена императора Тайшу, а затем императрица Ксюн (1903-2000), жена императора Шюва (также известного как император Хирохито, прежний император). Сегодня её носит императрица Мичико, жена нынешнего императора Акихито.

Также как и хризантемовая тиара, Meiji Scroll предназначена только для жены царствующего императора. У императрицы Мичико три главные диадемы, которые она использует как императрица Японии: хризантемовая, Мейжи тиара с завитками и жимолостная). Жаль, что тиару Мейжи она надевает не часто, потому что это очень красивая тиара и дизайн ее никогда не устареет.

Жимолостная (пальметтовая) тиара принцессы Чичибу


Это третья из тиар, которые в настоящее время находятся в распоряжении императрицы Мичико. Две другие : императорская хризантемовая тиара и тиара Мэйдзи). Пожалуй, по сравнению с двумя вышеперечисленными, жимолостная тиара имеет наиболее изящный дизайн. Тиара украшена мотивами жимолости или мотивами «пальметта» с большими бриллиантами вверху и в центре, отдельно по алмазным петлям, заполненным линиями градуированных бриллиантов

Тиару носила Сецуко, принцесса Чичибу (1909-1995), которая была замужем за принцем Чичибу, вторым сыном императора Тайшу и императрицей Теймей. В ней она на свадебной фотографии 1928 года и, возможно, это был подарок ей, когда она вышла замуж за принца и вошла в императорскую семью. Дарить диадемы невесте члена императорской фамилии - традиция любого царствующего дома как в прежние времена, так и сейчас. Похоже, что изначально было подходящее ожерелье и, вероятно, диадема была частью большой паруры. Принцесса Чичибу была теткой нынешнего императора Акихито.

В последние годы жимолостную тиару носила императрица Мичико.

Жимолостная тиара принцессы Чичибу стоит отдельно от двух других диадем в коллекции императрицы, потому что она единственная, которая традиционно не предназначена для императриц, но она имеет ту же самую белую цветовую схему, что и остальные императорские диадемы. Ее основной орнамент жимолость/пальметта был популярным мотивом многих тиар, например, глостерская жимолостная тиара или совсем современная изумрудно-бриллиантовая тиара принцессы Софии. Сейчас императрица Мичико редко появляется в этой тиаре. Она вообще стала избегать тиар из-за начавшихся проблем с шеей.

Бриллиантовая тиара принцессы Мако Акишино

У императорского дома Японии есть традиция - дарить членам своей семьи, девушкам, достигшим совершеннолетия (в Японии это 20 лет) драгоценную паруру: тиару, ожерелье, браслет и сережки.

Принцесса Мако - старшая внучка императора Акихиро и императрицы Мичико получила свою паруру, когда она стала совершеннолетней, в 2011 году. Ее тиара, выполненная японской ювелирной фирмой Вако, включает в себя мотивы флер де лис, фестоны и цветочные узоры. Это созвучно мотивам свадебной тиары ее матери, но несколько отличается от них. Тиара Мако очень близка по дизайну тиаре королевы Марии Lover Knot. Ожерелье является зеркальным отражением рисунка тиары.

Тиару Мако регулярно надевала на все официальные мероприятия.

В мае 2017 года стало известно, что принцесса собирается выйти замуж за простолюдина - Кей Комуро, студента Международного христианского университета, при этом потеряв свой титул, свою роль в императорской семье и свою паруру. Парура вернулась в императорскую сокровищницу.

Бриллиантовая тиара принцессы Како Акишино

Принцесса Како Акишино - вторая дочь принца и принцессы Акисино и внучка императора и императрицы получила свою паруру, как водится, в день своего совершеннолетия, 29 декабря 2014 года.

Паруру создавала компания K. Mikimoto & Co - старейший в Японии ювелирный дом. Однако и ему пришлось посоревноваться за эту честь, так как на нее претендовали еще 4 солидные ювелирные компании. Микимото - престижная японская ювелирная компания. Ее основатель известен как человек, впервые научившийся культивировать жемчуг. Компания долгое время была официальным поставщиком японского императорского дома. Однако с недавних пор решено было предоставлять императорский заказ на конкурсной основе. Парура стоила императорской фамилии около $250,000.

Парура представляет собой сочетание цветочных мотивов и флер де лис. Естественно, так как цвет японского императорского дома - белый, парура выполнена исключительно из белых бриллиантов. Состоит из тиары, зеркально отражающего диадему ожерелья, сережек с крупными бриллиантами и браслета.

Еще несколько японских тиар

Бриллиантово-жемчужная тиара - часть свадебной паруры принцессы Такамадо, вдовы принца Такамадо, двоюродного брата императора.

Еще одна парура принцессы Такамадо, выполненная в растительном орнаменте. Принцесса Такамадо - единственный член семьи, которая предпочитает белому цвету цветные наряды.

Бриллиантово-жемчужная тиара принцессы Норико Такамада создана ювелиром Микимото, украшена бриллиантовыми завитками в виде волн, свернувшихся вокруг белого жемчуга с асимметричной центральной волной.