ВЛИЯНИЕ МАТЕРИАЛА ТИГЛЯ НА СВОЙСТВА ЮВЕЛИРНЫХ ЭМАЛЕЙ

Зайцев В. Н., Засухина Л. 3., Орлова Л. Н„ Александрова Г. И.


Для эмалирования изделий из сплавов золота, серебра и меди в ювелирной промышленности применяют, в основном, свинцово-силикатные эмали [1]. Однако ассортимент ювелирных эмалей, существующих в настоящее время, очень мал, в палитре преобладают темные тона, поэтому при нанесении таких эмалей на сплавы золота и серебра пропадает цвет металла. К тому же, лишь немногие из существующих эмалей на всех применяемых сплавах металлов получаются яркого, хорошего цвета.

Обычно эмали, окрашенные СuO, Fе2О3, Мп2О3, варят в два приема. Сначала при температуре 1350-1400 oС получают расплав, затем его выливают в холодную воду, сушат и проводят вторичную варку, добавляя краситель и небольшое количество шихты. Температура вторичной варки — 1250-1300oС. Этим методом было сварено четыре исследуемых эмали. Основой служили свинцово-силикатные составы с содержанием окиси свинца (РЬО) 35-45 вес.%. Варку каждой эмали производили в кварцевых и корундизовых тиглях.

При определении влияния материала тигля на качество эмали изучали следующие свойства эмали: химическую устойчивость по отношению к 3%-ной азотной кислоте, плавкость методом растекания капли и интервал обжига в градиентной печи.

Как показали результаты исследований, эмали, сваренные в корундизовых тиглях, обладают лучшей химической устойчивостью и, соответственно, большей тугоплавкостью, чем эмали, сваренные в кварцевых тиглях (табл.).

Таблица

№ эмали Потери веса (после выдерживания в 3%-ной НN03 в течение 24 час, %) Плавкость Интервал обжига, град.
Корундиз Кварц Корундиз Кварц Корундиз Кварц
2 22,3 26,7 1,15 1,20 760—860 760—840
104 10,8 27,3 1,00 1,20 780—880 760—840
105 25,8 28,7 1,18 1,34 740—820 740—820
108 7,0 12,7 0,98 1,05 740—840 740—840

Сопоставляя данные по химической устойчивости, плавкости эмалей с температурой их обжига, можно сделать вывод, что ювелирные эмали лучше всего варить в корундизовых тиглях. Однако в некоторых случаях эмали, сваренные в корундизовых тиглях, значительно уступают по яркости и блеску эмалям, сваренным в кварцевых тиглях. Особенно сильно сказывается влияние материала тигля на цвет эмалей, окрашенных окисью кобальта или двуокисью марганца (эмали № 104 и 2). Так как для ювелирных эмалей цвет имеет первостепенное значение, то варить такие эмали следует в кварцевых тиглях. Однако при промышленном производстве эмалей желательно применять корундизовые или шамотные тигли как более экономичные.

Следующим этапом работы были поиски замены кварцевых тиглей. Установлено, что благоприятные результаты получают при варках эмалей в корундизовых или шамотных тиглях, предварительно облицованных бесцветным тугоплавким стеклом. Такие эмали, по химической устойчивости лишь немногим уступающие эмалям, сваренным в корундизовых тиглях, обладают ярким цветом и блеском, присущим эмалям, сваренным в кварцевых тиглях.

Эмали, окрашенные окисью меди (№ 105 и 108), имеют стабильную окраску при варке как в кварцевых, так и в корундизовых тиглях. Как следует из данных таблицы, влияние материала тигля на физико-химические свойства таких эмалей также менее значительно. Поэтому варить эмали, окрашенные окисью меди, можно как в кварцевых, так и в корундизовых тиглях.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что можно получить более качественные эмали, а кроме того, расширить ассортимент тиглей, применяемых при варке ювелирных эмалей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брэполь Э. Теория и практика ювелирного дела. Л., «Машиностроение», 1973.

2. Справочник по производству стекла. Т. 2. М., Госстройиздат, 1963.

3. Лозова Э. И., Юдин Н. А. Обесцвечивание cвинцово-кремнеземистых стекол.— Сб. «Производство и исследование стекла и силикатных материалов». Ярославль, 1973.