Японская перегородчатая эмаль
Техника перегородчатой эмали известна с очень древаних времен, ее использовали в Египте, она применялась греками еще микенского периода. В древности художники обычно припаивали провода к металлическому корпусу, а затем заполняли углубления эмалью — составом из песка, кремня, соды и свинца. После обжига в печи на древесном угле при очень высоких температурах смесь расплавляется и приобретает блестящую, стеклообразную текстуру. Стекло или эмаль расплавляются в каждой разделенной области, чтобы создать элегантное украшение, похожее на драгоценность.
Термин перегородчатая эмаль происходит от французского слова «cloisons» (перегородки) — проволочные ячейки, которые используются для создания этой техники. Большинство терминов в технике эмалирования французского происхождения, вероятно, потому, что французы доминировали в практике использования эмали около десяти столетий.
Однако японцы используют другой термин для описания перегородчатой эмали: shippō — «эмалированная посуда, такая же прекрасная, как семь сокровищ». Shippō отсылает к семи сокровищам сутры*, что напрямую связано с древними буддийскими текстами. Семь сокровищ включают золото, серебро, жемчуг, хрусталь, агат, лазурит и коралл. Это определение перегородчатой эмали подчеркивает японскую близость к природе и религии, в то время как французский термин фокусируется на техническом аспекте метода.
Для создания перегородчатой эмали обычно принято припаивать медные или серебряные перегородки к металлическому основанию. Японский процесс отличается тем, что перегородки прикрепляются с помощью рисовой пасты или клея, сделанного из корня орхидеи, называемого biyaku-gu. После того, как перегородки закреплены на основании, художник берет эмалевую пасту — смесь воды и эмали, и аккуратно помещает пасту в образовавшиеся ячейки с помощью бамбуковой ручки. После этого шага объект должен высохнуть так, чтобы вся влага испарилась из эмали. После полного высыхания художник осторожно помещает объект в муфельную печь или nishiki-gama — глиняную печь, которая топится углем. После того, как эмаль расплавится, изделие можно вынуть и охладить. Затем художник может вернуться, добавить еще эмалевой пасты и еще раз обжечь изделие, пока эмаль не станет вровень с металлическими перегородками. (Повторный отжиг делают из-за усадки стекловидного покрытия.) Последний шаг включает шлифовку и полировку эмали и перегородок до получения ровной поверхности. После шлифовки и полировки эмалированный предмет в последний раз отправляется на обработку nishiki-gama, чтобы придать эмали зеркальный блеск.
Для изготовления великолепных и красивых перегородчатых изделий используются несколько техник, которые можно увидеть только в Японии.
Основные виды японской эмали
Слева направо:
Wire cloisonne — проволочная перегородчатая эмаль (yusen shippo) использует полоски серебряной проволоки для создания перегородок между областями эмали разного цвета. Это основной метод производства изделий с перегородчатой эмалью.
«Lost-base — Утраченная основа» — plique-a-jour (shotaishippo) изготавливается по тем же этапам, что и проволочная перегородчатая эмаль, но в конце процесса медный сосуд растворяется в кислоте, оставляя только эмалированную поверхность. Японский термин shotai — сётай означает «опущенная основа».
«Muddy — Мутная» перегородчатая эмаль. Непрозрачная перегородчатая эмаль, похожая на матовую грязь. Для создания перегородок между разноцветной эмалью вместо серебряной используется латунная проволока.
Японцы, больше чем любая другая культура, всегда были почти помешаны на дизайне и качестве в отношении всего, что они делают. Каллиграфия — великое искусство (как и в Китае), но их одежда, изделия из металла, резьба, керамика, оружие и все остальное всегда производились с большой тщательностью, мастерством и стилем. Об этом свидетельствует их чайная церемония. Это также нашло отражение как в обычных, бытовых предметах, так и в одежде и аксессуарах самурая. Просто посмотрите на меч самурая, состоящий не только из удивительного клинка, но и из отдельной рукояти и tsuba (гарды), которая сама по себе является законченным произведением искусства. Есть также целая коллекционная зона инро, одзимэ и нэцкэ, маленьких коробочек и аксессуаров, которые носили самураи.
Для современной перегородчатой эмали основной техникой является yusen-shippo — юсэн-шиппо (перегородчатая проволочная эмаль), которая заключается в прикреплении металлической проволоки вдоль линий рисунка, нарисованных на металлической основе. Эмаль наносится меж перегородок, а изделие обжигается и полируется. Для musen-shippo — мусен-шиппо (беспроводная перегородчатая эмаль) металлическая проволока либо удаляется перед обжигом, либо проволока не используется вообще, что позволяет добиться тонкой градации цвета, а не четко очерченных границ, как в проволочной перегородчатой эмали. В moriage-shippo — мориаге-шиппо (приподнятая перегородчатая эмаль) участки поверхности эмали приподняты над уровнем металлической проволоки и обжигаются для придания рельефного эффекта. Перегородчатая эмаль может иметь сверкающий эффект, как у нежной shotai-shippo — сётай-шиппо (plique-à-jour), которая изготавливается путем фиксации серебряной проволоки на медной основе, нанесения и обжига полупрозрачной эмали, полировки и удаления основы путем кислотной коррозии. Существует еще много других техник, которые используются в различных комбинациях. Уникальный блеск и цвета перегородчатого стекла завораживают.
Перегородчатая эмаль попала в Японию из Китая. В Китае перегородчатая эмаль развивалась как значимая форма искусства. Мастерская императорского дворца была ведущим центром производства высококачественных изделий из перегородчатой эмали, в основном производимых для прославления храмов и дворцов. Цвет ранних китайских перегородчатых работ был преимущественно бирюзово-синим. Со временем палитра расширилась, включив в себя весь цветовой спектр, а также белый и черный. Самая старая перегородчатая эмаль, которая была найдена в Японии на сегодняшний день, была обнаружена в древнем кургане, датируемом примерно VII веком. В Японии сохранилось очень мало древних образцов с эмалью, так как в какой-то момент эмаль перестали применять и японцы утратили это мастерство.
Однако в начале 17 века в Японии жил мастер по имени Хирата Хикоширо, более известный как Донин. Обычно считается, что Донин сначала был изготовителем украшений для мечей (ТачиКанагу-Си) в Киото, как то: Tsuba (гарда), **Kozuka (Кодзука), ***Fuchi & Kashira (Фучи и Кашира), ****Menuki (Менуки). С 1611 г. Донин работал в Сунпу провинции Суруга году по приглашению сёгуна Токугавы Иэясу, первого магната сёгуната Токугава и был назначен Иэясу официальным ремесленником сёгуната. В своих изделиях от использовал перегородчатую эмаль, но секрет изготовления её никому не открывал, передал его только одному из своих сыновей. Секрет сохранялся в семье вплоть до начала 20 века. Существуют две теории о том, как он освоил перегородчатую эмаль. (1) В 1597 году Япония вступила в войну с Кореей по приказу Тоётоми Хидэёси. Донин сопровождал войска и отправился в Корею. Он освоил перегородчатую эмаль у мастеров в Корее. (2) Донин никогда не был в Корее. Он отправился в международный порт Японии Нагасаки и освоил перегородчатую эмаль у голландцев.
Возрождение японского производства перегородчатой эмали приписывают бывшему самураю Кадзи Цунэкити (1803–1883) из Нагои в провинции Овари (современная префектура Аити). Кадзи, как и многие другие самураи его времени, был вынужден искать способы пополнить свое скудное официальное жалованье. Считается, что около 1838 года он получил кусок китайской перегородчатой эмали и намеренно разломил его, чтобы узнать секреты производителя.. После множества проб и ошибок он добился успеха начал делать cloisonné сам. Его ранние работы характеризуются использованием большего количества фоновых проволок. Они были декоративными, составляя неотъемлемую часть дизайна, и практичными, поскольку предотвращали растекание эмали во время обжига. Изделия Кадзи одновременно и захватывающе красивы, и выполнены на потрясающем уровне технического совершенства. К концу 1850-х годов был назначен официальным мастером перегородчатой эмали даймё (феодального вождя) Овари. В Японии Кадзи считают «отцом современной японской перегородчатой эмали».
С ростом популярности декоративных ремесел в период Мэйдзи, мастерство переняли и другие, в том числе чрезвычайно квалифицированные мастера, такие как Намикава Ясуюки, Намикава Сосукэ (не родственник, хотя и с общим именем), Кавадэ Сибатаро, Хаяси Кодэндзи и многие другие. Как и в других ремеслах, японцы не только проявили виртуозное мастерство в технике перегородчатой эмали, но и вывели эту технику на совершенно новый уровень, невиданный больше нигде в мире.
Намикава Ясуюки стал известен своим изобретением первой прозрачной черной глазури и своим «традиционным» стилем. Эта новая прозрачная черная эмаль привела к целому производству прозрачных эмалей, которые предоставили художникам больше свободы в работе с материалом. С этим новым применением Намикава Ясуюки смог прославиться своими «живописными» эмалями. Сосукэ стал известен как изобретатель сёсэн-дзиппо, где он вытравливал перегородчатые провода серной кислотой, чтобы создать более естественный переход, а не тяжелые контуры из перегородок. Андо Дзюбэй принес «новую моду» в японскую перегородчатую эмаль, объединив различные стили и техники, такие как plique-a-jour; техника, при которой нет металлической подложки, что позволяет солнечному свету проходить сквозь эмаль. Его компания, Andō Company получила несколько международных наград.
Перегородчатая эмаль обычно во всем мире выполняется путем покрытия поверхности предмета множеством мелких ячеек. Японцы нашли способ ровно наносить эмаль на большие криволинейные поверхности с несколькими мелкими ячейками только в определенных частях, что дает, например, возможность получения цветочных узоров, похожих на их цветочные композиции (икебана). Они пошли дальше, развив навык создания узоров с ячейками настолько мелкими, что для их изучения требуется увеличительное стекло. Они начали использовать серебро или даже золото для проволок, а иногда и для самого базового предмета.
Затем они пошли дальше, создавая изделия, из которых на полпути процесса они удаляли исходные перегородки ячеек и получали таким образом полностью эмалированную поверхность («musen» cloisonné). Или же они оставляли перегородки, но удаляли основание, создавая тонкие прозрачные контурные ячейки на изделиях («plique-à-jour»).
Японские художники привнесли множество инновационных техник в искусство перегородчатой эмали. Они добивались четко очерченных цветов и рисунков без использования проволоки. В то время как китайская техника обычно применялась к бронзе, японские мастера применяли перегородчатую эмаль к различным поверхностям от бронзы до глины и глазурованного фарфора. Японские творцы экспериментировали с новыми материалами и цветами, такими как золотые и серебряные крапинки, фольга и черный как смоль фон. Прежде всего, они добавили в свой репертуар живописные узоры, сделав японскую перегородчатую эмаль уникальной и отличной от китайских прототипов, которые использовали в основном узоры и ограниченную цветовую палитру эмали. Существует ещё множество других интересных техник.
В период империи Мэйдзи (1868–1912) началась вестернизация Японии. Япония не только открывалась Западу после того, как на протяжении столетий была закрытым обществом, но и модернизировалась при новом императоре. Японское прикладное искусство, в том числе и изделия с перегородчатыми эмалями стало доступно для зарубежных покупателей. Увеличения спроса на эмали привело к тому, что все больше и больше мастерских открывалось даже в небольших сельских общинах. Возникла целая отрасль, в которой были заняты вторые и третьи сыновья фермерских семей. Все это производство в конце 19 века было названо «Золотым веком японской перегородчатой эмали».
Массовое производство перегородчатых изделий в мастерских стало частью японской промышленной революции, которая произошла во второй половине 19 века. Производство перегородчатой эмали стало деревенской ремесленной промышленностью, а не произведением искусства отдельных лиц. Тем не менее, стандарты были настолько высоки, что в 1867 году перегородчатая эмаль из Овари стала известна во всем мире, так как выиграла награду на Всемирной выставке в Париже. Как и всякий предмет роскоши, перегородчатая эмаль сильно пострадала во время войны и спада экономики. Во время Второй мировой войны производство было приказано остановить из-за принятия Правил ограничения производства и продажи предметов роскоши. Однако, уже в 1947 году началось восстановление этого старинного искусства.
Ознакомиться с работами современных японских мастеров можно, например, в этой галерее. Посмотрите, не пожалеете!
Производственный процесс изготовления японской перегородчатой эмали
Поскольку каждый этап производства перегородчатой эмали требует высокоспециализированных методов, каждая фаза процесса распределяется между опытными мастерами.
Изготовление основы. Медной пластине, которая чаще всего используется для основы, придается нужная форма либо вручную путем отбивания металлическим или деревянным молотком, либо на станке или с помощью пресса.
Нанесение рисунка. Существует два способа нанесения рисунка. Либо рисунок наносится непосредственно на гладкую металлическую поверхность основы чернилами суми, либо перед нанесением рисунка сначала наносится белое эмалевое покрытие. В последнее время часто используется недавно разработанная техника резки с использованием резной пластиковой формы, которая повысила эффективность производства.
Крепление проводов. Для прикрепления серебряных проводов по линиям рисунка используется клей, изготовленный из высушенных и измельченных корней орхидеи урны.
Нанесение эмали. Эмаль наносится между серебряными проводами на металлическую основу. Для получения красочных узоров использует десятки эмалей, изготовленных из таких материалов, как силикатный камень, оксид свинца или селитра. Для придания цвета добавляют небольшие количества кобальта, марганца, меди, серебра или других металлов. Для создания особенных цветов некоторые мастерские имеют свои собственные секретные рецепты, что дает мастерам возможность продемонстрировать свое мастерство и индивидуальность. Даже при современных технологиях прикрепление перегородок и нанесение эмали трудно поддается автоматизации, поэтому опытные мастера с многолетним стажем выполняют эти задачи вручную.
Обжиг. После нанесения цветной эмали изделие обжигают в течение примерно десяти-пятнадцати минут в электрической печи при температуре около 700-800 ℃. В старые времена использовалась угольная печь. Обжиг расплавляет порошкообразную эмаль. После обжига, как правило, наблюдается усадка эмали и она проседает относительно перегородок. Поэтому необходимо несколько циклов нанесений эмали и повторных обжигов. Температура и время обжига варьируются в зависимости от дизайна и типов используемой эмали.
Полировка. После окончательного обжига поверхность перегородок и эмали все еще будет неровной, и требуется сглаживание и полировка с использованием воды и точильного камня. Для дальнейшей полировки до зеркального блеска используется древесный уголь или оксид олова. При полировке проявятся проволоки, делая контуры дизайна видимыми. В последние годы для полировки иногда используются промышленные алмазы.
Установка декоративных ободов. Верхний и нижний края не обрабатываются на этапе полировки, оставляя медную основу открытой. К ним прикрепляются серебряные или посеребренные ободы. Например, для цветочной вазы кольца будут установлены на ободок и дно.
*Су́тра, она же су́тта — в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, афоризм.
**Кодзука — нож, вставляющийся в эфес меча.
***Фучи и Кашира — металлическая накладка на японский меч, которая увеличивает прочность рукояти. Fuchi Kashira представляет собой комбинацию из двух частей: Fuchi и Kashira. Fuchi помещалась рядом с Tsuba (гардой), а Kashira помещалась на окончании рукояти.
****Мэнуки — часть косираэ (оправы) традиционного японского клинкового оружия (мечей и ножей), небольшое парное украшение, размещаемое на рукояти (цука) под оплеткой (ито) или непосредственно на шкуре ската (самэкава) в виде декоративных фигурок, выполненных из металла, кости и других материалов.