Menu

ИЗУМРУДНО-БРИЛЛИАНТОВАЯ ТИАРА КОРОЛЕВЫ ВИКТОРИИ

Альберт Саксен-Кобург-Готский

Принц-консорт Альберт, супруг королевы Виктории родился 26 августа 1819 года. Он получил очень хорошее образование. В боннском университете Альберт изучал право, философию, экономику и историю искусств.

Брак его с королевой Викторией состоялся 10 февраля 1840 г. Они были ровесниками и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Принц Альберт получил титул Его Королевское Высочество, его назначили членом Тайного совета. Их брак оказался гармоничным союзом, одним из самых успешных королевских браков. Они произвели на свет 9 детей.

Первоначально к принцу отнеслись очень настороженно в британском обществе из-за его немецкого происхождения. Однако его геройское поведение при трех покушениях на королевскую чету тронули сердца его подданных до такой степени, что британский парламент назначил его регентом над несовершеннолетним наследником в случае смерти Виктории. Принц Альберт в полной мере принимал во внимание чувствительность британского парламента и общественности и на начальном этапе старался держаться в тени как принц-консорт.

Все свою жизнь принц придерживался прогрессивных взглядов, Виктория была более консервативна. Будучи главным советником королевы и ее личным секретарем он побуждал свою жену проявлять больший интерес к деятельности в области промышленного развития, социального обеспечения, образования. Сам Альберт занимал такие общественные должности, как президент Общество по устранению рабства, канцлер Кембриджского университета, президент Общества искусств и президент Британской ассоциации содействия развитию науки. Кроме того, он патронировал многие государственные образовательные учреждения. До сих пор в Лондоне показывают построенный им квартал для рабочих с соответствующей социальной инфраструктурой.

Принц последовательно придерживался научных взглядов. Иногда это приводило к конфликту с Церковью. Например, его предложение присвоить рыцарство Чарльзу Дарвину после опубликования его «Происхождения видов» было отклонено.

Его особый интерес к научно-техническому прогрессу привел его к идее организации Великой всемирной выставки 1851 года с тем, чтобы продемонстрировать производственные достижения Великобритании, организовать обмен техническими знаниями с другими странами и стимулировать дальнейшее совершенствование британской промышленности. Несмотря на противодействие со стороны Палаты лордов и Палаты общин, выставка состоялась, имела колоссальный успех и принесла прибыль в общей сложности в186 000 фунтов стерлингов, которые были потрачены на покупку земель и учреждение музея. Это было одним из самых больших достижений принца Альберта.

Умер принц рано, в 42 года от воспаления легких. Виктория до конца своих дней погрузилась в траур.

Со времен Ост-Индийской компании, когда солнце никогда не заходило над Британской империей, монарший дом Великобритании накопил огромные богатства. Королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, императрица Индии Виктория, как глава одной из самых мощных монархий в мире, чей период царствования длился 63 года и 7 месяцев (с июня 1837 по январь 1901 года) и был самым длинным в истории британской монархии, обладала сказочной коллекцией украшений всех сортов, а также великолепной коллекцией выдающихся драгоценных камней.

Дизайн этой великолепной изумрудно-бриллиантовой тиары королевы Виктории был разработан ее супругом, принцем-консортом Альбертом Саксен-Кобург-Готским и выполнен придворным ювелиром Джозефом Кичингом под его руководством в 1845 году.

Принц Альберт был человеком разносторонних талантов. На людях дипломатично уходя в тень, он, будучи главным советником королевы, принимал активное участие в развитии искусств, науки, промышленности и торговли и был вдохновителем Великой выставки 1851. Поэтому нет ничего удивительного и в его достижениях в области ювелирного дизайна. И эта тиара - живое тому свидетельство. Кроме того, он разработал дизайн, по крайней мере, еще трех диадем для своей любимой жены королевы Виктории. Их демонстрировали на выставке тиар королевских семей Европы в музее Виктории и Альберта в 2002 году.

Изумрудно-бриллиантовая тиара была одной из самых любимейших драгоценностей Виктории, она была написана в ней два раза, в том числе и на знаменитом портрете королевской семьи работы Винтерхальтера (1846).

Королевское семейство в 1846 году. Портрет работы Winterhalter

Диадема представляет собой редкий и типичный пример диадемы 19 века, созданной в неоготическом стиле.

Готический стиль возник в Европе вследствие крестовых походов под влиянием арабских и ближневосточных мотивов и господствовал в искусстве с середины 12 по начало 16 века. Кроме всем нам известных примеров из архитектуры этот стиль отразился также и в произведениях прикладного искусства, в том числе и в ювелирном деле. Для готических украшений характерен символизм и философский подтекст, размышления о бренности бытия и о стремлении к Небу. В них достаточно много мистики, именно в этот период развились представления о магической силе драгоценных камней. Их использовали как талисманы и обереги и даже как лекарство, именно поэтому тогда сложился такой обычай - носить их как можно больше, на каждом пальце рук. Ведущим направлением искусства была церковная архитектура и церковный декор, также наполненный христианской символикой. Поэтому все художественные произведения подражали им, что отражалось в виде проявления архитектурных мотивов в каждом изделии. Готический стиль сменил романский и предшествовал Ренессансу.

Королева Виктория в изумрудно-бриллиантовой тиаре. Фрагмент портрета

В этой диадеме королевы Виктории мы видим все характерные черты неоготического стиля. Особенно бросается в глаза изогнутые шипы, декорированные бриллиантами и увенчанные кабошонами изумрудов. Форма, перекликающаяся с готической архитектурой. Еще одна характерная готическая черта – четырехлистники изумрудов на венчике тиары. Некоторые кабошоны изумрудов имеют форму мандорлы. Совершеннейший образец готики в нашем представлении, глубоко вошедшем в наше сознание. Именно в таких коронах (по современной терминологии - коронетах) предстают перед нами короли и королевы на иллюстрациях к сказкам и в мультфильмах.

База тиары состоит из двух параллельных полос с сотнями небольших круглых белых бриллиантов круглой бриллиантовой огранки. Две полосы соединены друг с другом короткими вертикальными ребрами с двумя круглыми бриллиантами бриллиантовой огранки. Каждое прямоугольное пространство между двумя ребрами занимает большой прямоугольной формы изумруд.

Венчик тиары выполнен в виде завитков, инкрустированный бриллиантами. На конце - большие круглые бриллианты бриллиантовой огранки. В точках соприкосновения завитков возвышаются чередующиеся длинные и короткие шипы. Длинный шип венчается большим каплевидным кабошоном изумруда, по своей форме, приближающимся к мандорле. В основании длинного щипа установлен четырехлистник изумруда. Каждый короткий шип состоит из большого изумруда барочной огранки с круглым бриллиантом на конце.


Судьба этой диадемы в настоящее время не известна. Диадема не принадлежала к драгоценностям британской короны, а была в личной собственности королевы. Известно, что королева завещала ее одному из своих девяти детей или их потомкам, но не главной линии.

На снимке справа мы видим портрет ее внучки, герцогини Виктории Гессен-Дармштадской (дочь великого герцога Гессенского Людвига IV и британской принцессы Алисы, внучка королевы Виктории, в браке — маркиза Милфорд-Хейвен, супруга Людвига Александра Баттенберга. Сестра русской императрицы Александры Федоровны и великой княгини Елизаветы Федоровны, бабушка Филиппа, герцога Эдинбургского, супруга королевы Елизаветы II), сделанный в 1880-е годы. Диадема надета на бархатную шапочку, что еще больше приближает ее к короне. Вероятно, это часть костюма на костюмированном балу. Считается, что диадему просто одолжили герцогине.

Несколько десятилетий спустя мы видим эту тиару на Кэролайн Уорсли, герцогине Файф, надетой по случаю открытия парламента в 1960 году. ( Супруги развелись шесть лет спустя, и Кэролайн с тех пор вступила в повторный брак). На рисунке слева можно сравнить фото герцогини Файф с портретом королевы Виктории. Причем, герцогиня предстает во всем parure.

Диадема демонстрировалась на выставке в 1997 году «Сто диадем - эволюция стиля, 1800-1900», организованной Джеффри Манном, управляющим директором известной антикварной компании Wartski. В своей книге «Диадемы: История и Великолепие» Джеффри Манн утверждает, что тиара находится в целости и сохранности в руках потомка королевы Виктории, который был достаточно любезен, чтобы дать ее Wartski для выставки 1997 года, но имени владельца не называет.

Есть предположение, что настоящие владельцы изумрудно-бриллиантовой тиары королевы Виктории, как и сапфировой диадемы, граф и графиня Harewood. Однако, исходя из фотографии 1960 г., разумно предположить, что тиарой владеют герцоги Файф – потомки сына королевы Виктории, Эдуарда VII, но не хотят обнародовать этот факт. Высказывается также предположение, что тиара находится в семье Карнеги, т.к. в 1960-х годах он имел к ней доступ и именно у него Манн позаимствовал тиару для фотографии к своей книге. Ходят также слухи, что сейчас диадема продана и размонтирована.



Другие известные драгоценности:

Аквамариновый гарнитур Елизаветы II

Брошь Вильямсон

Хризантемовая тиара японского императорского дома